Алексей Гусев: Все массовые социально значимые услуги в Смоленской области переведены в электронную форму
Среди вопросов, которые координирует заместитель Губернатора Смоленской области Алексей Гусев – информационная безопасность, цифровизация государственного управления и повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Темы важные и в настоящее время максимально актуальные. О внимании, которое уделяется этим направлениям командой временно исполняющего обязанности Губернатора Смоленской области Василия Анохина, и о перспективах развития сферы информатизации и цифровизации и состоялся разговор с заместителем Губернатора Алексеем Гусевым.
Алексей Александрович, какие задачи были поставлены врио Губернатора Василием Анохиным?
– Начну со статистики. В 2022 году число кибератак в России выросло на 80% — такие данные привел на встрече с Президентом зампредседателя Правительства России Дмитрий Чернышенко. Поэтому приоритетная задача, которую поставил Василий Анохин в сфере цифровой безопасности – выстроить в регионе комплексную систему защиты информации. Что это значит: информационные ресурсы всех наших ведомств и организаций, которые работают с персональными данными смолян, должны быть защищены от взломов и утечек информации.
Проект масштабный. Работа предстоит серьёзная. Для того, чтобы все системы работали бесперебойно, нужна замена иностранного программного обеспечения, которое используется в региональных госучреждениях, школах, медицинских организациях, на отечественное. Первые шаги уже сделаны – до конца этого года мы переведем ряд важнейших региональных информационных систем в сфере финансов, госзакупок и строительства на отечественные платформы.
Не менее важным является формирование навыков безопасного поведения в сети «Интернет», в первую очередь, конечно, детей.
Что касается развития информационных технологий, сегодня мы можем и должны использовать все возможности для повышения эффективности управления, решения задач в сжатые сроки и получения высоких результатов. Это касается интернета, больших данных, искусственного интеллекта. Работа в этом направлении тоже идет.
Используя эти инструменты цифровизации, руководство региона сможет в любой момент видеть, что происходит на территории региона, и принимать решения, исходя из достоверных данных.
Также планируем развивать новые цифровые сервисы для смолян, в том числе и для получения обратной связи.
Какие меры вы планируете предпринять, чтобы повысить качество государственных и муниципальных услуг для жителей Смоленской области?
– Качество услуги для любого гражданина заключается прежде всего в ее доступности, максимально коротких сроках получения и «прозрачности» предоставления.
Если говорить о доступности: Президентом поставлена задача предоставления абсолютного большинства государственных услуг гражданам дистанционно в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Нам нужно сделать так, чтобы популярные услуги, выплаты, пособия можно было оформить на портале в несколько кликов, без посещения ведомства.
Все массовые социально значимые услуги в регионе переведены в электронную форму. Но это не значит, что на этом мы остановимся. Наоборот! Сейчас ведется работа по повышению доступности и других услуг. До конца года на Единый портал будет выведено еще три востребованные у смолян социальные услуги:
– Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы и труженикам тыла;
– Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям, проживающим на территории Смоленской области;
– Назначение и выплата областного государственного единовременного пособия при рождении ребенка.
Для тех смолян, которые не умеют пользоваться компьютером (особенно это касается старшего поколения) или по каким-то причинам не могут получать услуги в электронной форме во всех многофункциональных центрах (МФЦ) мы оборудовали специальные пространства. В них организован доступ к порталу Госуслуг, а сотрудники МФЦ консультируют, помогают заполнить формы и отсканировать документы.
Уже 31 августа этого года для жителей Заднепровского района откроется филиал МФЦ по адресу ул. Маршала Еременко, д. 60А.
Также в этом году дополнительно откроются 6 подразделений МФЦ в г. Смоленске (Красный Бор, Сортировка), г. Вязьма, г. Ярцево, в Починковском районе (дер. Лучеса) и Сафоновском районе (пос. Горный).
Для повышения прозрачности важно, чтобы популярные у смолян услуги предоставлялись на всей территории области по единым регламентам. Мы поставили перед собой цель завершить работу по типизации регламентов до конца года.
Кроме того, в прошлом году стартовал федеральный проект «Государство для людей». Он направлен на повышение качества жизни людей и уровня доверия. Нам, на региональном уровне, предстоит провести обследование популярных услуг с точки зрения жизненных ситуаций и ожиданий жителей, внедрить принципы клиентоцентричности в региональном и муниципальном управлении.
Как вы планируете обеспечить обучение и повышение квалификации специалистов в сфере ИТ и цифровой безопасности в регионе?
– Задача по подготовке кадров для ИТ-отрасли поставлена Правительством как особенно актуальная в текущей экономической ситуации. Спрос на IT-кадры в компаниях России за предыдущий год вырос на 63 процента. Региональный рынок труда – не исключение. Нам необходимы ИТ-специалисты в сфере ПО, аппаратного обеспечения и информационной безопасности.
В первую очередь, нужно максимально использовать возможности, предоставляемые федеральным центром — постоянно информировать и мотивировать наших школьников, студентов, граждан участвовать в федеральных проектах, направленных на популяризацию ИТ-сферы и получение новых специальностей и навыков.
Так, в обучающих мероприятиях федерального проекта «Цифровые профессии», в который отобраны лучшие образовательные организации, имеющие опыт подготовки ИТ-специалистов, в текущем году у нас обучаются более 480 человек. Всего программа включает в себя 135 курсов по самым разным направлениям – здесь и информационная безопасность, мобильная и веб-разработка, управление проектами, веб-дизайн и многое другое. Плюс стоимость такого обучения частично или полностью компенсируется государством – это зависит от категории обучающегося.
Проект «Код будущего», направленный на повышение интереса школьников к ИТ-сфере, дает возможность ребятам 8 – 11 классов в офлайн и онлайн форматах пройти курсы от ведущих отечественных компаний — Яндекс, 1С и других.
Что касается уже работающих специалистов наших региональных организаций – необходимо постоянно повышать их квалификацию. Такие проекты тоже есть. Например, в этом году проводится обучение за счет средств областного бюджета регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» специалистов цифровой безопасности, в том числе в области критической информационной инфраструктуры (КИИ). Хорошей практикой является проведение «Киберучений» для тренировки и обучения навыкам реагирования на угрозы и повышения готовности компаний важнейших отраслей к выявлению и отражению кибератак.