Смоленские сказки: продолжение следует
Новости

Смоленские сказки: продолжение следует

6 января 2024 года в 17:41
Проект «Смоленские сказки. Культурная память региона» победил в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. А это означает, что предстоящий 2024 год может стать для жителей региона по-настоящему сказочным. По крайней мере, для тех, кто примет участие в мероприятиях, запланированных Смоленским краеведческим обществом в рамках этого проекта…

Культурная память

Смоленщина – удивительный регион. Единственный в стране приграничный и пристоличный одновременно. А потому много раз за свою историю он оказывался то по одну, то по другую сторону границы России с Европой. И его временное вхождение в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, безусловно, тоже оказало влияние на формирование культурной памяти смолян. В том числе добавило особых нюансов в сюжеты местных сказок.

– Сказки – это хранилище коллективного знания наших предков, важный носитель традиционных культурно-нравственных ценностей, – говорит один из авторов проекта «Смоленские сказки. Культурная память региона», краевед и издатель Ирина ФЛИМАНКОВА. – Не у каждого российского региона есть собственный запас сказок. Смоленщине в этом смысле очень повезло, поскольку наш знаменитый земляк, этнограф Владимир Николаевич Добровольский в конце девятнадцатого века опубликовал фонетическую транскрипцию сказок, собранных им в деревнях и сёлах.

Кстати, несколько лет назад именно Ирина Флиманкова и художник Маргарита ВОЛКОВА решили адаптировать материалы Владимира Добровольского для современных читателей. И тем самым подарили смоленским сказкам новую жизнь, продолжение которой ждёт нас и в 2024 году.

– Проект «Смоленские сказки. Культурная память региона» направлен на популяризацию наших сказок с помощью творческих, развивающих и развлекательных средств, – продолжает Ирина Флиманкова. – В ходе его реализации будут созданы несколько тематических продуктов: настольная игра, серия почтовых открыток и подкастов с аудиоспектаклями по смоленским сказкам, готовые сценарии для постановок в театральных студиях, кружках, для съёмок кино- и мультфильмов. В качестве итогового мероприятия запланирован фестиваль смоленских сказок, который, безусловно, станет ярким событием для смолян и гостей региона. Уверена, что этот проект позволит через сказку, на уровне культурных кодов сформировать у людей правильное отношение к миру и укрепить традиционные духовно-нравственные ценности.

Записанные дословно

Конечно, новый проект Смоленского краеведческого общества возник не на пустом месте. Скорее это весьма логичное продолжение множества замечательных идей и мероприятий, на осуществление которых их организаторов вдохновили мудрые сюжеты смоленских сказок.

А началось всё в 1856 году, когда в селе Красносвятское Смоленского уезда родился Владимир Добровольский. До двенадцати лет он воспитывался в имении. И поскольку родители не запрещали ему дружить с крестьянскими мальчишками, с детства приобщался к реалиям народного быта и деревенских понятий.

Свою роль сыграла в этом и няня будущего этнографа – старушка из крестьян, ставшая членом семьи Добровольских. Она пела мальчику народные песни и рассказывала сказки, которые тот слушал с нескрываемым интересом.

В двенадцать лет Владимир Добровольский поступил в Смоленскую гимназию, а по её окончании – на филологический факультет Петербургского университета. Однако из-за болезни вскоре вынужден был продолжить учёбу в Москве, поближе к дому.

В то время один из профессоров Московского университета, Всеволод Миллер, организовал у себя дома этнографический кружок для студентов. Там, в непринуждённой обстановке за стаканом чая, Добровольскому и «являлась мысль проявить самостоятельную инициативу в решении некоторых вопросов этнографии, но на основе жизненного фольклора, собранного в народе, у местного населения».

В свою первую этнографическую экспедицию он отправился после третьего курса. Это была поездка в Орловскую губернию, на родину отца. По её итогам Добровольский составил рукописный сборник «Песни Орловской губернии Дмитровского уезда», за который его наградили малой серебряной медалью Русского императорского географического общества.

По окончании университета Владимир Добровольский получил назначение в Смоленск, где стал учителем литературы, логики и истории в Мариинской женской гимназии. Однако через два года оставил службу по состоянию здоровья.
Вместе с женой Евдокией Вишневской он возвращается на родину, в Красносвятское, откуда в 1887 году переезжает в Даньково. Здесь он практически всё своё время посвящает науке. За десять лет учёный объездил всю губернию. И результатом этих поездок стали «Смоленский областной словарь», включавший не только токование диалектных слов, но и некоторые сведения о социальных условиях жизни народа, и «Смоленский этнографический сборник», в первый том которого и вошли местные сказки, записанные в фонетической транскрипции.

Красная книга

Позже не раз предпринимались попытки литературной обработки материала, собранного Владимиром Добровольским. Были, например, изданы сборники «Сказки Смоленщины» и «Сказки Смоленского края». Над составлением первого работал Василий Шурыгин, второго – Алексей Мишин.

А в 2017 году в издательстве «Свиток», которым руководит Ирина Флиманкова, вышла книга «Смоленские сказки». Составлением и художественным оформлением сборника, а также литературной обработкой текстов занималась Маргарита Волкова.

– Добровольский записывал за сказителями с фонетической точностью, стараясь не только сохранить сюжет, но и передать особенности народной речи, – поясняет Маргарита Волкова. – А его собеседники были очень разными. И если дан человеку талант рассказчика, ты ловишь за ним каждое слово – яркое, круглое. Поэтому и степень моего вмешательства в каждую историю разная. Иногда минимальная. Но в некоторых случаях приходилось из бесконечного повествования вычленять какой-то необыкновенный сюжет и превращать его в самостоятельную сказку. С одной стороны, это была работа, и достаточно кропотливая. А с другой – радость и страшная боязнь не соответствовать. Ведь это как драгоценный клад, который много лет ждал своего часа. И мне надо было его «оживить», сделав сюжет более динамичным, а язык современным, чтобы читалось легко и свободно. Но при этом максимально сохранить подлинный народный дух, какие-то слова и выражения – потрясающе цепкие.

Собственно, с этого издания – красной книжицы, на обложке которой изображён заглавный герой истории «О летучем старике», – и началась новая жизнь смоленских сказок. Жизнь яркая, насыщенная интересными событиями и яркими эмоциями. Словно их героям стало тесно на книжных страницах и они, найдя лазейку между измерениями, решили попробовать себя в новой реальности.

Кстати, в 2018 году «Смоленские сказки» получили «Золотой Витязь» в номинации «Литература для детей и юношества».

Выставка в музее

– Для нас эта книга стала настоящим открытием, – признаётся заведующая музеем «В мире сказки» Надежда ПРУДНИКОВА. – Её презентация проходила у нас в музее, и именно тогда мы решили включить в свою работу региональный компонент. С тех пор герои смоленских сказок стали постоянными участниками наших мероприятий, оживая в сценках и пересказах.

А недавно в музее открылась тематическая выставка, посвящённая смоленским сказкам. Здесь можно увидеть первый том «Этнографического сборника», куда как раз вошли сказки, и «Смоленский областной словарь», составленные В.Н. Добровольским, – оба издания из фонда редкой книги выпущены при жизни автора.

– Мы выписали некоторые слова из этого словаря и теперь на многих наших мероприятиях «говорим по-смоленски», – продолжает Надежда Прудникова. – И даже начиная экскурсию по музею, предлагаем угадать значение некоторых слов. Интересно, что чаще всего правильно отвечают те, кто в детстве часто бывал у бабушки в деревне.

Кроме того, в экспозиции выставки представлены письменные принадлежности и предметы быта конца XIX – начала XX веков. И, конечно, герои смоленских сказок в изделиях различных народных промыслов.

– Хочу особо упомянуть смоленского мастера Георгия Бажина, которого нашла куратор этой выставки Лариса Проценко. У него прекрасные деревянные скульптуры, похожие на богородскую технику. И некоторые из них так органично вписались в экспозицию, как будто вышли из сказочных сюжетов…

Конкурс для школьников

В 2023 году областное краеведческое общество и библиотека для детей и молодёжи имени И.С. Соколова-Микитова организовали конкурс «Читаем сказки Смоленского края».

– Наша инициатива вызвала большой интерес у школьников всех возрастов, – говорит Ирина Флиманкова. – Мы получили около сотни заявок из разных районов Смоленщины. Некоторые из них были групповыми, когда одну сказку читали сразу несколько человек. Интересно, что чаще всего участники выбирали сказку «Полоумный барин».

Сам конкурс проводился онлайн. А вот итоги его были озвучены на областном литературно-творческом празднике, который состоялся в конце ноября в библиотеке для детей и молодёжи имени И.С. Соколова-Микитова. Там же состоялось и награждение победителей и призёров конкурса в трёх номинациях: выразительное чтение сказок, оформление макета обложки книги «Смоленские сказки» и создание словарика устаревших слов и выражений.

Нашлось на празднике время и для сказок. Одну из них, «Репку», представили актёры Театра Книги Смоленской областной библиотеки для детей и молодёжи (художественный руководитель – заслуженная артистка России Людмила Лисюкова). В её основу легла пьеса, написанная этномузыкологом Натальей Рогачёвой по мотивам сказок, собранных ею во время экспедиций по Рославльскому и Шумячскому районам. И, конечно, это была совсем не та «Репка», которую каждый из нас слышал в детстве.

Другую смоленскую сказку, «Бобыль и липа», зрители смотрели с экрана. Этот спектакль, показанный артистами Кукольного театра Переволочского сельского дома культуры Руднянского района (художественный руководитель – Ольга МУРАВЬЁВА), получил спецприз конкурса.

Микулинский старик

– Этот мультфильм мы сделали ещё во время пандемии, – рассказывает Ольга Муравьёва. – И на одном из онлайн-конкурсов в Москве, где рассматривали работы любительских театров кукол, он получил второе место.

Кроме этого спектакля в репертуаре «Кукольного театра» есть и сказка «О летучем старике». Кстати, этот персонаж с обложки «Смоленских сказок» особенно дорог руднянцам, поскольку они уверены, что он родом из деревни Микулино.

– В Микулине удивительно живописные места: озёра, церковь на холме. И у всех, кто читал сказку «О летучем старике», невольно возникает мысль, а не отсюда ли он родом. Не с этих ли холмов он разбегался, расправлял крылья и летел в поисках своей репы.

С недавних пор Летучий старик – постоянный гость многих фольклорных мероприятий, проводимых в Руднянском районе. Иногда вместе с персонажами других смоленских сказок – Варливокой и Бабой Ягой.

– Наследие смоленских сказок – это связь времён и поколений, которую нельзя прерывать, – считает Ольга Муравьёва. – Наши дети должны быть участниками традиционных русских праздников. Исполнять народные песни, водить хороводы, читать сказки. Ведь это и значит сохранять традиции и обычаи своих предков. А кроме того, смоленские сказки позволяют нам лучше понять настоящее, разобраться в жизни. С этой позиции на многое начинаешь смотреть по-другому. И приходит осознание, что мы всё сможем преодолеть – есть у кого поучиться…

Из Смоленска в Смоленск

– Смоленские сказки не отпускают, – признаётся Ирина Флиманкова. – Из этой темы просто невозможно выйти – она западает в душу, побуждая к новым поискам и открытиям. После первого сборника «Смоленские сказки», предназначенного для семейного чтения, у нас вышла серия из пяти книг «Смоленская сказочная палитра» – чудесно оформленная, с цветными иллюстрациями Маргариты Волковой. Изданы «Умные сказки-раскраски».

Самая свежая новинка – настольная игра по мотивам смоленских сказок «Путешествие из Смоленска в Смоленск», которая появилась накануне Нового года. Это не просто тривиальная «ходилка» – играя, вы становитесь одним из четырёх персонажей. Каждый из них – Комар, Муха, Летучий старик или Кто-то невидимый – наделён особыми способностями.

Игра начинается и заканчивается в Смоленске. Кто первым сумеет, сделав круг по сказочной губернии, вернуться в исходную точку, тот и победит. А между стартом и финишем участников ждёт встреча с героями 58 смоленских сказок.

– Создавая эту игру, наша команда хотела поделиться удивительным миром смоленских сказок. Он не столько волшебен, сколько парадоксален. И очень плотно населён. В нём соседствуют хозяева лесные и подземные, цари земные и водяные, уживаются люди всеведущие и простаки, причудливым образом переплетаются надежда на русский «авось» и вера в Бога. Эти сказки на редкость разнообразны по форме и содержанию, но все, как ядрёные орехи, наполнены жизненной энергией и силой. А может, это называется «русским духом»?..

Личное мнение

Маргарита Волкова, художник:
– Обращение к своим корням всегда полезно. С одной стороны, не будешь удивляться, как иностранным, каким-то местным словам и выражениям, а с другой – узнаешь о существовании когда-то живых обычаев и традиций.

Но, может быть, ещё интереснее понять, что эти сказки записаны больше века назад. И рассказывали их крестьяне – дедки-бабки, не имеющие, как правило, никакого образования. Однако в их историях есть такие парадоксальные сюжеты, такие острые повороты событий, такие невообразимые герои встречаются, что диву даёшься! И можно просто гордиться своими не очень далёкими предками, которые обладали весьма острым умом и поразительной фантазией.

Это важно и для определения себя – сегодняшнего компьютерного человека. Не зря в оформлении книги «Смоленские сказки» я ввела символические оси координат. По горизонтали – место: Рудня, Смоленск, Вязьма, Тридевятое царство… А по вертикали – время: давно, сегодня, никогда… И каждый сам себя может как-то вписать в эту систему координат…

Ирина Флиманкова, издатель и краевед:
– В смоленских сказках есть свои варианты общеизвестных сюжетов. Например, того же «Колобка», «Репки» или «Курочки Рябы». И, как правило, они намного глубже, актуальнее и современнее.

Хотя мудрость наших сказок подчас парадоксальная. В них совсем нет нравоучений. И в то же время они дают чёткое понятие по многим практическим вопросам: где энергию брать, как с природой общаться, как с людьми взаимоотношения выстраивать.

Я в последнее время часто вспоминаю сказку про мужика, который пережидал плохие минуты. Это о том, что все неприятности проходят – их можно просто переждать и жить дальше. Вот такая смоленская мудрость…

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Фото: Елена БЕЛЫХ и Смоленское краеведческое общество


Ольга Суркова

Рождественское послание митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
Сотрудники смоленского УФСИН поздравили с праздниками ребят из подшефных учреждений