Отходы есть? А если найду? Как завод ЭГГЕР превращает горбыль и щепу с пилорам в основу для качественной мебели
В 2018 году завод ЭГГЕР в Гагарине начал стремительно наращивать в производстве ДСП долю использованной древесины – опилки, щепу, которые местные пилорамы выбрасывали или сжигали. На некоторых зарубежных заводах это было уже сложившейся практикой: древесная плита в Европе или США где-то на 50% состояла из вторичного сырья. Для России тогда это было всё ещё в новинку.
Спустя пять лет программа по использованию древесного вторсырья на заводе ЭГГЕР в Гагарине получила развитие в трех направлениях.
За эти годы предприятие увеличило объем принимаемого вторсырья в 1,5 раза. Если в 2018-м принимали до 500 машин с горбылем или щепой ежемесячно, то теперь на завод приходит почти 800. Такой объем компенсирует почти 100 га зеленого леса, который остается нетронутым.
Суммарно за прошлый год ЭГГЕР принял более 200 000 тонн древесных отходов и направил их в производство древесно-стружечной плиты. В конце прошлого года список отходов пополнился – Гагаринский завод начал принимать на утилизацию еще и деревянную тару, утратившую потребительские свойства. Старые ящики и поддоны не заполняют окрестные свалки, а используются как сырье для производства ДСП. На линии кусочек доски от паллеты превращается в основу для будущей мебели.
Спустя пять лет более 35 процентов сырья, используемого ЭГГЕР для производства ДСП – это древесные отходы: горбыль, щепа или опилки. Использование древесного вторсырья сокращает затраты на производство, и, конечно, сохраняет живой лес.
У этого проекта есть и еще одна положительная сторона. Для пилорам, как правило проблематично вывезти опилки или горбыль – теперь эту задачу завод взял на себя.
«Раньше мы отходы сжигали, что-то просто людям раздавали. Теперь мы более экологичнее поступаем, и дело со сжиганием уже давно забросили. Обрезки горбыля перевязываем шпагатом, чтоб не разлетались по дороге, и две-три тракторных телеги в неделю отправляем на завод ЭГГЕР. Там горбыль идет в производство плит ДСП», – рассказал владелец местной пилорамы Алексей Иванов.
Получил развитие и проект по утилизации коры — она образуется после очистки древесных стволов. C 2018-го года ЭГГЕР и «Смоленский ДОК» заключили договор в сфере переработки отходов. Комбинат поставляет на ЭГГЕР щепу, где она является сырьем для ДСП. Обратно в Смоленск те же грузовики возвращаются загруженные корой, которую комбинат использует для котельной, отапливающей жилые дома.
Для каждого сотрудничество выгодно: с комбината ушла проблема утилизации щепы, а завод ЭГГЕР получил сырьё для ДСП и возможность сократить потребление круглого леса.
В сентябре 2020 года предприятие запустило собственное производство по переработке коры и получило сертификат на мульчу. Она получается путем предварительной подготовки и дробления коры на специальной установке-шредере.
Благодаря такому подходу, в прошлом году завод в Гагарине продавал кору уже не как отход, а как товар – мульчу. Её используют на смоленских сельхозпредприятиях в качестве подстилки для животных, а также для благоустройства улиц и ландшафтного дизайна.
«Завод принимает отходы лесопиления: горбыль, щепу и опилки, а также древесные балансы, то есть древесину, которую не берут для производства доски или фанеры. Благодаря приверженности ЭГГЕР принципам ресурсосбережения мы сохраняем леса и не загрязняем отходами окружающую среду. Мы планируем и дальше придерживаться нашей стратегической цели – увеличения в процессе производства доли сырья, получаемого из отходов деревообработки», — рассказал технический директор ООО «ЭГГЕР Древпродукт Гагарин» Виталий Лемешев.