Зарисовки в контексте истории

Фото: © Вячеслав ФЛИМАНКОВ

Новости

Зарисовки в контексте истории

17 декабря 2023 года в 18:10

В 2023 году исполнилось 1160 лет с первого упоминания Смоленска в летописи. Дата, возможно, не самая круглая, но вполне достойная стать поводом ещё раз взглянуть на родной город в ретроспективе истории. И рассказать о том, что особыми знаками вписано в сердца всех, кто здесь когда-либо жил…

Подарок к юбилею

Ко дню рождения города в издательстве «Свиток» вышел фотоальбом «Смоленск. Городские этюды». Это своеобразное подношение юбиляру от людей, для которых он давно стал частью семейных историй. Кто хорошо знаком с его более чем тысячелетней «биографией» и рад поделиться этим с другими.

– Конечно, выпускать фотоальбомы к юбилею города – идея не новая, – говорит издатель и краевед Ирина ФЛИМАНКОВА. – Но нам захотелось на этот раз рассказать о Смоленске как-то по-другому. Из этих размышлений и родилась идея книги «Смоленск. Городские этюды», где из мягких этюдных набросков рождается масштабная эпическая картина.

«Города – как люди, у каждого своё имя, свой облик, своя судьба и история. Только времени им отмерено несоизмеримо больше: не годы – века. И в таком масштабе любое событие прошлого выглядит объёмнее, поскольку, пройдя через память поколений, избавляется от налёта сиюминутных суждений» – так начинается повествование в книге, состоящей из 41 небольшой главы. Каждая связана с определённым местом в городе и событиями, которые там происходили.

Соборный холм, Смядынь, Гнёздово, Блонье, Шеинов бастион, Королевская крепость… Слова, вызывающие в памяти не просто истории – легенды, бытующие в городе не одну сотню лет. Что в них вымысел, что правда – разбираются учёные. Но «для каждого из смолян события, связанные с любимым городом, – всегда немного личная история. Смоленск давно стал частью семейных легенд и преданий. А потому, листая альбом с его современными фотографиями, мы легко можем представить происходившее здесь много веков назад».

– В этом альбоме много новых фотографий, сделанных в последние два года, – продолжает Ирина Флиманкова. – Но некоторые брали из прошлых фотосессий. В основном это касается тех зданий, которые были сфотографированы сразу после реставрации, а сейчас, к сожалению, они не в лучшем виде.

Фото: © Вячеслав ФЛИМАНКОВ

Воин и строитель

Автор всех размещённых в альбоме фотографий – Вячеслав ФЛИМАНКОВ. А это значит, что, рассматривая иллюстрации, читатель, по сути, видит Смоленск его глазами.

– Наверное, фотографии, представленные в этом альбоме, – это скорее наброски того города, который мы все хотим видеть, – говорит фотохудожник. – И город в них показан немножко идиллический, парадный…

– А вам самому какой Смоленск ближе?

– Наверное, город детства – Смоленск семидесятых годов: не многоэтажный и уютный. Вообще, я заметил, что с годами чаще обращаешь внимание на то, что было раньше, и невольно сравниваешь с настоящим.

– А если сравнить город с человеком, то Смоленск – он кто?

– Честно говоря, никогда не задумывался над этим. Но, скорее всего, он купец и воин. Конечно, воин и защитник – это на поверхности. Но купеческая составляющая в нём тоже есть и всегда была. Во все времена здесь жили мастеровые люди. Уверен, что и сейчас у многих в родне такие найдутся.

– Еще одно время был очень популярен такой лозунг: «Живёшь на Смоленщине – будь строителем»…

– Да, помню. Кстати, в контексте истории всё очень закономерно. Смоленск ведь не раз был разрушен до основания. А когда лихолетье заканчивалось, необходимо было всё восстанавливать. И речь шла не только о строительстве зданий, но и о восполнении навыков, ресурсов, научных разработок…

С верхней точки

– Вячеслав, вернёмся к альбому. Над чем интереснее всего было работать?

– Успенский собор – любимое место. Центральная часть города, где много исторических зданий. В последнее время здесь всё как-то преобразилось, стало приятнее глазу, чище…

– А что было самым сложным?

– Избавиться на фото от граффити. Это просто бич современного Смоленска. И хуже всего, что разрисованы даже исторические объекты. А ведь это лицо города – то, что в первую очередь видят гости.

– Поговорим о необычных ракурсах. Куда пришлось залезать, чтобы сделать интересный снимок?

– Пожалуй, самый необычный ракурс получился с телевизионной вышки. Я, правда, на самой вершине не был – только где-то посередине, но и оттуда прекрасный панорамный вид открывается, красота просто неописуемая.

Фотографировал я и с Днепровских ворот – там тоже великолепный обзор на Днепр и ту часть, откуда раньше неприятель мог подступать к Смоленской крепости. Вспоминая историю, там легко представить себе, как всё это происходило.

Интересно было снимать в соборе ночью. Днём там много народа, и технически снимать сложно, оттого что всё бликует. А ночью мы никому не мешали. И можно было выбирать ракурсы, чтобы избежать отражений и бликов.

– Снимки в альбоме действительно хочется рассматривать. Это потому что вы вкладываете в них определённые чувства, эмоции?

– Наверное. Ведь, прежде чем нажать на затвор фотоаппарата, ты должен чётко понимать, что хочешь сказать этим кадром. Ведь фото чем интересно: оно передаёт именно то мгновение, которое есть здесь и сейчас. Потом всё меняется. Через минуту, час, день, два – другое освещение, люди, ракурс. И тот момент остаётся только запечатлённым слепком времени, историей на фото. И поэтому самое интересное, самое красивое я стараюсь передавать так, чтобы это было понятно. Тем более что все снимки в этом альбоме сделаны для души…

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Ольга Суркова

Российские бойцы продолжают выполнять боевые задачи СВО на Краснолиманском направлении
Игорь Ляхов: «Ключевая задача – поддержка нашего лидера Владимира Путина и единство нашего государства»