Сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника рассказали смолянам о реставрации картин
Сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Смоленска рассказали о работе реставраторов.
«Вы даже не представляете, в каком иногда состоянии картины попадают в руки реставраторов, – начала свою часть лекции заведующая Смоленской художественной галереей Дарья Иванова. – Бывают полотна с трудной судьбой: они бывают помяты, порваны, залиты, покрыты копотью и слоем грязи, бывают даже записаны, когда поверх одного изображения нанесено другое».
Как оказалось, одними из злейших врагов художественного искусства являются не время и войны, а «мушиные засиды» и некачественные материалы, которыми пользовался художник.
Ещё, по словам лектора, чем старше картина, тем проще её реставрировать, потому что в давние времена химический состав лаков и красок был проще, современным реставраторам легче его определить и подобрать материалы для восстановления повреждённых фрагментов.
На помощь реставраторам приходят ядерные технологии. Кроме радиоуглеродного датирования, широко применяемого для определения возраста бумаги и холста, активно применяется рентгенофлуоресцентный анализ. Его реставраторы используют для анализа элементного состава картин и керамики.
«Например, однажды, чтобы сделать рентген, мы носили в больницу портрет Ивана Грозного, – рассказала реставратор масляной живописи Ольга Пигасова. – Забавно было, что, когда врач внёс в карточку годы жизни царя, компьютер не захотел регистрировать такого пациента, написав, что столько не живут».
Под воздействием рентгеновских лучей химические элементы в образце начинают испускать излучение. Это излучение является уникальным для каждого элемента, что позволяет точно определить состав объекта. Более того, рентгеновские снимки картин часто помогают обнаружить более ранние картины художников, скрытые под краской.
Лекторы отметили, что над восстановлением картин не работает один специалист. В каждом музее, в том числе и в Смоленской художественной галерее, есть реставрационный совет, который призван на каждом этапе реставрации выбрать единственно верное решение по использованию методов и материалов восстановления для каждой картины.
Отвечая на вопросы гостей ИЦАЭ, реставратор Ольга Пигасова рассказала, какими материалами пользуется в работе. Например, чтобы склеить повреждённые картины, не используют скотч или клей ПВА, а пользуются специальным рыбьим клеем, который делается на основе веществ, содержащихся в костях рыб.
ИЦАЭ Смоленска регулярно организует лекции популяризаторов науки, встречи с учёными, интерактивные занятия для школьников и интеллектуальные игры. Чтобы быть в курсе ближайших событий, можно подписаться на группу ИЦАЭ во «ВКонтакте».