Особое мнение
Что думают учителя и родители о проблемах современной школы, системы образования, воспитания подрастающего поколения? Ответы на эти вопросы, в частности, искали авторы исследования, которое не так давно проводилось по заказу института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.
Итак…
В анкетировании принимали участие 88 педагогов 1–4-х классов и 153 педагога 5–11-х классов, родители школьников 1–4-х классов – 560 респондентов, родители школьников 5–11-х классов – 368 респондентов.
Среди главных трудностей в воспитании школьников фигурируют нехватка времени у педагогов и родителей, увлечение школьников гаджетами, негативное влияние телевидения и соцсетей, отсутствие мотивации к обучению, сложность образовательных программ, увеличение отчётности для педагогов, гиперопека или безразличие родителей. Не стало неожиданностью и то, что отцам сложнее найти время на общение с ребёнком, а фокус внимания мам был на материальных трудностях.
Среди проблем, особо отмеченных педагогами, – бесконечная отчётность, дополнительная непрофильная нагрузка и большая профильная, обусловленная кадровым дефицитом.
На вопрос «С какими трудностями в воспитательной работе вы сталкиваетесь?» 43% педагогов ответили, что серьёзную опасность представляют ложные ценности, транслируемые в соцсетях, 36% педагогов с опытом работы более 25 лет считают главной проблемой безразличие родителей, а 39% респондентов-родителей заявили о нехватке времени для воспитания ребёнка.
Более 40% родителей считают, что им не хватает знаний по многим вопросам воспитания детей. Например, родители отмечали отсутствие современных учебных материалов, видеофильмов, которые можно было бы использовать в процессе воспитания. Большинство при этом не снимают с себя ответственности за воспитание ребёнка и не перекладывают её на школу.
Родители младшеклассников убеждены, что самое главное направление духовно-нравственного воспитания – привить уважение к другому человеку (85%). При этом наименьшее число родителей этой группы (56,9%) назвали важным развитие навыков общения с другими людьми важным. Исследование показало, что родители считают ключевой задачей – привить ребёнку понятия про «хорошо» и «плохо».
В сфере эстетического воспитания родители учеников средних и старших классов считают самым важным ориентацию на самовыражение в разных видах искусства.
Отвечая на вопросы о трудовом воспитании, большинство родителей учеников средних и старших классов высказали мнение: ребёнку важно привить уважение к результатам своего и чужого труда. Учителя отметили трудности в организации процесса практического знакомства с профессиями.
Большинство родителей учеников средних и старших классов считают важной задачей привить ребёнку любовь к природе, рассказать о её хрупкости и научить беречь. Педагоги разделяют мнение родителей и готовы работать в этом направлении.
Учителя, кроме того, считают необходимым поднять престиж своей профессии, сократить количество бюрократических требований и отчётности, что позволит уделять больше времени воспитанию и обучению детей.
Результаты исследования не обнаружили того, что не обсуждалось бы и не озвучивалось педагогическим сообществом и родителями. Проблемы современной школы и системы образования – на поверхности. Дело за решениями, которые возможны только при комплексном подходе. Резкие перемены болезненны для всех, и единственно верным остаётся поступательное движение по направлению совершенствования системы образования. Принципиально: с учётом мнения и возможностей всех участников образовательного и воспитательного процесса.
Людмила КУЛАГА