Смоленский костюм: история и современность
В Смоленском областном центре народного творчества 3 июня состоялся фестиваль-конкурс «Русский костюм в наследии земли Смоленской». На фестивале были представлены работы мастеров из Дорогобужского, Руднянского, Хиславичского, Шумячского и Ярцевского районов и города Смоленска. Среди участников были как любители, так и профессионалы. Фестиваль-конкурс «Русский костюм в наследии земли Смоленской» уже не первый год становится творческой площадкой для людей, изучающих традиционные костюмы Смоленской области и их стилизованные формы.
О смоленском костюме
Само историческое расположение Смоленщины определило развитие её культуры с характерными особенностями как северного, так и южного региона России, а соседство с Белоруссией способствовало органичному сближению с белорусской культурой и укладом жизни. Поэтому в одежде Смоленской губернии встречаются два костюмных комплекса: северный сарафанный и южный понёвный.
Главным предметом крестьянского костюма была рубаха. Она использовалась не только в комплекте с другими предметами, но и как самостоятельная одежда. В великорусских регионах женские рубахи украшались вышивками, в белорусских – ткачеством. Основу цветового строя как ткачества, так и вышивки на Смоленщине составлял красный цвет. Для Смоленского края характерен геометрический тканый и шитый орнамент, в основе которого – ромб в различных сочетаниях и видоизменениях.
Важную роль в народном костюме играл головной убор. В комплекте с косоклинным сарафаном использовались старые, традиционные формы головных уборов: сборники, повойники, ряски, кокошники, кички и сороки. Дополняли костюм тканые и плетёные многоцветные пояса. Обязательными были шейные и нагрудные украшения.
Смоленские музеи хранят древние виды понёв, которые бытовали на территории так называемой белорусской Смоленщины. Понёвы во второй половине XIX века повсеместно сменили юбки-андараки, особенно был распространён андарак с кабатом. В восточной части Смоленщины получил распространение и костюмный комплекс с прямым сарафаном – саян из пяти-шести прямых полотнищ. Летний вариант сарафана исполнялся из льняной или полульняной домотканины, чаще всего клетчатой, зимний – из овечьей шерсти или с портяной основой. В состав костюмного комплекса обязательно входил фартук.
О мастерицах Смоленщины
Чтобы выйти на сцену Центра народного творчества, мастерицам Смоленской области предстояло сначала пройти серьёзный отбор. Только лучшие из лучших смогли представить свои костюмы в очной части фестиваля перед экспертами.
Одной из участниц стала Галина ВОЙТОВА, сотрудница Понизовского сельского дома культуры (Руднянский район). Она представляла стилизованный костюм.
– Исторически расположение Смоленщины определило развитие её культуры. Отдельные виды одежды, способы их ношения, пространственные формы и цветовые решения сближают смоленский народный костюм с белорусским, – рассказывает мастерица.
Галина Варфоломеевна живёт в селе Понизовье, которое расположено на границе с Белоруссией: до ближайшей белорусской деревни восемь километров. Её бабушка, Прасковья Семёновна Шпакова, часто на народные праздники надевала старинный понёвный комплекс, состоящий из длинной рубахи-понёвы и головного убора замужних женщин – сороки. Дополнял наряд старинный фартук. В комплекте преобладали красный, жёлтый, коричневый и синий цвета. Украшали такой наряд по-разному. Считалось, что чем богаче семья, тем больше должно быть украшений и вышивки.
Бабушка рассказывала Галине Войковой о важном обряде в жизни каждой девушки – посвящении девушки в совершеннолетие. В доме собирались ближайшие родственницы и перед девушкой, стоящей на лавке, расстилали понёву, приглашая прыгнуть на неё. Прыжок означал, что девушка готова к замужеству. При выборе жениха принято было учитывать мнение самой будущей невесты.
Галина Варфоломеевна, кстати, часто надевает бабушкин костюм на мероприятия.
Ещё одна участница – Алла ЛОГИНОВА, которая, напомним, представляла наш регион в проекте «Вышитая карта России». На фестивале в Смоленске мастерица продемонстрировала наряд под названием «Тенишевские эмали». Вдохновением для автора стала книга Марии Тенишевой «Впечатления моей жизни», а также работа меценатки – небольшое медное чеканное блюдо, покрытое выемчатой эмалью.
Костюм состоит из кругового сарафана – такие носили женщины Смоленской губернии. Он украшен кружевом ручной работы. Дополняет сарафан фартук из домотканого льняного полотна. На фартуке выполнена роспись – стилизованная сова, излюбленный мотив Марии Тенишевой, древний символ мудрости. Рисунок взят с небольшой металлической пластины, которая сейчас находится в смоленском музее «Русская старина».
Низ фартука украшает кайма, элементы которой повторяют рисунок с бронзового блюда работы Марии Тенишевой. С 1930 года оно является экспонатом музея декоративно-прикладного искусства в Париже.
Блуза выполнена из тонкого льна и отделана кружевами, связанными крючком, а венчает ансамбль головной убор – кокошник. Он украшен шнуром и вышивкой с подвесками с изображением совы.
– Сова в бело-голубом оперении сидит на фигурно изогнутой веточке и пристально наблюдает своими ярко-жёлтыми глазами за всем, что происходит вокруг, – рассказывает Алла Логинова.
Людмила МАТВЕЕВА для конкурса подготовила традиционный костюм Смоленской области.
– Это крестьянский костюм, – поясняет рукодельница. – Сарафан прямого покроя сшит из льняного некрашеного холста. Подол украшен декоративной тесьмой. Рубаха – из льняного холста с плечевыми вставками, украшенными декоративной вышивкой.
Кстати, рубаха – это подарок жителей деревни Ивашково Гагаринского района. Она была отреставрирована.
Повязка на голове состоит из вышитой декоративной ленты, украшенной по бокам бисером.
Помимо конкурсных работ на фестивале были показаны коллекция рубашек Надежды Логиновой «Ритм мечты» и льняная коллекция творческой мастерской ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования», в которой модели продемонстрировали сочетание современного кроя с элементами русского традиционного костюма.
Гости фестиваля также ознакомились с выставкой традиционного русского смоленского костюма «Из сундука», подготовленной муниципальными образованиями Смоленщины.
Яркой частью мероприятия стали выступления творческих коллективов региона, благодаря чему гости и конкурсанты ещё больше погрузились в атмосферу праздника.
Эксперты
Председателем жюри стал Сергей ГЛЕБУШКИН, кандидат искусствоведения, собиратель и исследователь русского народного костюма. Он с интересом осмотрел изделия конкурсантов и отметил, что, хотя можно сделать замечания по поводу изготовления костюмов, работы получились очень хорошими:
– Сегодня на смоленской земле праздник. Праздник народного костюма! Конечно, если делать костюм таким, как задумали его наши предки, то это очень долгая и кропотливая работа. Нужно уметь и ткать, и вышивать, и правильно подать костюм. Но мы будем стараться развиваться и проводить подобные мероприятия, чтобы они проходили на смоленской земле, а лучшие работы выходили на всероссийский и международный уровень.
В состав жюри также вошли дизайнер-декоратор, организатор проекта «Живой музей смоленского народного костюма» Анастасия Соломатина и кандидат философских наук Галина Гирвиц.
Фестиваль продолжился лекцией Сергея Глебушкина «Сохранение и популяризация русского традиционного костюма как форма развития традиций в современном пространстве». Важно сказать, что Сергей Анатольевич не только находит предметы и целые костюмные комплексы, приводит их в порядок, реставрирует, бережно хранит, но и активно занимается исследовательской и просветительской деятельностью. Его выставки и показы народной одежды проходили как во многих городах нашей страны, так и за рубежом: в Китае, Франции, Саудовской Аравии, Италии, США и других странах.
Закончилось масштабное мероприятие церемонией награждения, на которой директор Смоленского областного центра народного творчества, посол культуры Союза женщин России Елена Кочанова и председатель жюри областного фестиваля-конкурса Сергей Глебушкин вручили участникам и почётным гостям благодарственные письма и памятные призы и подарки.
Несмотря на совсем не летнюю погоду, фестиваль получился по-настоящему тёплым. Гости праздника насладились красотой традиционного смоленского костюма и узнали его историю, услышали замечательную народную музыку и поразмышляли о том, почему так важно сохранять традиции родной земли.
Мария ЛЕДОВСКАЯ