Их голосом поёт храм-памятник
В Смоленске впервые выступил мужской хор «Всехсвятский». Со сцены областной филармонии прозвучал «Пасхальный концерт», куда вошли церковные песнопения, народные песни и произведения русских и белорусских композиторов. Без преувеличения можно сказать, что смоляне были покорены буквально с первых нот, устроив артистам бурные овации. Исполнителей долго не отпускали, так что несколько произведений в финале концерта публика слушала стоя. Пожалуй, такой успех – прекрасный повод познакомиться с регентом хора Дмитрием Токмаковым…
Пасхальная презентация
– Дмитрий, программа сегодняшнего концерта получилась очень разнообразной…
– Да, мы назвали её «Пасхальный концерт». Однако в первую очередь это была презентация нашего коллектива в Смоленске. И мы хотели показать разные стороны нашего творчества.
– И как вам наш знаменитый концертный зал имени Глинки?
– Очень интересный. Здесь есть дух – это сразу чувствуется. И это важно. В таких залах очень приятно выступать.
– Ваш хор поёт и в храмах и в концертных залах. Зависит ли от площадки настрой, с которым вы выходите к публике?
– Нет. Настрой у нас всегда одинаков. Потому что абсолютно одинаковая степень ответственности – мы нигде не позволяем себе скидок. Люди ведь везде чувствуют фальшь. И нет никакой разницы, со сцены она звучит или с клироса. А мы привыкли всё делать качественно, через отношение к Богу.
– Даже если исполняете светские песни?
– Да. Потому что наша миссия – это тоже проповедь о Христе, только через музыку, через звуки. И даже исполняя светские песни, мы продолжаем оставаться церковным хором. Поэтому за рамки дозволенного стараемся не выходить. Хотя наш репертуар очень разнообразный: и стилистически и жанрово.
– А оперу исполняете? Учитывая вашу особую любовь к этому жанру…
– Да, я оперу очень люблю. С хором, конечно, мы такую музыку не исполняем, но я стараюсь и сольно выступать, участвую в конкурсах вокалистов. Словом, слежу за своей вокальной формой – это важно для меня и как для преподавателя вокала.
В стремлении к высокому
– Многие вокалисты, исполняющие оперные арии, мечтают спеть где-нибудь в Ла Скала…
– Конечно. Хотя сейчас уже другие тенденции. Всё очень активно и довольно давно переходит на коммерческую основу. Так что зайти в Ла Скала, постоять на его сцене – да. А вот участвовать в постановке – наверное, уже нет. Потому что сейчас в принципе не поддерживается тот высокий уровень исполнительского мастерства, к которому когда-то все стремились.
От настоящего качественного искусства практически ничего не осталось. Это всё по крупицам ищется. Я, например, когда хочу послушать какую-то хорошую постановку, понимаю, что это, в основном, записи семидесятых-восьмидесятых годов. Потому что то, чем сейчас «кормят» народ в искусстве – это страшнейший суррогат и ужаснейший фаст-фуд. И это печально…
– Получается, что творчество вашего хора – это ещё и попытка противопоставить такому фаст-фуду настоящее высокое искусство?
– По крайней мере, мы с ребятами стараемся поддерживать высокий профессиональный уровень. Я просто не могу позволить себе поступать иначе, поскольку учёба в Петербургской консерватории, безусловно, задала мне определённую планку, ниже которой я уже не опущусь.
У меня там был замечательный педагог – Юрий Михайлович Марусин. Я застал практически все его последние спектакли. «Пиковая дама», «Кармен» – каждый из них оставил неизгладимый след в моей жизни. Мне настолько повезло всё это видеть, слышать и чувствовать! И сейчас это является моим профессиональным багажом.
– Дмитрий, а как получилось, что по окончании вокального отделения консерватории вы избрали путь регента церковного хора?
– Это очередной пример того, что у Господа свои планы на каждого человека. Конечно, при условии, если ты доверяешь свою жизнь Богу.
На четвёртом курсе у меня были очень большие колебания, сомнения, сложности. Я просил Бога помочь мне определиться, где я буду больше ему полезен. И Господь очень премудро всё устроил. Хотя не без испытаний и искушений. Но сегодня я понимаю, что это стало для меня серьёзной профессиональной закалкой…
Вообще я регентовал с четырнадцати лет, и это всегда было для меня близким занятием. Начинал с любительского хора в храме под Минском. И во время учёбы в Петербурге тоже был приход, где мы организовали мужской хор. Так что регенство в хоре «Всехсвятский» стало для меня очередным этапом дальнейшего развития.
С любовью к музыке
– Храм в честь Всех святых в Минске – особое место…
– Да, так всё сложилось в этом месте, что здесь воплотилось очень много новаторских идей. И мы, конечно, стараемся соответствовать, ведь сегодня наш храм-памятник – национальный мемориальный комплекс.
– Вам подобное новаторство сразу пришлось по душе?
– Да. Мне достаточно было просто попасть в это место и почувствовать его – и всё сразу стало понятно. Я благодарю Бога, что он вовремя указал мне этот путь. Хотя педагог мой вначале был против, но со временем смирился. Потому что понял, что его дело продолжается. Я не только руковожу хором, но и пою, и преподаю.
И в работе с хором я стараюсь особое внимание уделять вокалу. Сегодня очень мало хоров поют – много разговаривают, забывая о контиленности звука. Мы с ребятами над этим очень много работаем.
– А что самое сложное в работе регента?
– Коммуникация с людьми. Тем более, когда речь идёт о людях амбициозных, творческих. Очень часто в музыкальных коллективах камнем преткновения становились характеры, когда люди не могли договориться друг с другом.
Когда-то покойного патриарха Алексия спросили, что самое сложное в жизни, и он ответил: «Стоять во главе чего-либо». Я согласен с ним. Руководитель – очень непростая должность. Это даже не профессия, а образ жизни – особенно в творческих коллективах. Ты постоянно прокручиваешь в голове какие-то идеи, решения. Буквально засыпаешь с этим. И даже если ночью встаёшь, можешь зацепиться за какую-то мысль и на час-два выпадаешь из сна.
Я об этом и ребятам стараюсь рассказывать, чтобы они вникали. Ведь наш хор был собран не по какому-то заказу, а по принципу любви к своему делу: любви к музыке, отношению к Богу. Прошло десять лет, и я вижу, что ребята выросли не только профессионально, но и духовно. Собственно без этого церковное пение вообще невозможно. Без духовного опыта на клиросе нечего делать.
– Дмитрий, помимо музыки у вас есть ещё какие-то увлечения?
– У меня ни на что другое просто нет времени. К тому же я настолько люблю музыку, что могу слушать её постоянно. Я даже после репетиций и концерта включаю в машине что-нибудь для души – многих это удивляет.
К тому же у меня семья и двое детей, которым тоже надо уделять внимание. С женой пообщаться, с малышами поиграть – времени в сутках порой на всё не хватает. Так что я обхожусь без хобби и прекрасно себя чувствую.
– Ваша жена тоже музыкант?
– Да, она окончила хоровое отделение. Но сейчас уже пять лет в декрете, занимается с детьми.
Она меня очень поддерживает. Особенно если возникают какие-то трудности, всегда выслушает, где-то скорректирует, что-то посоветует. Так что мне с ней очень повезло…
Личное мнение
Отец Фёдор Повный, настоятель храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших:
– Их голосом поёт наш храм-памятник. Каждое богослужение хор увлекает прихожан в поднебесье, сосредотачивает их молитвенный порыв, растапливает зачерствелые сердца.
Человеческий голос – один из ценнейших даров, данных людям для прославления Господа. Этот богом дарованный инструмент отзывается на состояние души. Он дан для славословия, исповедования, соучастия и выражения любви.
Соборный голос хора словно поёт за нас. А мы вместе с ним – словно единый голос наших народов, православных русских народов.
Наша справка
Мужской хор «Всехсвятский» прихода Всех Святых в Минске был основан в 2013 году. В его составе – выпускники Республиканского музыкального колледжа при Белорусской государственной академии музыки, педагоги БГАМ, артисты ведущих коллективов страны.
Регент хора Дмитрий Токмаков – выпускник Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.
Это единственный в Беларуси церковный хор, который не только занят в богослужениях, но и активно выступает с концертами на самых разных площадках.
Ольга Суркова