Гостинцы в неволю
На досмотр становись!
Комната приёма посылок и передач в следственном изоляторе делится на две части. В первом помещении, плотно заставленном разноцветными пакетами, всегда многолюдно. Дождавшись своей очереди, посетители через специальное окошко передают для проверки заботливо собранные сумки с продуктами или вещами. Гостинцы предназначаются их родственникам либо друзьям – осуждённым, обвиняемым или подозреваемым, находящимся в следственном изоляторе.
Принести передачу, в принципе, может каждый желающий. Главное – иметь при себе паспорт. Но зачастую эта нелёгкая ноша, по наблюдениям сотрудников изолятора, ложится всё же на плечи родных – матерей, отцов или жён. А друзья у тех, кто попал за решётку, за редким исключением сразу «заканчиваются».
Процедура досмотра небыстрая и тщательная, поэтому посетителям приходится запастись терпением и оставить свои другие заботы за порогом учреждения. В очереди не ведётся праздных разговоров «за жизнь» или о погоде. В основном у каждого пришедшего сюда – своё личное горе и печаль. И делиться ими ни с кем не хочется, а известная в народе фраза «от сумы да от тюрьмы не зарекайся» здесь обретает особый смысл.
Во второй части помещения, за окошком, работа кипит. По словам младшего инспектора дневной смены Лилии АХРЕМЦОВОЙ, предугадать, сколько человек и передач она примет за один рабочий день – например, 17 или свыше 50 (а бывает и такое), –никогда не получается. Люди приходят с самого утра, и их поток не иссякает до окончания рабочего дня. Причём выходные дни не исключение, а в канун праздников количество принесённых «подарков» увеличивается в разы.
Именно эти сотрудники, а их всего двое – Лилия Ахремцова и Елена Ильенкова, занимаются проверкой передач и посылок в смоленском СИЗО и являются для обитателей учреждения и их родственников связующим звеном между волей и неволей. На хрупких плечах этих приятных в общении женщин – громадная ответственность за то, чтобы запрещённые предметы не оказались в камерах.
Адресат получит свою посылку в тот же день, к вечеру, после её тщательного досмотра и оформления всех необходимых документов. Все пакеты подписаны, поэтому ошибки исключены. Кстати, передавать посылки можно хоть каждый день, однако в месяц одному человеку допустимо получить в общем объёме не более 30 килограммов передач.
Правила существуют для того, чтобы их… не нарушать
Гостинцы с воли подозреваемые, обвиняемые и осуждённые, конечно, очень ждут. Полный список того, что можно приносить, а что нельзя, установлен правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Там свыше 25 разрешённых наименований, обязательных для изучения тем, кто собирает посылку по ту сторону свободы впервые.
В 8:00 сотрудник СИЗО, заступающий на смену в комнату приёма передач, облачённый в белый халат и резиновые перчатки, достаёт разделочные доски, ножи, включает видеорегистратор, и работа начинается. Правила досмотра в местах лишения свободы очень строги. Печенье и сигареты при проверке ломаются пополам, конфеты и мыло – разворачиваются и разрезаются, сыпучее – пересыпается, жидкое – переливается… Все эти манипуляции необходимы для того, чтобы убедиться: в передаче «запрещёнки» нет.
Начальник отдела режима УФСИН России по Смоленской области подполковник внутренней службы Сергей Ходунов поясняет, что в учреждении, например, запрещены модные нынче электронные сигареты, жидкости и все приспособления к ним. Нельзя передавать и домашнюю консервацию, срок годности которой не представляется возможным установить, и всё, что приносят в стеклянной или металлической таре. Надёжнее всего продукты в заводской, запечатанной прозрачной упаковке. Безусловно, недопустимы сотовые телефоны и наркотики, под строжайшим запретом также алкогольные напитки и дрожжи, из которых получатель может попытаться изготовить брагу.
Самые популярные продукты в передачах, по наблюдениям сотрудников СИЗО, – чай, сигареты и спички, печенье и леденцы. Если посылка предназначается несовершеннолетнему, то наличие в ней табачных изделий, конечно же, также под запретом. Лекарства, в том числе, кстати, и витамины, передаются только по заключению, выданному медицинским работником учреждения, и только в том случае, если их вдруг не окажется в медчасти самого изолятора. Любопытно, что в списке разрешённых предметов значатся беруши, а женщинам в неволе можно поддерживать свою красоту с помощью бигуди.
Не доверяй, а проверяй
Всё же желающие отправить с воли за решётку запрещённые средства связи, психотропные или наркотические вещества порой находятся. «Народные умельцы» поражают своей невероятной изобретательностью. Как говорится, их бы энергию да в мирное русло!..
Старший прапорщик внутренней службы Лилия Ахремцова трудится в уголовно-исполнительной системе около 18 лет и признаётся: за эти годы повидала всякого. Удивить опытного сотрудника СИЗО сложно, но, как оказалось, ещё можно.
– Несколько лет назад одному из осуждённых принесли большой свёрток шоколадных конфет, – вспоминает Лилия Викторовна. – Всё бы ничего, но конфеты оказались слипшимися друг с другом, как будто немного подтаяли, пока якобы их везли в сумке. Это и вызвало подозрение.
Профессиональное чутьё сотрудников не подвело. Проверили – внутри шоколадного презента оказалось три миниатюрных сотовых телефона, очень распространённых в те времена и, естественно, запрещённых в СИЗО. За такое нарушение, кстати, предусмотрена административная ответственность по статье 19.12 КоАП РФ «Передача либо попытка передачи запрещённых предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания». Штраф – до пяти тысяч рублей.
В начале сентября этого года ещё одни «изобретатели» пытались передать в изолятор запрещённые вещества. Посылку, в которой среди прочего находился прозрачный пакет с гранулированным кофе, принесла родственница обвиняемого в незаконном обороте наркотиков. Миловидная девушка старалась вести себя спокойно, но Лилия Ахремцова заметила – всё равно немного нервничает. Поведение посетительницы насторожило опытного сотрудника не зря: в пакете с кофе она обратила внимание на шесть мелких шариков темно-коричневого цвета, замаскированных под гранулы растворимого напитка. Сотрудники учреждения подозрительную находку изъяли и отправили на экспертизу. Проведённое исследование показало, что это гашиш.
В содеянном девушка призналась, по данному факту возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 228.1 УК РФ («Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств…»). Теперь ей самой грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет.
Сотрудники СИЗО вспоминают случаи, когда при досмотре передач они обнаружили в футляре для очков аккуратно спрятанные три сим-карты, в пакете с овсяными хлопьями – дрожжи, а в фильтрах сигарет – наркотики. Всего же в этом году в учреждениях регионального УФСИН, как сообщил Сергей Ходунов, было зафиксировано 30 попыток передачи предметов и веществ из неразрешённого списка.
С праздником!
31 октября – День работников следственных изоляторов и тюрем.
В Смоленской области свой профессиональный праздник отмечают 500 сотрудников, несущих службу и работающих в настоящее время в следственном изоляторе № 1 города Смоленска и следственном изоляторе № 2 города Вязьмы.
Следственный изолятор – учреждение, предназначенное для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Также СИЗО выполняет функцию исправительного учреждения в отношении осуждённых, оставленных здесь для отбывания наказания в отряде хозяйственного обслуживания. Бесперебойное функционирование следственных изоляторов обеспечивают сотрудники целого ряда служб: охраны, оперативно-режимных, кадрово-воспитательных, финансово-экономических, тыловых.
На сегодняшний день следственные изоляторы УФСИН России по Смоленской области рассчитаны на содержание порядка 1 100 человек (СИЗО-1 – более 650, СИЗО-2 – около 400). Кроме того, в каждом из них имеется отряд хозяйственного обслуживания, где отбывают наказания осуждённые, занятые на работах по обеспечению жизнедеятельности учреждения (уборка помещений и территории, работы в пекарне, столовой и так далее). В смоленском следственном изоляторе это 40 человек, в вяземском – 13.
Тюрем на территории Смоленской области нет. В разговорной речи слово «тюрьма» часто используется для обозначения любого учреждения уголовно-исполнительной системы, в котором содержатся осуждённые или подозреваемые и обвиняемые. Однако это неправильно. Тюрьмы – отдельный вид исправительного учреждения. Они предназначены для осуждённых к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также за отдельные преступления – такие, как терроризм, захват заложников, организация незаконного вооружённого формирования, угон самолёта, поезда или водного судна, захват власти. Также в тюрьмах находятся осуждённые из числа особо опасных рецидивистов и те, кто был переведён сюда из исправительных колоний за злостное нарушение порядка отбывания наказания. Осуждённые здесь содержатся в запираемых камерах.
Варвара Королёва