«Хожение за три моря»
Новости

«Хожение за три моря»

18 марта 2024 года в 08:23

Афанасий Никитин – выдающийся русский путешественник позднего cредневековья, совершивший в 1468–1474 годах знаменитое путешествие из средневековой Руси в Индию через три моря: Каспийское, Индийское и Чёрное.

Неудачливый купец

Он попытался «свесть Индию и Россию» и начал свой путь в Твери. Однако Афанасия Никитина и его спутников преследовали неудачи.

Купцы были ограблены астраханскими татарами в устье Волги. Не имеющие возможность возвратиться на родину, они отправились на двух судах в Дербент. Один из кораблей во время бури разбился о берег у города Тарки, путешественники оказались в плену у кайтаков (Кайтагское уцмийство – феодальное государство в Дагестане, существовавшее в V–XIX веках).

Добившись освобождения товарищей, Никитин отправился в Баку. Позже, не заработав ничего на своих товарах и чуть не поплатившись жизнью за нежелание принять «веру магометанскую», Афанасий Никитин отправился в Индостанскую землю.

Оказавшись в Индии, Никитин своими глазами увидел красоту природы, пышность дворцов и бедность сельского населения, необычные костюмы и обычаи. Отметил он и то, что вер в Индии 84 и вера с верою «не пьёт, не ест, не женится».

Афанасий Никитин пробыл здесь несколько лет, изучая историю, культуру, географию страны. Жить в Индостане Никитину было тяжело: всё стоило больших денег, а вокруг была война.

Как купец Афанасий Никитин не имел успеха: его не раз грабили, и единственная известная нам торговая операция – перепродажа жеребца – обошлась ему в убыток. Но на руках у Никитина была охранная грамота, выданная ему Иваном III. И, судя по всему, торговля была не основной целью путешественника…

Однако заслуги Афанасия Никитина как путешественника нельзя не оценить! Путь из Европы в Индию он проложил почти на тридцать лет раньше, нежели португалец Васко да Гама, которому долгое время приписывали эту заслугу.

Путь домой

Наконец Никитин отправился домой. Его дорога пролегала через Персию, Трапезунд (средневековое греко-православное государство на побережье Чёрного моря), Кафу (Феодосию), Подолию (область Украины) и Смоленск.

Политическая обстановка в то время вокруг Смоленска, Твери и Москвы была предвоенная, и попасть в Тверь из-за нарастающего конфликта между Литвой и Москвой было сложно.

Кроме того, Афанасий Никитин был болен и, вероятнее всего, прибыл в Смоленск осенью. А значит, впереди была зима. Наложение этих обстоятельств привело к тому, что путешественник вынужден был остановиться здесь и задержаться.

Он умер под Смоленском (тогда – территория Великого княжества Литовского) осенью 1474 года. Об этом свидетельствует Эттеров список:

«…в кое лѣто пришёл из Ындѣя умер, а сказывают, что деи Смоленьска не дошед умеръ. А писание то своею рукою написал, иже его рукы те тетрати привезли гости к Мамыреву Василию, к дiяку великого князя на Москву».

А где именно?

Однако точное место под Смоленском, где останавливался Афанасий Никитин и где был похоронен, до сих пор не найдено. Ответ на этот вопрос попытались выяснить представители научно-исследовательской лаборатории остеологического мониторинга археологических исследований Смоленского государственного медицинского университета. Их работа напрямую связана с изучением истории и географии Смоленщины.

Проанализировав всю доступную на сегодняшний день информацию о последнем этапе маршрута Афанасия Никитина при возвращении на родину в Тверь, а также географию Смоленска и Смоленского района, исследователи предполагают, что Афанасий Никитин шёл от Таванской переправы на Белгород-Днестровский (Монкастро, Аккерман), а далее через Луцк Великий, Минск, Друцк и Оршу на Смоленск. Эта дорога была достаточно удобна, так как проходила по населённым местам, где можно было получить тёплый ночлег и пищу. А река Днепр на участке от Орши до Смоленска – судоходная.

Смоленские учёные учитывали логистику, правила и порядки, которым должны были следовать купцы при прибытии с товарами в Смоленск: наличие оборудованных пристаней, гостиного или постоялого двора, складов, карантинных ограничений. Наиболее вероятное место, куда могло бы пристать речное купеческое судно с больным Афанасием Никитиным, расположено рядом со Смоленском вниз по течению Днепра – это пристань на стрелке реки Кловки и Днепра. Рядом с пристанью был расположен Троицкий монастырь и постоялый (гостиный) двор, специально построенный литовскими купцами для остановки и перевалки товаров.

– Пристани, расположенные выше по Днепру, вряд ли могли стать местом остановки, – считает Владимир ГЛОТОВ, заведующий кафедрой анатомии человека Смоленского медуниверситета. – Для этого необходимо было проследовать по Днепру мимо Смоленска. А карантинные мероприятия не позволяли это сделать: Афанасий Никитин был болен. Это могла быть малярия, туберкулёз, другие заболевания лёгких, которые могли восприниматься контролирующими органами как заразные, опасные для жителей города. А значит, в Смоленск путешественник войти не мог. Троицкий монастырь был единственным «приютом для гостей, заезжих с запада…».

Если эта версия правильная, рассуждает профессор, то упокоиться Афанасий Никитин должен был в палатах гостиного двора Троицкого монастыря и, следовательно, должен быть захоронен в местном некрополе. Если таковой существует, то захоронения там производились на протяжении трёх-четырёх веков. Подобный некрополь был вскрыт при охранных археологических раскопках в районе Пятницкого конца средневекового Смоленска. И научно-исследовательская лаборатория остеологического мониторинга археологических исследований Смоленского государственного медицинского университета имеет большой опыт изучения остеологических останков из этого места.

– При вскрытии некрополя Троицкого монастыря можно провести тотальные исследования всех захоронений и по антропологическим данным, а также сопутствующим артефактам попытаться найти могилу Афанасия Никитина, – считает Владимир Глотов. – При этом для идентификации предполагаемых останков путешественника можно применить самые современные технологии, например ДНК-генеалогию.

«Хожение за три моря»

Путевые записки, известные нам как «Хожение за три моря», рассказывают о путешествии купца Афанасия Никитина. Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие.

Троицкий монастырь был достаточно богатым общинным монастырём. Зная об охранной грамоте, выданной ему от Ивана III, и о важной государственной миссии, монахи-книжники монастыря могли отнестись к Никитину с особым вниманием и помочь в приведении его записок в порядок для передачи в посольский приказ в Москве. Тем более известно, что в смоленских монастырях были монахи-книжники, которые создавали и переписывали рукописные документы. Нельзя исключать версию, что именно поэтому список рукописи Афанасия Никитина получил название «Троицкий список».

В 1475 году благодаря московским купцам рукопись оказалась у дьяка великого князя Ивана III Василия Момырёва. Текст был изучен и внесён в Летописный свод 1489 года, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также сохранились записки Никитина в Троицком сборнике XV века.

В новое время записки были обнаружены Н.М. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкого сборника. Карамзин опубликовал отрывки в 1818 году в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского». Полностью сочинение опубликовал П.М. Строев в 1821 году в издании Софийской II летописи.

Живое, реалистичное описание Ирана, Турции, далёкой и манящей Индии, сделанное Афанасием Никитиным, не могло остаться незамеченным, и «Хожение» стало выдающимся памятником литературы.

А почему сейчас это важно?

– Путешествие Афанасия Никитина в свете последних политических событий, разворотом России на Восток, вновь приобрело важность для укрепления дружеских стратегических отношений между Россией и Индией, – считает Владимир Глотов. – Это средневековое событие является достоянием не только России и её культуры, но и Индии и её культуры.

В 1958 году вышел исторический художественный фильм «Хождение за три моря». Постановка стала первой совместной работой советских и индийских кинематографистов о путешествии тверского купца Афанасия Никитина по мотивам его одноимённых путевых записок.

В 1955 году в Твери был установлен великолепный памятник Афанасию Никитину. В 2002 году в Ревдане (Индия) установлена скульптура Афанасия Никитина возле того места, где предположительно он впервые ступил на индийскую землю. Через полгода после этого памятник Афанасию Никитину появился в Бидаре (Индия). В 2008 году похожая скульптура появилась в Феодосии. И только последняя точка маршрута путешествия Афанасия Никитина до сих пор никак не обозначена.

По мнению смоленских учёных, этот факт вопиющ.

– Уже более двадцати лет в Смоленский государственный медицинский университет приезжают учиться студенты из Индии. Мы даём качественное образование и являемся одним из ведущих российских медицинских университетов, работающих с этой страной. Установка памятного знака Афанасию Никитину в Смоленске имеет не только историческое, но и стратегическое значение: обращение к корням дружественных отношений между Россией и Индией.

С просьбой поддержать проект смоленские учёные обратились в Русское географическое общество, но финансирование пока не найдено.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Фото: Александра КОВАЛЁВА, projects.tverlib.ru

Александра Ковалёва

Депутаты Смоленской облдумы от «Единой России» пришли на избирательные участки вместе с детьми
В Смоленской области зарегистрировали семь палов сухой травы с начала года