На основе жизненного фольклора
Умные сказки
Такие встречи в Даньково давно стали традиционными. Если точно, с 2006 года, когда смоленские краеведы отмечали 150-летний юбилей со дня рождения Владимира Добровольского.
– С тех пор мы ежегодно приезжаем сюда, – говорит советник-эксперт областного департамента по культуре Надежда ДЕВЕРИЛИНА. – Небольшой группой или целой делегацией – зависит от обстоятельств и формата встречи. Иногда это были просто митинги, а порой и масштабные фольклорные праздники. Но атмосфера на них всегда оставалась тёплой и душевной. И особой радостью для нас была встреча с правнуком Владимира Николаевича – Владимиром Александровичем Добровольским.
Что характерно, смоляне всегда приезжают на эти встречи с подарками. Нынешняя тоже не стала исключением. Местная библиотека и школьный музей получили новые книги от издательства «Свиток» и копии архивных документов от Надежды Деверилиной.
– Я рада, что могу презентовать новые издания на основе трудов Владимира Николаевича Добровольского, – замечает директор издательства «Свиток», краевед Ирина ФЛИМАНКОВА. – В этом году мы завершили выпуск серии «Сказочная палитра». И совсем недавно вышли умные сказки-раскраски для детей. В основе одного и другого издания – фольклорный материал, когда-то собранный и записанный Добровольским.
– Так получается, что до сих пор находятся новые архивные документы, связанные с именем Владимира Добровольского, – буквально в прошлом месяце я обнаружила протоколы заседания краеведческого общества, которое было в Смоленске в 1926 году. Речь в них идёт о решении праздновать юбилей Владимира Николаевича. Интересно, что всё это обсуждалось в присутствии детей Добровольского, Владимира и Марии, которых пригласили в качестве гостей…
Песни из детства
Владимир Добровольский родился в 1856 году в селе Красносвятское Смоленского уезда. До двенадцати лет он воспитывался в имении. И поскольку родители не запрещали ему дружить с крестьянскими мальчишками, с детства приобщался к реалиям народного быта и деревенских понятий.
Свою роль сыграла в этом и няня будущего этнографа – старушка из крестьян, ставшая членом семьи Добровольских. Она пела мальчику народные песни, рассказывала сказки, которые тот слушал с нескрываемым интересом.
В двенадцать лет Владимир Добровольский поступил в Смоленскую гимназию, а по её окончании – на филологический факультет Петербургского университета. Но из-за болезни вынужден был продолжить учёбу в Москве, поближе к дому.
В то время один из профессоров Московского университета, Всеволод Миллер, организовал у себя на дому этнографический кружок для студентов. И там, в непринуждённой остановке за стаканом чая, Добровольскому и «являлась мысль проявить самостоятельную инициативу в решении некоторых вопросов этнографии, но на основе жизненного фольклора, собранного в народе, у местного населения».
В свою первую этнографическую экспедицию он отправился после третьего курса. Это была поездка в Орловскую губернию, на родину отца. По её итогам Добровольский составил рукописный сборник «Песни Орловской губернии Дмитровского уезда», за который был награждён малой серебряной медалью Русского императорского географического общества.
Для изучения народа
В 1880 году по окончании университета Владимир Добровольский получил назначение в Смоленск, где стал учителем литературы, логики и истории в Мариинской женской гимназии. Однако через два года оставил службу по состоянию здоровья.
Вместе с женой Евдокией Вишневской он возвращается на родину, в Красносвятское, откуда в 1887 году переезжает в Даньково. Здесь он практически всё своё время посвящает науке.
За десять лет Добровольский объездил всю губернию. В результате чего составил «Смоленский этнографический сборник» и «Смоленский областной словарь», включавший не только толкование диалектных слов, но и некоторые сведения о социальных условиях жизни народа.
– Наследие Владимира Николаевича велико, – считает заместитель директора Смоленского областного центра народного творчества Валентина КАМАЕВА. – Сейчас о каких-то утраченных народных традициях и обычаях мы можем узнать только из его трудов. И наши фольклорные коллективы часто используют его наследие, чтобы в своих программах воспроизвести записанные им обряды.
Известно, что к своим фольклорным изысканиям Добровольский неоднократно привлекал внучатого племянника Михаила Ивановича Глинки, хормейстера Большого театра Николая Дмитриевича Бера. Тот записывал ноты старинных смоленских песен.
В годы революции учёный читал лекции «Психология словесного творчества», «История театра» на красноармейских курсах, организованных в Смоленске. А позже стал инициатором создания в губернском центре этнографического бюро – «для изучения народа, его быта и искусства».
В марте 1920 года по дороге из Смоленска в Даньково Владимир Добровольский был убит бандитами.
Продолжение будет
– Раньше здесь был храм Николая Чудотворца и церковное кладбище, – рассказывает Надежда Деверилина. – Храм деревянный, построенный на деньги прихожан, в числе которых были и Згоржельские, у которых воспитывался Добровольский, когда остался сиротой.
На этом церковном кладбище и похоронили Владимира Добровольского. Однако со временем его могила, за которой перестали ухаживать, практически сровнялась с землёй.
– В 1965 году сюда приехал студент, который решил найти могилу Добровольского, – поясняет Валентина ШЕРШНЕВА, долгое время занимавшаяся школьным музеем в Даньково. – Он ещё застал старожилов, которые помогали Добровольским по хозяйству, и общими усилиями они нашли место захоронения. Этот же студент сделал и скромный памятный знак на могилу. А в 1976 году, когда здесь шло строительство экспериментального посёлка, останки перезахоронили дальше от дороги и поставили памятник, автором которого был смоленский скульптор Константин Пастернак.
Историю, рассказанную Валентиной Шершневой, хорошо иллюстрируют фотографии из школьного музея. На чёрно-белых снимках – документальная хроника перезахоронения, портреты самого Владимира Николаевича и его близких родственников.
– Наш музей работает над сбором информации обо всех выдающихся земляках, – продолжает Валентина Шершнева. – Добровольским занимаемся давно, материалов много. Начинала ещё основательница нашего музея Любовь Ивановна Кротова, она же связалась с семьёй Добровольского, познакомилась с правнуком и другими родственниками. А когда её не стало, мы продолжили. И результат этой работы отчасти представлен на стенде, посвящённом ему.
Вместе со взрослыми в мероприятиях у памятника Владимиру Добровольскому традиционно участвуют и школьники. И это особенно радует, поскольку даёт надежду на то, что история родной земли их будет интересовать не только в рамках общеобразовательной программы…
Ольга Суркова