Олеся Кравченко: Главное – подобрать к каждому инструменту свой ключик
10 февраля смоленских любителей органной музыки ожидает очередная встреча с Олесей КРАВЧЕНКО (Москва). В этот вечер в Большом зале областной филармонии в её исполнении будет звучать духовная музыка И.С. Баха – его «Органная месса»…
Гармония Баха
– Органной мессой называют третью часть сборника «Клавирные упражнения». Она включает в себя двадцать одну хоральную обработку, четыре дуэта, а также прелюдию и фугу ми-бемоль мажор.
Бах написал это произведение к 200-летию посещения Лейпцига христианским реформатором Мартином Лютером. Оно и состоит в основном из обработок песнопений протестантского богослужения, а по структуре напоминает Большой и Малый катехизисы. Речь идёт о двух книгах, в которых Лютер изложил основы христианства: первая подробно описывала догматы веры, а вторая, краткая и более понятная, была ориентирована на детей и простой народ. И Бах тоже включает в свою мессу по две версии хоральных обработок.
Кстати, сам композитор придавал особое значение третьей части «Клавирных упражнений». Именно она, среди всех органных опусов, стала первым сочинением, опубликованным при его жизни.
– Музыка Баха – это, наверное, своего рода Библия для органиста?
– Бах – мой любимый композитор. Хотя я играю много самой разной музыки – и современной, и классической. Мне нравятся и романтики, и Брамс, и Мендельсон… Люблю играть переложения, органные транскрипции. Наверное, я всеядна.
Но Бах мне необходим даже на каком-то физическом уровне. Потому что он настолько гармоничен. Эта музыка завораживает всех – и слушателей, и исполнителей. И в этом отношении он, конечно, непревзойдён.
– Олеся, я знаю, что вы уже не в первый раз в Смоленске…
– Да, я была здесь с ансамблем «Аве Мария» и моим супругом флейтистом Иваном Паисовым. А на прошлом фестивале имени Глинки состоялось и моё первое сольное выступление здесь.
– И как вам наш знаменитый концертный зал в историческом здании?
– Он, конечно, производит впечатление! И в первую очередь благодаря великолепной акустике. К сожалению, таких залов у нас в стране очень мало. И мне хорошо знакома ситуация, когда духовой орган стоит в помещении, предназначенном в первую очередь для танцев, а значит, не может звучать в полную силу. Здесь же электронный инструмент благодаря акустике зала звучит подобно настоящему духовому органу – это здорово!
Исполнитель и дирижёр
– Играть на электронном и духовом органе – в чём принципиальная разница?
– Даже не знаю… Вообще каждый орган разный, но я к этому уже привыкла. Мы, органисты, всякий раз приезжая в новый город или страну, понимаем, что сначала нас ждёт знакомство с инструментом, адаптация к нему. Даже если мы что-то о нём знаем, это не отменяет необходимости некоего привыкания. Наверное, в этом самая соль нашей профессии – подобрать к каждому инструменту свой ключик.
Что касается органа, который стоит в Смоленске, он мне очень хорошо знаком, потому что у меня есть такой же инструмент, той же голландской фирмы. Для меня он практически родной – мне легко на нём играть…
– А к незнакомым инструментам долго приходится приноравливаться?
– Конечно, в идеале нужен день или два, в некоторых случаях и неделя. Но реалии современной жизни вносят свои коррективы. Как правило, у тебя есть часа три-четыре на репетицию, и всё – приспосабливайся и играй.
– Орган – особый инструмент, способный заменить собой целый оркестр. Значит ли это, что органист – немножко дирижёр?
– Да, наверное. По крайней мере, я отчасти себя именно так и ощущаю. И, пожалуй, это то, что мне очень нравится в этом инструменте. Играя на нём, ты каждый раз создаёшь музыкальную партитуру: один голос можно поручить одной руке, другой – второй, что-то соединить, найти разные краски. Получается действительно симфоническая партитура. Тем более что, как правило, я играю на больших инструментах, с большим количеством труб, и у них есть все возможности для такого оркестрового звучания.
– Поэтому орган часто звучит в концертных программах в дуэтах с разными солирующими инструментами?
– Как говорила мой педагог в консерватории Наталия Николаевна Ведерникова, «нужно играть ансамблем». Потому что просто органные концерты публике довольно сложно воспринимать – необходимо быть погружённым в эту культуру. К тому же очень много музыкальных инструментов хорошо сочетаются с органом…
– А какой из инструментов, с которыми вам приходилось играть в дуэте, был самым необычным?
– Виброфон. Я уже лет десять-одиннадцать работаю в музыкальной школе, а мой сосед – преподаватель ударных инструментов. И прошлой весной мы с ним как-то столкнулись в коридоре и решили поиграть вместе.
Получилось очень необычно. Потому что акустика у органа – с большой ревибрацией, с глубоким звуковым откликом, и я привыкла, что солирующий инструмент звучит гораздо суше. А виброфон даёт некую звуковую подушку – можно сказать, гул. И нам надо было приспособить два этих, грубо говоря, гудящих инструмента друг к другу. Это было очень интересно, и в итоге получилось красиво.
– Вам самой больше нравится играть сольно или с другими музыкантами?
– По-разному. Для меня это всегда новый опыт, новое звучание…
Соло для фестиваля
– Олеся, в прошлом году вы впервые выступали на фестивале имени Глинки – композитора, который практически ничего не сочинил для органа. И всё-таки вы исполнили два его произведения…
– Да, я открывала и закрывала свою программу музыкой Глинки. Как мы уже говорили, орган подобен симфоническому оркестру, поэтому многие композиторы делают транскрипции классических произведений для этого инструмента. С такой транскрипции знаменитой увертюры к опере «Руслан и Людмила» и начинался мой фестивальный концерт.
А в завершение программы я исполняла песню Вани из оперы «Иван Сусанин», которая получила вариационное развитие в цикле ряда очень известных советских композиторов – таких, как Шостакович, Эшпай, Кабалевский, Щедрин. Они написали совместное произведение, где каждый создал одну-две вариации на эту песню, а наш консерваторский органист-композитор Дмитрий Дианов сделал их транскрипцию для органа.
– Вы включили эти произведения в свою программу специально для нашего фестиваля?
– Да. И это скорее исключение. Потому что, как правило, я сначала делаю программу, а потом уже просто обкатываю её в разных залах.
– Практически все выступающие у нас музыканты отмечают особенность смоленской публики. Вам уже удалось это заметить?
– Безусловно. Всегда приятно почувствовать образованность и интеллигентность публики. И в Смоленске это особенно заметно. Потому что в некоторых городах слушатели тоже тепло, даже горячо принимают артиста, но ты понимаешь, что они реагируют не на музыку, а на что-то ещё. А здесь люди умеют слушать даже сложные произведения, и это очень ценно…
Справка «СГ»
Олеся Кравченко – современный российский органист, клавесинист, пианист и педагог.
«Состоявшийся музыкант, нашедший свою манеру игры, сочетающую в себе энергию подачи со зрелым и профессиональным отношением к стилю и содержанию исполняемых сочинений. Ей присуще тонкое чувствование и понимание исполнительских стилей разных эпох» – так характеризуют Олесю Кравченко музыкальные критики.
Окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по специальностям «музыковедение» и «орган», а затем и аспирантуру. В её исполнительском репертуаре сочинения более пятидесяти композиторов.
С 2008 года Олеся Кравченко активно гастролирует в России и за рубежом, выступает в известных органных залах страны и мира. Её исполнительское мастерство не раз отмечалось победами и дипломами международных конкурсов и фестивалей.
С 2012 года ведёт класс органа в Детской музыкальной школе имени И.О. Дунаевского. Ученики Олеси Кравченко регулярно участвуют в концертной жизни Москвы, неоднократно представляли школу на всероссийских конкурсах и фестивалях, где становились лауреатами и дипломантами.
В 2012 году музыкальное издательство «АРТ сервис» выпустило первый диск Олеси Кравченко и Антона Паисова «И.С. Бах. Музыка для флейты и органа. Часть I». В 2015 году вышла вторая часть диска, куда также вошли органные сочинения И.С. Баха и его музыка для флейты и органа.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Ольга Суркова