На смоленской земле
Всюду, где хозяйничал враг, у жителей отбирался последний скот, птица, хлеб – всё вплоть до мякины. Население буквально голодало. Жители деревни Жабино Гжатского района в последний месяц питались травой, листьями, отбросами. К приходу Красной Армии из 150 жителей в этой деревне осталось только 25 человек. Лишь за последние дни перед наступлением наших частей здесь умерло от голода 10 стариков и детей.
Не в силах справиться с растущим пейзанским движением, немцы жестоко расправлялись с мирными жителями. Так, в деревне Афанасово однажды был обнаружен за околицей труп немецкого солдата. Немцы решили наказать население этой деревни. Они выгнали из домов на улицу население – около ста человек. Долгое время держали полураздетых людей на морозе, избивали прикладами и плётками, а после всяческих надругательств вывели всех за деревню и расстреляли в ближайшем перелеске.
Части Красной Армии, занявшие деревню Афанасово, не нашли в ней ни одного человека. Лишь спустя некоторое время из окрестных лесов пришло в деревню несколько жителей, которые рассказали о совершившейся трагедии. Немецкие солдаты после массового расстрела снова возвратились в деревню и устроили вечером облаву на оставшихся в живых жителей. Те вынуждены были бежать в лес. Тогда немецкие лыжники устроили форменную охоту за ними, как на диких зверей, с собаками.
Велик список немецких зверств на смоленской земле. Перед отступлением из деревни Куликово Гжатского района немцы собрали почти всех женщин, стариков и детей и заперли их в холодном помещении. После насилий, учинённых над женщинами, и зверского расстрела многих детей немцы подожгли дом. Двери были заперты. Пытавшихся выскочить из пламени садисты-немцы расстреливали из автоматов, забрасывали гранатами, догоняли и добивали прикладами. В огне погибло 36 человек, среди них 12 детей, 5 грудных младенцев.
Сержант В. Моисеев кормит ребенка в освобождённом селе Извеково («Всех угнали фашисты»)
Такими преступлениями отмечен весь путь отступающих немецких войск. В занятой на днях деревне Большая Васильевка Сычёвского района немцы из 62 домов сожгли 28, уничтожили все хозяйственные постройки, школу, маслобойку, сараи и даже баню. Уходя, они угнали с собой для публичных домов 12 девушек.
В деревне Святителево немцы собрали всё её население в количестве 450 мужчин и женщин и под конвоем угнали на каторгу в Германию. Перед этим в деревне можно было наблюдать тяжелые сцены, когда изверги-гитлеровцы били женщин и стариков, не желавших уходить, пристреливали их на месте. В дороге, когда выбились из сил лошади, немцы заставили людей тащить гружёные сани, а падающих от усталости безжалостно избивали. От этого каторжного труда не освобождались даже матери с грудными детьми на руках.
Нашими войсками занят крупный населённый пункт Царёво-Займище на дороге Гжатск – Вязьма. Бойцы N части, умелым манёвром окружившие этот пункт, разгромив вражеский гарнизон, обнаружили здесь 1500 крестьян, согнанных немцами из ближайших деревень. Эти люди находились здесь около суток в холодных сараях. Только своевременный приход Красной Армии помог им избежать гитлеровской каторги.
Бойцы Красной Армии видят разорённые русские сёла, видят растерзанные трупы мирных жителей, и жаждой мщения переполняется сердце каждого воина. Район за районом освобождается на Смоленщине от фашистского гнёта, и её истомившееся население радостно встречает своих освободителей.
Майор П. Слесарев, действующая армия, по телеграфу
Газета «Красная Звезда», №57 от 10 марта 1943 г.