Сказочные напевы белорусских лесов
В КВЦ имени Тенишевых открылась персональная выставка живописца Александра КОМАРОВА «Белорусские леса». В экспозиции – работы, созданные автором за последние полтора года. Причём заглавная картина написана последней – на ней даже краски ещё не успели высохнуть…
Работа «Белорусские леса», давшая название выставке, родилась под влиянием творчества легендарных «Песняров».
– Я люблю группу «Песняры», – признаётся художник. – Для меня их песни ассоциируются со сказками. Поэтому мои «Белорусские леса» – чудесный мир, населённый загадочными созданиями. Эта работа символична: здесь нет портретов конкретных людей – скорее их образы. Сказочники «Песняры» и герои их песен.
«Белорусские леса» – центральная часть триптиха, дополненная двумя небольшими работами, где руководители ансамбля Владимир Мулявин и Леонид Борткевич представлены в образе птиц.
– Эти птицы – как символ превращения. В песне птицей оборачивается прекрасная девушка. И в жизни люди прошлого, возможно, не исчезают, а становятся сказочными птицами.
«Люди дней минувших» – тема, которую можно назвать главной в творчестве Александра Комарова. Он громко заявил о ней уже на первой персональной выставке в Смоленске четыре года назад. И продолжает разрабатывать. В том числе в оригинальной подаче – как в работе «Ведьма», представленной в экспозиции.
– Это одна из очень важных для меня работ на выставке. Пожалуй, по значимости она идёт сразу после заглавного триптиха. Здесь центральная фигура – женщина в пёстром платке, который у меня почему-то ассоциируется с кладбищенскими венками. Это тоже некий сюжет из нашего советского прошлого, когда, несмотря на пропаганду атеизма, в человеке было намешано много всего: и суеверий, и религиозности, и веры в колдовство и сказки, и язычества, и православия. Мне хотелось показать контраст между рациональностью атеизма и эмоциональностью религиозной составляющей.
Тема веры и духовных ценностей продолжается и в работах, стилизованных под иконопись. Это не каноническое письмо, а опять же образ, увиденный автором.
– Любого художника с возрастом всё больше привлекает тема духовности. И эти работы – отсыл к нашим славянским и православным корням. Это моё отношение к святым образам как к культурному и духовному наследию, объектам древности. Смоленская Одигитрия и cвятой Меркурий здесь читаются скорее как копии со старых фресок или икон.
Несмотря на камерность, выставка получилась весьма разнообразной тематически и жанрово. Много пейзажей, есть портреты, бытовые сцены и работы на исторические темы. Природа Смоленщины, крепостная стена, городские достопримечательности… И белорусские леса уже как символ партизанского края.
– Здесь есть даже натюрморты, хотя для меня этот жанр никогда не представлял особого интереса. Мне просто хотелось добавить некую нотку радости и ярких красок – для поднятия настроения. Это работы из серии «Натюрморты на коврах»…
Александр Комаров родился и вырос в Смоленске. Здесь же занимался в художественной школе. Потом окончил факультет живописи художественно-промышленной академии имени В.И. Мухиной в Санкт-Петербурге. Однако связи с родным городом не потерял. Комаров – один из самых активных участников всех коллективных тематических выставок, которые организует местный Cоюз художников. И, как говорят коллеги, «рекордсмен по созданию персональных экспозиций».
Выставка «Белорусские леса» будет работать до 12 ноября.
Выставка 6+.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Ольга Суркова