Перебирая наши даты
В последние годы жизни Алексей Иванович много болел. После увольнения из театра жил одиноко, на телефонные звонки не отвечал. Ходили слухи, что он вообще уехал на родину, в город Псков.
Алексей Ефимов – выпускник Свердловского (ныне – Екатеринбургского) театрального училища, которое окончил в 1973 году. Поработав пять лет в Псковском областном театре кукол, он поступил в ГИТИС на курс блистательной актрисы, народной артистки СССР Элины Быстрицкой. Это были незабываемые годы. Алексей Иванович с нежностью и благоговением рассказывал о своём Учителе. Окончил ГИТИС он уже будучи артистом Смоленского областного театра кукол, который появился в его жизни в 1978 году благодаря знакомству со старейшей смоленской актрисой – Эльзой Карловной Беллерус. Как рассказывал Алексей Иванович, познакомились они во время гастролей Смоленского театра кукол на сцене Псковского театра.
Эльза Беллерус – человек трудной судьбы. Этническая латышка, она родилась в Смоленской области. Артистическую деятельность начала в Латышском театре под руководством выдающегося режиссёра Анны Лаце, последовательницы Мейерхольда. Как большинство артистов уничтоженного в 1937 году Смоленского Латышского театра, Эльза Карловна была репрессирована, но до конца своих дней (а прожила она долгую жизнь) не утратила способности совершенно по-детски верить в чудо Театра. Она обладала потрясающей заразительностью, и ей ничего не стоило убедить Алексея Ефимова в том, что актёр-кукольник – это волшебник, а кукольный спектакль – ожившая сказка. Впрочем, он и сам об этом догадывался, Эльза Карловна лишь укрепила его убеждённость. Словом, зёрна попали в подготовленную почву, и почти 40 лет Алексей Ефимов был ведущим артистом Смоленского театра кукол им. Д.Н. Светильникова. В 1997 году он был удостоен почётного звания «Заслуженный артист Российской Федерации». В нём счастливо сочетались внешняя привлекательность, талант, мастерство артиста-кукловода, а также особая душевная теплота.
В репертуарном списке Ефимова-актёра – более 50 ролей в спектаклях. Попробовал он себя и на педагогическом поприще: в 1992–1996 гг. под руководством Виктора Ивановича Савина – в ту пору главного режиссёра Смоленского театра кукол – на базе театра и Смоленского колледжа искусств был подготовлен экспериментальный курс артистов-кукольников. Одним из педагогов по актёрскому мастерству был Алексей Иванович Ефимов.
Расцвет творчества Алексея Ефимова в Смоленске пришёлся на непростые годы. До начала 2000-х областной театр кукол в основном работал как передвижной. Помню, в 1994 году, 27 марта, когда театры Смоленска все вместе на большой сцене драматического театра отмечали профессиональный праздник, концертный кукольный номер для взрослой публики, исполненный Алексеем Ефимовым и Людмилой Удаловой, просто потряс зрителей. Публика испытала настоящий культурный шок. Дело в том, что актёров-кукольников в Смоленске практически не знали, поскольку стационарной сцены у Театра кукол не было. Спектакли показывали в детских садах, школах, летних лагерях отдыха. Конечно, это было лучше, чем ничего, но ощутить, что такое магия Театра, несколько поколений юных смолян возможности не имели.
Сегодня, глядя на сказочные башенки Смоленского театра кукол, даже трудно себе это представить. Однако свой современный вид здание обрело только в 2013 году благодаря 1150-летнему юбилею Смоленска.
И Театр, наконец-то, стал обживать свой преобразившийся Дом. Артисту Ефимову мало довелось поработать в новых условиях, порадоваться хорошо оборудованным сценическим площадкам. Ушли из жизни его режиссёры Галина Карбовничая и Виктор Савин, в спектаклях которых он блистал, изменился репертуар. К тому же у Алексея Ивановича начались серьёзные проблемы со здоровьем.
Если вспомнить смоленские спектакли и роли, которые сыграл заслуженный артист России Алексей Ефимов: «Жирафа и Носорог» (Носорог), «Золушка» (Принц), «Две царицы» (Генерал), «По щучьему велению» (Мамка-нянька), «Кот в сапогах» (Жак), «Приключения Буратино» (Папа Карло, живой план), «Айболит» (Доктор Айболит и попугай Корудо), «Мнимый больной» (г-н Фонфуа – живой план и Полишинель – кукла), «Клоп» (Директор зоопарка и Профессор) и многие-многие другие, нетрудно себе представить, каким артистом был этот человек.
Светлана Романенко