Смоленский костюм: история и современность

Фото: © Центр народного творчества

Новости

Смоленский костюм: история и современность

17 июня 2023 года в 21:05
В Смоленском областном центре народного творчества 3 июня состоялся фестиваль-конкурс «Русский костюм в наследии земли Смоленской». На фестивале были представлены работы мастеров из Дорогобужского, Руднянского, Хиславичского, Шумячского и Ярцевского районов и города Смоленска. Среди участников были как любители, так и профессионалы. Фестиваль-конкурс «Русский костюм в наследии земли Смоленской» уже не первый год становится творческой площадкой для людей, изучающих традиционные костюмы Смоленской области и их стилизованные формы.

О смоленском костюме

Само историческое расположение Смоленщины определило развитие её культуры с характерными особенностями как северного, так и южного региона России, а соседство с Белоруссией способствовало органичному сближению с белорусской культурой и укладом жизни. Поэтому в одежде Смоленской губернии встречаются два костюмных комплекса: северный сарафанный и южный понёвный.

Главным предметом крестьянского костюма была рубаха. Она использовалась не только в комплекте с другими предметами, но и как самостоятельная одежда. В великорусских регионах женские рубахи украшались вышивками, в белорусских – ткачеством. Основу цветового строя как ткачества, так и вышивки на Смоленщине составлял красный цвет. Для Смоленского края характерен геометрический тканый и шитый орнамент, в основе которого – ромб в различных сочетаниях и видоизменениях.

Важную роль в народном костюме играл головной убор. В комплекте с косоклинным сарафаном использовались старые, традиционные формы головных уборов: сборники, повойники, ряски, кокошники, кички и сороки. Дополняли костюм тканые и плетёные многоцветные пояса. Обязательными были шейные и нагрудные украшения.

Смоленские музеи хранят древние виды понёв, которые бытовали на территории так называемой белорусской Смоленщины. Понёвы во второй половине XIX века повсеместно сменили юбки-андараки, особенно был распространён андарак с кабатом. В восточной части Смоленщины получил распространение и костюмный комплекс с прямым сарафаном – саян из пяти-шести прямых полотнищ. Летний вариант сарафана исполнялся из льняной или полульняной домотканины, чаще всего клетчатой, зимний – из овечьей шерсти или с портяной основой. В состав костюмного комплекса обязательно входил фартук.

О мастерицах Смоленщины

Чтобы выйти на сцену Центра народного творчества, мастерицам Смоленской области предстояло сначала пройти серьёзный отбор. Только лучшие из лучших смогли представить свои костюмы в очной части фестиваля перед экспертами.

Одной из участниц стала Галина ВОЙТОВА, сотрудница Понизовского сельского дома культуры (Руднянский район). Она представляла стилизованный костюм.

Фото: © Центр народного творчества

– Исторически расположение Смоленщины определило развитие её культуры. Отдельные виды одежды, способы их ношения, пространственные формы и цветовые решения сближают смоленский народный костюм с белорусским, – рассказывает мастерица.

Галина Варфоломеевна живёт в селе Понизовье, которое расположено на границе с Белоруссией: до ближайшей белорусской деревни восемь километров. Её бабушка, Прасковья Семёновна Шпакова, часто на народные праздники надевала старинный понёвный комплекс, состоящий из длинной рубахи-понёвы и головного убора замужних женщин – сороки. Дополнял наряд старинный фартук. В комплекте преобладали красный, жёлтый, коричневый и синий цвета. Украшали такой наряд по-разному. Считалось, что чем богаче семья, тем больше должно быть украшений и вышивки.

Бабушка рассказывала Галине Войковой о важном обряде в жизни каждой девушки – посвящении девушки в совершеннолетие. В доме собирались ближайшие родственницы и перед девушкой, стоящей на лавке, расстилали понёву, приглашая прыгнуть на неё. Прыжок означал, что девушка готова к замужеству. При выборе жениха принято было учитывать мнение самой будущей невесты.

Фото: © Центр народного творчества

Галина Варфоломеевна, кстати, часто надевает бабушкин костюм на мероприятия.

Ещё одна участница – Алла ЛОГИНОВА, которая, напомним, представляла наш регион в проекте «Вышитая карта России». На фестивале в Смоленске мастерица продемонстрировала наряд под названием «Тенишевские эмали». Вдохновением для автора стала книга Марии Тенишевой «Впечатления моей жизни», а также работа меценатки – небольшое медное чеканное блюдо, покрытое выемчатой эмалью.

Костюм состоит из кругового сарафана – такие носили женщины Смоленской губернии. Он украшен кружевом ручной работы. Дополняет сарафан фартук из домотканого льняного полотна. На фартуке выполнена роспись – стилизованная сова, излюбленный мотив Марии Тенишевой, древний символ мудрости. Рисунок взят с небольшой металлической пластины, которая сейчас находится в смоленском музее «Русская старина».

Низ фартука украшает кайма, элементы которой повторяют рисунок с бронзового блюда работы Марии Тенишевой. С 1930 года оно является экспонатом музея декоративно-прикладного искусства в Париже.

Блуза выполнена из тонкого льна и отделана кружевами, связанными крючком, а венчает ансамбль головной убор – кокошник. Он украшен шнуром и вышивкой с подвесками с изображением совы.

– Сова в бело-голубом оперении сидит на фигурно изогнутой веточке и пристально наблюдает своими ярко-жёлтыми глазами за всем, что происходит вокруг, – рассказывает Алла Логинова.

Людмила МАТВЕЕВА для конкурса подготовила традиционный костюм Смоленской области.

– Это крестьянский костюм, – поясняет рукодельница. – Сарафан прямого покроя сшит из льняного некрашеного холста. Подол украшен декоративной тесьмой. Рубаха – из льняного холста с плечевыми вставками, украшенными декоративной вышивкой.

Кстати, рубаха – это подарок жителей деревни Ивашково Гагаринского района. Она была отреставрирована.

Фото: © Центр народного творчества

Повязка на голове состоит из вышитой декоративной ленты, украшенной по бокам бисером.

Помимо конкурсных работ на фестивале были показаны коллекция рубашек Надежды Логиновой «Ритм мечты» и льняная коллекция творческой мастерской ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования», в которой модели продемонстрировали сочетание современного кроя с элементами русского традиционного костюма.

Гости фестиваля также ознакомились с выставкой традиционного русского смоленского костюма «Из сундука», подготовленной муниципальными образованиями Смоленщины.
Яркой частью мероприятия стали выступления творческих коллективов региона, благодаря чему гости и конкурсанты ещё больше погрузились в атмосферу праздника.

Эксперты

Председателем жюри стал Сергей ГЛЕБУШКИН, кандидат искусствоведения, собиратель и исследователь русского народного костюма. Он с интересом осмотрел изделия конкурсантов и отметил, что, хотя можно сделать замечания по поводу изготовления костюмов, работы получились очень хорошими:

– Сегодня на смоленской земле праздник. Праздник народного костюма! Конечно, если делать костюм таким, как задумали его наши предки, то это очень долгая и кропотливая работа. Нужно уметь и ткать, и вышивать, и правильно подать костюм. Но мы будем стараться развиваться и проводить подобные мероприятия, чтобы они проходили на смоленской земле, а лучшие работы выходили на всероссийский и международный уровень.
В состав жюри также вошли дизайнер-декоратор, организатор проекта «Живой музей смоленского народного костюма» Анастасия Соломатина и кандидат философских наук Галина Гирвиц.

Фестиваль продолжился лекцией Сергея Глебушкина «Сохранение и популяризация русского традиционного костюма как форма развития традиций в современном пространстве». Важно сказать, что Сергей Анатольевич не только находит предметы и целые костюмные комплексы, приводит их в порядок, реставрирует, бережно хранит, но и активно занимается исследовательской и просветительской деятельностью. Его выставки и показы народной одежды проходили как во многих городах нашей страны, так и за рубежом: в Китае, Франции, Саудовской Аравии, Италии, США и других странах.

Фото: © Центр народного творчества

Закончилось масштабное мероприятие церемонией награждения, на которой директор Смоленского областного центра народного творчества, посол культуры Союза женщин России Елена Кочанова и председатель жюри областного фестиваля-конкурса Сергей Глебушкин вручили участникам и почётным гостям благодарственные письма и памятные призы и подарки.

Несмотря на совсем не летнюю погоду, фестиваль получился по-настоящему тёплым. Гости праздника насладились красотой традиционного смоленского костюма и узнали его историю, услышали замечательную народную музыку и поразмышляли о том, почему так важно сохранять традиции родной земли.


Мария ЛЕДОВСКАЯ

В Смоленске прошла юбилейная 20-я спартакиада оздоровительных лагерей
17 июня. События дня