Чёрные дыры, «Чёрный квадрат» и чёрный юмор: в Смоленске «разобрали на атомы» чёрный

Фото: © ИЦАЭ Смоленск

Новости

Чёрные дыры, «Чёрный квадрат» и чёрный юмор: в Смоленске «разобрали на атомы» чёрный

5 апреля 2024 года в 21:21
Можем ли мы увидеть чёрную дыру и может ли в неё засосать Землю? Умел ли Малевич рисовать и почему его «Чёрный квадрат» – это шедевр? Почему шутки про боль и смерть смешные, и нормально ли любить чёрный юмор? Ответы на эти и другие вопросы узнали участники научно-популярного ток-шоу «Разберём на атомы», которое прошло 4 апреля в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Смоленска. Темой разговора стал «чёрный».

Фото: © ИЦАЭ Смоленск

«Почему именно "чёрный"? Несколько дней назад, 1 апреля, был День смеха, а так как в ИЦАЭ мы говорим про науку, но стараемся делать это максимально интересно, мы задумали немного пошалить, - рассказала менеджер ИЦАЭ Смоленска Кира Аболонко. – Мы решили в четверг четвёртого числа, в нашем случае ещё и четвёртого месяца двадцать четвёртого года, в четыре с четвертью часа поговорить про известные чёрные понятия: чёрные дыры, «Чёрный квадрат» и чёрный юмор. И не прогадали, тема заинтересовала многих, с нами этот научный вечер провели более 70 любителей науки».

Технически чёрный — не цвет, его нет на цветовом круге. Это тон, который мы воспринимаем, когда от объекта нет потока видимого света. Часто отсутствие света воспринимается людьми как нечто таинственное, загадочное, сложное, серьёзное и даже негативное. Что может быть чёрным и всегда ли чёрный – негативный? Об этом рассказали эксперты ИЦАЭ.

Фото: © ИЦАЭ Смоленск

Чёрная дыра — область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе кванты самого света. Подробно с этим понятием гостей ИЦАЭ познакомил кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физики и технических дисциплин СмолГУ Андрей Дюндин. Он объяснил, что дыра — потому что, если что-то туда попало, то не может выбраться назад, а чёрная — потому что сам по себе этот объект ничего или практически ничего не излучает.

«Чёрная дыра – это одна из финальных стадий эволюции звезды. Она является настолько массивной и настолько плотной, что теоретически с её поверхности не может уйти даже свет. И интересны чёрные дыры тем, что в них моделируются такие экстремальные состояния вещества, которые мы никогда в принципе не сможем получить на Земле. И желательно их на Земле не получать, хочется пожить подольше. Но понять, как там всё меняется, как искажается, важно. Другой вопрос: когда мы и как это сможем использовать, - пояснил эксперт. – И предвосхищая вопросы, скажу, что на Большом адронном коллайдере чёрную дыру сделать не получится, потому что, если объект меньше полутора масс Солнца, то это невозможно. А масса Земли всё же меньше».

Фото: © ИЦАЭ Смоленск

Отвечая на вопросы слушателей мини-лекции, Андрей Дюндин рассказал и о том, что теоретически, после детального изучения чёрных дыр, могут стать возможными перемещения из одной точки галактики в другую, и о том какие звёзды в скором времени дойдут до стадии чёрной дыры. Также эксперт поделился списком литературы, который будет полезен начинающему астрофизику.

Продолжил программу разговор об искусстве. «Чёрный квадрат» Казимира Малевича – наиболее значительное произведение художника и одна из самых обсуждаемых, самых известных картин в мировом искусстве. Об истории создания произведения, причинах его популярности и всех смыслах, заложенных в нём, рассказала заведующая музеем «Художественная галерея» в Смоленске Дарья Иванова.
«Есть такие картины, которые становятся чем-то большим, чем просто живопись или искусство. Мы ассоциируем их с целым пластом понятия. Например, «Джоконда» всегда будет символом старых мастеров, классической живописи. Так и «Чёрный квадрат», нравится он нам или нет, принимаем ли мы его или нет, любим ли мы такие искусство или нет, всегда будет произведением, которое разделило всю историю живописи на классическую и современную. Казимир Малевич навсегда подарил нам символ беспредметности в искусстве», - рассказала Дарья.

Гости ИЦАЭ узнали не только о философском и историческом значении «Чёрного квадрата», но и о том, как его изучали. В настоящее время чёрный квадрат Малевича выставлен в одной из галерей современного искусства Эрмитажа, но уже несколько десятилетий учёные изучают холст и краски, раскладывают картину на слои.

Фото: © ИЦАЭ Смоленск

«Мне интересно было узнать, что картине не раз делали рентген, - поделилась впечатлениями посетительница ИЦАЭ Ирина Жарова. – Так узнали, что под слоем чёрной краски есть другое изображение, оно сейчас проступает через трещинки. Подобные, можно сказать, атомные технологии позволили рассмотреть и состав краски, что очень важно. Например, нам рассказали, что Малевич очень долго пытался добиться особого чёрного цвета с бархатистой структурой. Для него «Чёрный квадрат» был не картиной, а иконой, он с самого начала знал, что это самое главное произведение в его жизни. И здорово, что современные технологии помогают нам не только понять это по воспоминаниям и в контексте истории, но и материально доказать. Здорово, когда искусство и технологии заодно».

После искусства участники ток-шоу «Разберём на атомы» поговорили о юморе. Чёрный юмор – смешно или страшно? Почему люди испытывают потребность в шутках, которые строятся вокруг серьёзных и сложных тем — боли, смерти? На эти вопросы искала ответы психолог, гештальт-терапевт Екатерина Кочетова.

«Сразу скажу, что с людьми, которые любят чёрный юмор, всё хорошо, - начала выступление Екатерина, - Есть исследования австрийских психологов, в котором они доказали, что люди, использующие чёрный юмор, обладают наиболее высокими показателями уровня интеллекта и меньшей склонностью к агрессии».

Эксперт пояснила, что чёрный юмор – свидетельство хорошей работы ума человека, но использовать его лучше в контексте, потому что некоторые темы для вашего собеседника могут быть болезненными.

«Там, где у нас есть болезненное переживание, там у нас чувство юмора пропадает, нам тяжело смеяться там, где нам больно», - рассказала психолог и дала совет смеяться не над человеком, а над ситуацией.

В завершении вечера гости ИЦАЭ смогли познакомиться с чёрно-белыми фотографиями смолян, сделанных в фотоателье города в период с 1890 по 1917 годы. Подлинные старинные снимки для выставки предоставил частный коллекционер, краевед, сотрудник смоленского филиала «АтомЭнергоСбыт» Александр Школьников.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Фото: © ИЦАЭ Смоленск

Ремонт Домов культуры. Как реализуется проект «Единой России» в Смоленской области
Глава Смоленска Александр Новиков посетил крупнейшие предприятия Минска