Любовь – обманная страна

Фото: © НДТ «Зеркало»

Новости

Любовь – обманная страна

18 ноября 2023 года в 19:47
В 2023 году отмечается 200-летие со дня рождения Александра Николаевича Островского, русского драматурга, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. На главных сценах страны ставятся лучшие пьесы «бытописателя российской провинции». Не остались в стороне и смоленские театры.

Межвузовский проект

«Русская классическая драматургия как способ осмысления творческой молодёжью проблем бытия и семейных ценностей (К 200-летию со дня рождения А.Н. Островского)» – именно такое название носит творческая инициатива Народного драматического театра «Зеркало», получившая поддержку Президентского фонда культурных инициатив.

Отметим, что театр «Зеркало», существующий уже почти двадцать лет, стал по-настоящему межвузовским: в спектаклях принимают участие студенты и сотрудники СГМУ, СмолГУ, СФ МЭИ и СГИИ. Кроме того, в труппу входят профессиональные врачи, инженеры, журналисты…

Театр имеет большое количество наград. Только в этом году коллектив стал лауреатом VIII Открытого международного фестиваля-конкурса «Творчество без границ», представив на суд жюри спектакль «Чайка». А в международном конкурсе-фестивале искусств «На Олимпе» театр получил гран-при за постановку «Мышеловка для князя». А сколько всего наград было за 19 лет… И посчитать сложно!

Бессменным руководителем театра является его режиссёр Сергей СИНИЦЫН. Сергей Николаевич – кандидат философских наук, доцент кафедры философии, биоэтики, истории медицины и социальных наук Смоленского государственного медицинского университета. На данный момент он преподаёт философию, социологию, политологию, логику, теорию и практику социальных коммуникаций, ведёт дисциплины у студентов из Индии на английском языке.

Фото: © НДТ «Зеркало»

– Молодёжный театр «Зеркало» со времени своего возникновения обращается к произведениям русской классики, – рассказывает режиссёр.

Первыми постановками студенческого театра стали авторские прочтения романов Александра Пушкина «Евгений Онегин» и Льва Толстого «Анна Каренина». В настоящее время – это обращение к текстам Грибоедова, Чехова, Достоевского, Островского, сценическое воплощение которых основано на принципах системы Станиславского. Благодаря театральной деятельности молодые люди пытаются найти ответы на важные экзистенциальные вопросы: в чём нравственный смысл жизни, где пролегает граница греховного и нравственного в любви, в чём смысл жертвенности и патриотизма, в чём заключается связь собственной жизни и собственного предназначения с жизнью и предназначением своей страны.

– Обращение к творчеству Александра Островского – «бытописателя российской провинции» – определено нашим пониманием значения феномена «российская глубинка», пониманием роли провинциальных культурных укладов на формирование общероссийской культуры, – продолжает Сергей Синицын. – Творческая деятельность молодёжи смоленских вузов, деятельность педагогов, наставников – это наш общий вклад в развитие культуры Смоленской области, раскрывающий один из смыслов понятия «патриотизм».

В рамках межвузовского проекта в течение нескольких месяцев на разных площадках Смоленска проходят творческие мероприятия.

Была ль любовь?

Почему герои Александра Островского интересны зрителям и сегодня? Что на первом месте – деньги или любовь? Является ли Катерина «лучом света в тёмном царстве»? Что должно было произойти, чтобы Паратов женился на Ларисе? Над этими вопросами жители города могли поразмышлять на литературно-художественных вечерах «А.Н. Островский. Код культурных пророчеств».

Помимо этого, состоялись творческие мастер-классы от режиссёров Сергея Синицына и Павла Пирожкова, посвящённые истории театра, античной и современной драматургии, философским основаниям и принципам системы Станиславского; мастер-класс по арт-терапии от кандидата психологических наук, доцента кафедры клинической психологии СГМУ, практикующего психолога Ирины Осипенко. О богатстве русской литературы со смолянами поговорила методист регионального Центра выявления и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Смоленский Олимп» Вера Трохова.

– Планируя мероприятия по проекту и рассчитывая на победу в грантовом конкурсе, наша творческая команда впервые обратила внимание на необходимость работы не только с молодёжной аудиторией, но и с детьми, – рассказывает режиссёр. – Поэтому сейчас мы работаем с детской театральной студией «Вишнёвый пирог», а также со студией рисования «Квартира художника». Мастера кисти и красок Егор Сеньков и Анна Лябах проводят мастер-классы по рисованию для подрастающего поколения в рамках акции КВЦ имени Тенишевых «Семейные выходные». В проекте также приняли участие заслуженные артисты Российской Федерации Татьяна Курилова, Игорь Голубев и Николай Парасич.

Фото: © НДТ «Зеркало»

О концепции спектакля «Бесприданница»

23 октября в Смоленском областном театре кукол имени Д.Н. Светильникова коллектив театра «Зеркало» рассказал о концепции спектакля «Бесприданница». Гости мероприятия смогли познакомиться со сложным процессом подготовительной работы над театральной постановкой.

Почему для постановки была выбрана пьеса «Бесприданница»? Сергей Синицын отвечает так:

– Это моё любимое произведение Александра Островского. И сам драматург считал эту пьесу лучшей в своём творчестве. Для меня «Бесприданница» – самое глубокое по своему содержанию произведение. В моём личном понимании его можно сравнить только, наверное, с шекспировским «Гамлетом» или с трагедиями Софокла. Герои должны решить, как поступить, но окончательный выбор всё равно делает некая высшая сила: кто в игре, которой является, по сути, человеческая жизнь, прав, а кто не прав, кто заслуживает прощения, а кто – осуждения. Ну, а для Островского (поскольку всё-таки Островский был человек верующий), я думаю, судьбой героев «Бесприданницы» тоже распоряжается Божий промысел.

В пьесе, по мнению режиссёра, есть два ключевых момента. Первый – финальный монолог Карандышева, когда он говорит: «Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. …смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!..» После этого Карандышев делает вывод, что и самый кроткий человек пойдёт на преступление, если его вынудить к этому, и он говорит: «Я буду мстить каждому из них, каждому, пока не убьют меня самого».

Фото: © НДТ «Зеркало»

Второй – это, конечно, финал четвёртого действия, монолог Ларисы Огудаловой. Героиня стоит на распутье – погибнуть или стать содержанкой Кнурова, то есть совершить акт грехопадения.

– Посмотрите, как интересно тут выстраивается: либо смерть, либо жизнь в позоре. Напомню, что это всё-таки девятнадцатый век. Лариса – единственный персонаж в пьесе, который действительно любит. Она создала себе романтический образ рыцаря Паратова (именно придумала!) и влюблена искренне. Она бросает накануне свадьбы жениха, отправляется с купцами на Волгу. Но в этом случае Лариса чиста перед миром и перед Богом. Бог не наказывает за любовь. Но он наказывает за её отсутствие и вкладывает пистолет в руки Карандышеву, когда девушка решает стать содержанкой Кнурова. То есть Бог не допускает грехопадения. Это наказание и для всех остальных героев пьесы. Я думаю, их жизни круто изменятся после того, что они увидели, – после смерти героини, за любовь которой они так боролись.

Сергей Синицын отмечает, что Лариса Огудалова – это последний романтический образ русской драматургии. И именно с ним уходят в прошлое литературные героини, мечтавшие и грезившие о чистой, светлой любви.

Что это было? – Чья победа? – Кто побеждён?

А в чём же смысл финала «Бесприданницы» и возможно ли было счастье для героев?

Лариса Огудалова не пошла в итоге по пути торговли любовью, торговли собой в известном смысле. И это, по мнению режиссёра театра «Зеркало», уже хэппи-энд!

– Лучше умереть физически, нежели духовно. Наверное, с точки зрения высокой метафизики, это и есть счастливый конец. Любовь и смерть во имя любви – это же красиво. Ларисе нет места в мире, которым правят деньги и жестокость. Здесь, мне кажется, есть схожесть с булгаковскими мотивами. Я о финале романа «Мастер и Маргарита»: Воланд забирает героев с собой и даёт им покой – любовь героев на земле невозможна.

Подобный финал типичен в целом для пьес Островского.

– Недавно мы проводили мероприятие с актёром и режиссёром Павлом Пирожковым. Его коллектив «Вишнёвый пирог» представлял пьесу «Снегурочка». Это, казалось бы, сказка, но тоже очень трагичная. Весна дарит Снегурочке дар любви, сердце девушки оживает. Но, полюбив, героиня платит за свои чувства жизнью – тает. Честно говоря, я могу назвать только одно произведение Островского, заканчивающееся действительно хорошо. Это «Без вины виноватые». Здесь Елена Кручинина – это женщина, преданная любимым человеком и потерявшая ребёнка. Но всю боль, когда-то пережитую в молодости, она воплощает на сцене и становится любимицей публики. В конце несчастная мать обретает якобы давно умершего сына. Порок наказан, а доброта вознаграждена. И вот финал этого произведения – в полном смысле хэппи-энд.

Фото: © НДТ «Зеркало»

Жестокий романс

Одна из самых известных экранизаций «Бесприданницы» – это фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Однако кинорежиссёр внес коррективы в произведение, добавил некоторые детали, за что был раскритикован…

– Мне очень понравились слова одного театрального критика, который сказал так, что пьесы Островского и пьесы Чехова хороши тем, что могут быть сыграны совершенно в любом интерьере, любой декорации, в любых костюмах – то есть они, по сути дела, вне времени и пространства, они всегда актуальны, – говорит Сергей Синицын. – Мне кажется, вполне разумно, что режиссёры театра и кино вносят какие-то изменения, дополнения, чтобы лучше раскрыть персонажей произведения. Когда «Жестокий романс» в 1984 году вышел на экраны, я был студентом второго курса. И фильм произвёл просто неизгладимое впечатление. Это шедевр! Это звёздный состав! Я помню, тогда было столько нападок со стороны критиков, и Рязанов как-то в интервью объяснял, почему сделал так, а не иначе, оправдывался. Но вот прошло время, и мы поняли, что это на самом деле блестящая экранизация! В этом году отмечается двести лет со дня рождения Александра Островского, и поэтому ставится огромное количество спектаклей. И «Бесприданница» в том числе. Режиссёры очень по-разному видят пьесу. Например, я смотрел фрагменты спектакля Московского молодёжного экспериментального театра, и они обыгрывают вообще только одну идею. Здесь драма разыгрывается чуть ли не в таком полуборделе: женихи платят, шампанское подают, цыгане играют. И в этом, можно сказать, «публичном доме» героиня представляется жертвой ситуации, лучом света в тёмном царстве. И совершенно разные интерпретации могут быть! Главное – сделать постановку такой, чтобы было убедительно, чтобы зритель поверил, что так может быть.

Фото: © НДТ «Зеркало»

Верди, Станчинский, Вертинский…

И театр «Зеркало» покажет своё видение знаменитой пьесы. Необычным будет всё – музыка, стилистика, хореография…

– Это будет первый наш спектакль, в котором работает профессиональный концертмейстер – доцент Смоленского государственного института искусств Елена Валерьевна Гарибова. Она является членом жюри Академии развития искусств, членом Российской гильдии пианистов-концертмейстеров, участником «Международного клуба Музыкантофф» и членом жюри творческих и исполнительских конкурсов международного фестивального движения «Музыкантофф». Елена Валерьевна очень тонко через музыку показывает образ героя, его мироощущение, переживания.

Команда проекта решила отойти от музыкальной концепции Рязанова:

– Елена Валерьевна сделала специальные записи, чтобы мы понимали, какие голоса идеально могли бы подойти по тембру в каждом конкретном эпизоде: вот здесь фальцет, здесь баритон, тенор… Голоса должны совпадать с музыкой, которую она подобрала. То есть она записала звуковые дорожки отдельных сцен, монологов персонажей пьесы – у нас в театре ещё никогда не было, чтобы вот так работали над спектаклем!

В начале постановки прозвучит романс «Не искушай». Под живой аккомпанемент его исполнит Кристина Осипян.

Фото: © НДТ «Зеркало»

В качестве финальной песни Кристина исполнит отрывок из оперы Верди «Травиата».

– На мой взгляд, «Дама с камелиями» Александра Дюма и «Бесприданница» Александра Островского очень близки: если бы Лариса не погибла, она бы стала богатой содержанкой, как Маргарита Готье. Ведь Лариса говорит в конце: «Я любви искала и не нашла… так буду искать золота». «Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой» – эту же мораль исповедовала и Маргарита Готье. Роман «Дама с камелиями» был очень популярен в девятнадцатом веке в России. И понятие «содержанка богатого человека» было далеко не новостью в эпоху торжества буржуазии, – говорит Сергей Синицын.

Свой музыкальный номер будет иметь и Робинзон. Прозвучит романс «Только раз бывает в жизни встреча» в аранжировке Александра Вертинского. Его исполнит Георгий Матвеев.

Фото: © НДТ «Зеркало»

– Я вижу параллель между образами Ларисы и Робинзона. Это два несчастных, страдающих, ранимых человека искусства, которых обманывают и обижают.

«Положительных» персонажей рисует в спектакле в основном музыка нашего современника Ивана Глебовича Соколова и композитора начала ХХ века Алексея Владимировича Станчинского, большую часть жизни прожившего на Смоленщине. А «мир отрицательных персонажей» озвучен музыкой Пауля Хиндемита и Франсиса Пуленка, ярчайших композиторов ХХ века.

Супрематизм Малевича

Вся стилистика спектакля будет выдержана в традициях русского авангарда, и в частности творчества Казимира Малевича с его абстрактной живописью, супрематизмом.

– Это только форма, супрематическая форма, в которой нет содержания. То есть это фигура человека, тело человека, плоть человека, но души в ней нет, – поясняет Сергей Синицын. – Таковы и почти все герои пьесы.

Фото: © НДТ «Зеркало»

Холодные и расчётливые, эти новые хозяева жизни не способны на искренние чувства. Вожеватов делится с Кнуровым: «Нет, как-то я… в себе этого совсем не замечаю… что любовью-то называют». За что получает одобрение старшего товарища: «Похвально, хорошим купцом будете». Главное для этих людей – расчёт, выгода. И Кнуров, и Вожеватов эгоистично пользуются людьми. «Что ж мне об её нравственности заботиться! Я не опекун...» – утверждает Василий Данилыч, которого Лариса считает своим другом.

– Ну и вот получается, – продолжает режиссёр, – что можно жить, можно внешне выглядеть как человек, есть, и спать, и, как говорится, заниматься любовью, но при этом любви не испытывать. Этот формализм в стилистике, абстрактность будет очень точно отражать происходящее в спектакле. Мир, лишённый любви, мир денег, где человеческие чувства становятся на задний план, даже выброшены за борт. Это вроде бы яркий мир снаружи и вместе с тем пустой внутри. Это настоящая трагедия.

Спектакль, по словам Сергея Синицына, внешне будет очень отличаться от всех предыдущих постановок театра.

Хореография

Если говорить о команде, которая работает над спектаклем, важно упомянуть руководителя ансамбля СмолГУ Smile Надежду Кузьмину. Она будет балетмейстером-постановщиком.

– Это не первый наш проект, в котором Надежда принимает участие. Её номера очень выделяются среди других своей оригинальностью, красотой, тонким вкусом. Надежда Кузьмина знает, как украсить любой спектакль и как несколькими движениями показать характер героя. Например, канкан из «Мышеловки для князя» всегда встречается бурными аплодисментами, – рассказывает Сергей Николаевич.

В «Бесприданнице» Надежда будет ставить пластический этюд – самое начало спектакля. Через этюд будет показано, как развиваются отношения Ларисы с каждым из четырёх мужчин – Паратовым, Вожеватовым, Карандышевым и Кнуровым.

Герои и актёры

В середине декабря на сцене Театра кукол имени Д.Н. Светильникова смоляне смогут своими глазами увидеть премьеру спектакля «Бесприданница» в исполнении актёров театра «Зеркало».

Как уже было отмечено выше, на сцену выйдут студенты ведущих вузов Смоленска. Но не только.

Например, Мокия Пармёныча Кнурова сыграет доктор медицинских наук, заведующий кафедрой анатомии человека СГМУ Владимир Александрович Глотов, уже известный по ролям князя в спектакле «Мышеловка для князя», Шамраева в «Чайке», Фамусова в постановке «Чацкий. Возвращение в Москву».

– Как мне кажется, очень разумный выбор и по возрасту, и по статусу, – считает Сергей Синицын. – Кнуров – это человек, которому принадлежит весь мир. Понимаете? Он говорит Ларисе: «Я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным исполнителем всех ваших желаний и даже капризов, как бы они странны и дороги ни были. Для меня невозможного мало».

В одном из составов роль Ларисы Огудаловой сыграет Екатерина Штефан. Девушка пришла в театр, ещё будучи студенткой медуниверситета.

За её плечами роль Сюзанны в «Женитьбе Фигаро», Виолы в «Двенадцатой ночи», Зинаиды в «Мышеловке для князя»… Сейчас Екатерина Штефан уже практикующий врач-психиатр, но без сцены всё равно не может.

– Екатерина на сцене – это всегда умно, красиво, ярко, эмоционально! Это не игра, а сама жизнь, воплощённая в образе героини спектакля, – поясняет Сергей Синицын свой выбор.

В спектакле будут задействованы и профессионалы: роль Василия Вожеватова сыграет актёр и режиссёр Семён Агеев. Молодой человек был одним из организаторов литературных вечеров, посвящённых Александру Островскому, смоляне видели его на сцене с актрисой Ириной Молодцовой с отрывками из пьес «Светит, да не греет», «Бешеные деньги», «Пучина».

– Семён – очень талантливый человек, и сейчас он не только играет в «Бесприданнице», но и помогает ставить спектакль.

Вместо эпилога

Любовь, смерть, деньги, предательство, сила искусства – это те темы, которые будут интересны читателям и зрителям всегда. Поэтому не понятая в своё время новаторская драма «Бесприданница» переживёт ещё не одну постановку и, возможно, экранизацию.

А какими героев видит команда театра «Зеркало» и насколько успешен будет сам межвузовский проект, узнаем совсем скоро.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU





Александра Ковалёва

Делегация Смоленской области познакомилась с липецким опытом развития АПК
Командир звена ВСУ перелетел на российскую сторону