Опережая время
В 5 лет пойти в школу, причём сразу во второй класс, в 16 — поступить в вуз, а в 21 год завоевать титул «Молодой учёный года» и получить профессию и диплом с отличием — вот лишь небольшой перечень успехов старшего психолога уголовно-исполнительной инспекции Управления ФСИН России по Смоленской области Алёны КРАВЧЕНКО.
Красивая синяя форма
Детство Алёны прошло в Сосьве Свердловской области. В Смоленск, где жили родственники по линии отца, семья переехала позже.
— Всё время с детства перед глазами у меня были люди в форме. Много людей (в посёлке находилось сразу несколько исправительных учреждений). Красивая синяя форма мне понравилась уже тогда. Хотя маленьким ребенком я, конечно, ещё не понимала, что это за служба. Более того — мои родители тоже работали в колонии. Поэтому я даже не сомневалась и всегда хотела пойти по их стопам, — рассказывает наша героиня.
Вдобавок ко всему, сотрудниками уголовно-исполнительной системы были и многие родственники девочки: дедушка, дяди, тёти, двоюродные и троюродные братья. Отец — Игорь Кравченко, майор внутренней службы в отставке. Мама — подполковник внутренней службы Ольга Кравченко —главный ревизор смоленского УФСИН. С ранних лет всё вокруг Алёны было проникнуто дисциплиной и служебными буднями родителей. Поэтому её дальнейшая судьба ни у кого не вызывала сомнений, в том числе и у неё самой. Единственное — нужно было выбрать специализацию. И с этим вопросом девушка определилась уже к старшим классам.
— Я со школы интересовалась психологией и полюбила её, — вспоминает Алёна Кравченко. — В восьмом классе я заметила, что мне нравится изучать людей, наблюдать за особенностями их поведения и реакции. Уже тогда я стала проводить разные тесты с одноклассниками.
Дорогами знаний
В силу служебных обязанностей родители Алёны много времени проводили на работе, и их она видела редко. Зато дедушка и бабушка внучкой занимались от души. В итоге в школу девочка пошла в пять лет, и сразу во второй класс.
— В садике ей уже неинтересно, — сказали тогда воспитатели.
Школьный аттестат был в руках у девушки уже в 16 лет. Начальник рязанской Академии ФСИН, глядя на Алёну, удивленно отметил: «Тебе сколько лет? Слишком маленькая ты ещё для этой системы и, скорее всего, не поступишь».
Но наша героиня была настроена решительно. И, пройдя достойно все вступительные испытания, поступила.
— Да, временами бывало мне действительно трудно, — делится впечатлениями Алёна. — В силу более юного возраста что-то я не сразу понимала, приходилось дополнительно изучать. Случались моменты, когда я думала: зачем я сюда поступила… Нелегко мне давались в основном физические нагрузки, «курс молодого бойца». Просто я была не очень спортивным подростком. Но меня всегда поддерживали родители и преподаватели. Мотивировали меня.
Мама и папа всё время напоминали, что я хотела быть психологом и, значит, надо идти до конца к своей мечте. Книги мне покупали. А с преподавателем мы вместе писали статьи и научные работы. Это было комфортное и интересное взаимодействие.
Очень нравилось Алёне Кравченко изучать избранную ею науку. На сокурсниках она опробовала новые тесты в рамках самостоятельной подготовки, рассказывала им свои наблюдения, параллельно писала статьи. После окончания вуза Алёна пару месяцев проработала в одной из сафоновских исправительных колоний. Затем служебный путь привёл её в уголовно-исполнительную инспекцию.
— Я считаю, что мне очень повезло, что я сразу была распределена в колонию. Это дало мне определённый опыт. С осуждёнными здесь интересно работать. Они все разные, много примеров жизней и судеб, а в уголовно-исполнительной инспекции подопечные так не раскрываются. Здесь их поток больше, а времени, чтобы узнать каждого, меньше. Поэтому мне интереснее работать с сотрудниками. Хотя с ними и тяжелее – они все загружены своими делами и заботами. А среди осуждённых моя самая любимая категория — несовершеннолетние. Мне нравится за ними наблюдать, смотреть, как у них работает психика. На подростков ещё можно хорошо повлиять, в чём-то убедить либо переубедить их, предостеречь от глупостей и негативных тенденций, — объясняет психолог.
Сегодня интерес и тяга к познанию нового привели молодого специалиста к получению второго высшего образования. Ведь, по её признанию, иногда в работе ей не хватает юридических знаний. Осуждённые, приходя на приём к психологу, зачастую ищут не только помощи для своего внутреннего мира и душевного состояния, но и задают разные вопросы, касающиеся непосредственно уголовно-исполнительного законодательства. И Алёне хочется знать на них ответы, чтобы иметь возможность установить более глубокий контакт с подопечными.
«Молодой учёный года»
Желание развиваться и двигаться вперёд сопровождает нашу героиню всю жизнь. Будучи курсантом академии, она не упускала возможности принять участие в конкурсах, проектах, стать автором статей, состояла в совете молодых специалистов и научном совете. В 2021 году итогом всех интеллектуальных трудов любознательного курсанта стали сразу два значимых достижения. Во первых, смолянка одержала победу в конкурсе, проходившем среди обучающихся образовательных организаций ФСИН России, на лучший проект электронного портфолио. Во-вторых, она стала «Молодым учёным года». В 2021 году кандидатами на присуждение премий, учреждённых губернатором Рязанской области, были 110 человек из вузов, научных организаций и предприятий региона. Награды получили молодые учёные, добившиеся успехов в области физико-технических, естественных, гуманитарных и общественных наук. Только 18 из них были удостоены премий. В их числе — представитель Смоленщины Алёна Кравченко.
— В 2020 году мы с другим курсантом и преподавателем занимались исследованием ценностных ориентаций у осуждённых мужчин. Разработали соответствующую классификацию. Она была внедрена в исправительной колонии №2 Ивановской области, — рассказывает Алёна. — Когда появилась информация о конкурсе, я, конечно, сомневалась. Ведь там много участников, студенты всех вузов Рязани. Но всё-таки решила подать документы. И не зря —наша коллективная работа была высоко оценена.
Подобрать ключик к каждому
Научно подкованная, грамотная, интеллектуальная, интересующаяся и постоянно развивающаяся, человек на своем месте – так отзываются об Алёне старшие коллеги. И это неудивительно. Ведь даже в смоленской уголовно исполнительной инспекции сегодня молодой специалист трудится с применением собственной классификации для сотрудников, разработанной на пятом курсе вуза и внедрённой по его окончании.
— Мои любимые методы работы — всё, что связано с общением, прямым и живым, один на один. Это даёт максимальное количество информации, не сравнимое с сухими тестами, а также позволяет видеть реакцию, эмоции людей, — считает психолог. — И в моей практике уже есть два случая, которыми я горжусь сама для себя, когда подобное общение помогло вытащить людей из травм, связанных со смертью близких родственников. Представьте: человек длительное время не подпускает к себе никого, ведёт себя как ёжик и, наконец, возвращается к жизни, начиная разговаривать и даже шутить, — ценнее этого нет ничего для меня как для психолога.
По словам нашей собеседницы, ей ещё хочется много чего узнать и понять. Для этого она постоянно учится, осваивает новые направления, проходит курсы, слушает лекции. Ведь цель Алёны — стать хорошим опытным практиком, чтобы по одному только взгляду на человека уметь его «читать» и «подбирать к нему ключик».
— Так и сбылась моя мечта — носить форму и быть психологом. Мне нравится работать, и мне нравится работать психологом! Всё совпало! — искренне улыбается, подытоживая, наша героиня.
На плашке где-то в тексте
2 сентября — профессиональный праздник психологов уголовно исполнительной системы. Это направление деятельности в ведомстве берёт начало в 1992 году и на сегодняшний день уже является незаменимым.
Татьяна МАКЕЕНКОВА