Адаптация реальности
В первые дни марта в Смоленской области стартовал новый сезон проекта «Арт-онлайн». Это творческая мастерская для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, авторами идеи и организаторами которой являются два замечательных педагога – Ирина ЛАВРИНОВА и Анастасия ТРИФОНОВА. В течение многих лет они работают в Центре образования для детей с особыми образовательными потребностями, делая их жизнь лучше.
Ирина и Анастасия познакомились в 2010 году. Девушки одновременно окончили Смоленский государственный университет и устроились на работу в только что открывшийся в Смоленске Центр дистанционного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью.
– Поскольку я окончила физико-математический факультет, а Центр дистанционного образования только открывался, мне были очень интересны технологии, которые будут использоваться здесь при обучении, – рассказывает Ирина Лавринова. – Конечно, немножко пугал контингент, с которым я буду работать, – это был своего рода вызов. Но я довольно быстро втянулась. И, помимо того, что я могу развиваться как педагог, как математик, как информатик, мы с коллегами проводим много интересных мероприятий для социализации детей, их общего развития.
Ирина Лавринова – учитель математики и информатики. В 2021 году её признали лучшим учителем Смоленской области. Педагог преподаёт в учебном заведении не только предметы основной программы, но и курсы по выбору, которых, надо отметить, в учебном заведении довольно много.
– Мы с Ириной завершили учёбу в один год, ещё не зная друг друга, – говорит Анастасия Трифонова, – и познакомились только в Центре дистанционного образования. Эта работа даёт мне возможность не только реализоваться в качестве учителя-русиста, но и понять особенности мышления особых детей и постараться сделать для них понятным то, что, в отличие от обычных ребят, оказывается сложным.
Анастасия Трифонова – учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук. Кроме того, она член Союза российских писателей и Союза писателей Москвы, автор нескольких книг стихов.
Что особенного в Центре образования?
Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями появился в 1990 году. Изначально это была школа для детей с нарушением слуха. В 2010 году на её базе создали Центр дистанционного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью.
В 2015 году образовательное учреждение получило новое название – Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями города Смоленска. Со дня открытия учебное заведение обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Центр является почётным членом Ассоциации инклюзивных школ, стал финалистом всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа» в 2017 году и абсолютным победителем всероссийского конкурса «Успешная школа» в 2018 году.
На данный момент в Центре образования три отделения: дошкольное (детский сад) и школьное очное, где учатся ребята с нарушением слуха, а также дистанционное, где с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обучаются дети с ОВЗ и инвалидностью из всех районов Смоленской области.
Региональный департамент по образованию и науке регулярно оповещает школы о работе Центра для детей с ООП. Обучение в Центре имеет ряд отличий от занятий в школе. Помимо дистанционного формата, в этой образовательной организации другой регламент урока – занятие длится 30 минут. Чтобы учёба не вредила здоровью, вводятся такие элементы здоровьесбережения, как гимнастика для глаз, физкультминутки.
В Центре образования ребёнок обучается по той же программе, что и в своей школе. Педагоги Центра, видя пробелы в знаниях ученика, восполняют их, используя различные форматы и дополнительные материалы.
– Если ученик не до конца освоил тему урока со школьным учителем, мы заново её рассматриваем на нашем занятии, – рассказывает Ирина Лавринова. – Наибольшего эффекта мы добиваемся, когда педагоги Центра сотрудничают с педагогами школы, где учится ребёнок. В этом случае мы всегда знаем заранее, какая тема изучается в данный момент, и можем её «подхватить». Об эффективности нашей работы мы можем судить по отзывам родителей и выпускников. Большое количество положительных отзывов мы получаем после экзаменов в девятом и одиннадцатом классах. Наши выпускники успешно продолжают обучение в различных учебных заведениях и среднего профессионального, и высшего образования как в Смоленской области, так и за её пределами.
Дети как источник вдохновения
Дети, как отмечают педагоги, очень вдохновляют своих наставников на подвиги.
– Меня поражает настойчивость ребят, – рассказывает Анастасия, – их жизнелюбие, внутренняя сила, которые не дают им остановиться несмотря ни на что. Мы постоянно друг у друга учимся. И это очень важно.
Наверное, именно поэтому восемь лет назад возникла идея создания уникальных творческих проектов для особенных деток.
– Первый Пасхальный фестиваль мы с Анастасией провели в далёком уже 2016 году. Мы хотели создать условия для творческого развития особых детей. В мероприятии приняли участие всего 38 человек. Это получился инклюзивный праздник. В нём участвовали и дети с особыми образовательными потребностями, и обучающиеся обычных школ Смоленска, – рассказывает Ирина Лавринова. – В процессе развития наши идеи менялись, и сейчас это грандиозное, масштабное мероприятие, которое, помимо фестиваля, содержит ещё множество разных направлений. И мы назвали наш проект инклюзивной творческой мастерской «Арт-онлайн».
В рамках этой мастерской дети получают возможность работать с дефектологами, психологами, педагогами декоративно-прикладного искусства, тем самым развивая свои творческие способности. Занятия проходят и очно, и онлайн – таким образом в них могут принять участие дети из разных уголков области.
Другое направление проекта – работа со взрослыми: специалисты дают советы учителям и родителям особых детей о том, как можно помочь в той или иной ситуации на пути творческого развития и становления такого ребёнка.
За годы существования проекта «Арт-онлайн» в нём уже успели принять участие около 1500 обучающихся из Смоленской, Московской, Ленинградской, Воронежской областей и Республики Беларусь.
– Радует то, что мы в рамках фестиваля не только принимаем всевозможные творческие работы детей, но и создаём условия для того, чтобы школьники показали публично свои навыки и умения, – рассказывает Ирина.
Каждый участник Пасхального фестиваля – победитель. Финальным мероприятием проекта является концерт, где проходит награждение и каждый ребёнок выходит на сцену, получает свою долю аплодисментов и маленький подарок.
Кстати, в рамках фестиваля участники примеряют на себя и роль волонтёров: в течение нескольких лет организаторы проекта тесно сотрудничают с благотворительным фондом «Старость в радость». Школьники создают открытки, поделки, сувениры, которые потом в торжественной обстановке передаются бабушкам и дедушкам из домов престарелых.
Чистый энтузиазм и материальная поддержка
Как отмечают педагоги, когда возникла идея проведения Пасхального фестиваля, всё делалось на чистом энтузиазме.
– Школьники создавали творческие работы и присылали нам фотографии, отсканированные рисунки или видеоролики, где они выступают. В первый год нас поддержала только администрация Центра образования. Всех участников мы наградили дипломами. Это был такой пробный камешек, – рассказывает Ирина. – Мы поняли, что ребят интересует такой формат взаимодействия, и решили, что будем расти.
– Однако рост числа участников, безусловно, требует привлечения каких-то дополнительных ресурсов, – добавляет Анастасия Трифонова. – За годы существования Пасхального фестиваля его поддерживали представители Смоленской области на федеральном уровне – Ольга Владимировна Окунева, Ирина Андреевна Кожанова, Смоленская областная Дума и, в частности, её председатель Игорь Васильевич Ляхов, а также благотворители, которые не остаются равнодушными к особым детям. Но мы понимаем, что каждый раз обращаться с просьбой мы не можем. Это и неудобно, и для нас оказывается в некоторые моменты сложно. Поэтому мы стали искать способы привлечения каких-то дополнительных средств для реализации нашего всё ещё растущего проекта.
В 2019 году идею проведения Пасхального фестиваля поддержал «Рыбаков Фонд». Это фонд семьи Рыбаковых, который выделяет гранты на различные проекты, осуществляемые в школах.
– От нашей образовательной организации мы подали заявку на конкурс, стали победителями и впервые… независимыми! Тогда участники нашего фестиваля получили замечательные подарки. Все были очень довольны. И, конечно, дети выразили желание участвовать ещё, – рассказывает Анастасия.
Тогда Ирина и Анастасия зарегистрировали автономную некоммерческую организацию «Центр развития социальных и просветительских инициатив», чтобы иметь возможность участвовать в различных грантовых конкурсах и надеяться только на свои силы и на себя.
В 2022 году при поддержке Фонда социальной поддержки граждан «Феникс», руководителем которого является председатель региональной Общественной палаты Денис Пестунов, проект «Арт-онлайн» выиграл в первом конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации.
– Мы выиграли первый президентский грант, и наш Пасхальный фестиваль, ставший благодаря проекту инклюзивной творческой мастерской «Арт-онлайн», прошёл в огромном масштабе. Если быть точными, участниками проекта стали 450 особых ребят. А в этот сезоне фестиваль пройдет при финансовой поддержке конкурса «Росмолодёжь.Гранты». Поэтому мы ожидаем большое количество заявок. Мы уже готовим интересные мероприятия и подарки, чтобы ребята получили удовольствие, – подытожила Ирина Лавринова.
«Читчики жестов»
Немногие знают, что профессия сурдопереводчика – одна из самых востребованных в России, ведь у нас проживают около 13 миллионов глухих и слабослышащих.
«Читчики жестов» впервые объединились в гильдию ещё при императрице Марии Федоровне, супруге Павла I, которая способствовала тому, чтобы обучение глухих людей, особенно детей, стало делом государства. Она основала училище глухонемых в Санкт-Петербурге. По её приглашению в Россию прибыли лучшие европейские учителя, заложившие основу отечественной сурдопедагогики. Однако только в 1926 году в нашей стране было создано Всероссийское общество глухих (ВОГ), а в 1929 году на II Съезде ВОГ был поднят вопрос об организации сурдоперевода. Профессия сурдопереводчика долго не признавалась полноценной специальностью. Лишь в 1992 году по ходатайству Центрального правления ВОГ Министерством труда РФ она была внесена в тарифно-квалификационный справочник.
На сегодняшний день в Центре образования для детей с особыми образовательными потребностями города Смоленска обучаются 63 школьника и 20 дошкольников с нарушением слуха.
– Для глухих людей жестовый язык – основной и естественный. Если человек без нарушения слуха мыслит образами, то человек с нарушением слуха представляет вначале жест, а затем формирует образ. Поэтому сурдопереводчик – это проводник глухих людей в мир слышащих, – рассказывает Ирина Лавринова. – С детьми с нарушением слуха с ранних лет занимаются дефектологи и сурдопедагоги – сначала на уровне дошкольного, а затем на уровне общего образования. На ранней стадии обучения дети осваивают дактильную азбуку, где каждому жесту одной руки соответствует буква, затем подключаются мимика и жесты, пока не будет сформирована словесная речь. Особенно остро стоит вопрос в изучении жестового языка, когда ребёнок с нарушением слуха рождается у слышащих родителей. В этом случае изучать жестовый язык должна вся семья.
Главная задача сурдопедагога – научить ребёнка с нарушением слуха общаться с другими людьми. На уроках школьники осваивают не только общеобразовательные предметы, но и учатся читать по губам. Для педагогов важно чётко артикулировать и при необходимости пояснять понятия на дактиле или при помощи жестового языка.
– Нужно отметить, что сурдопереводчик должен обладать рядом качеств: чёткая артикуляция, выразительная мимика, внимательность. А ещё сурдопереводчик должен быть добрым и чутким человеком, – подчеркивает Ирина Лавринова.
Процесс синхронного перевода на русский жестовый язык непрост, но ещё труднее выполнять обратный перевод – с языка глухих на язык слов. К сожалению, сегодня профессия «сурдопереводчик» не особенно распространена в российской провинции. Даже телевизионные новости в настоящее время чаще сопровождаются текстовой бегущей строкой, а не синхронным сурдопереводом, что также затрудняет понимание информации людьми с нарушением слуха. Поэтому создание сурдосреды, в том числе в интернет-пространстве – один из способов адаптировать реальность для глухих людей.
Как адаптировать реальность
Одним из направлений деятельности педагогов Ирины Лавриновой и Анастасии Трифоновой является создание видеоэкскурсий, адаптированных для детей с нарушением слуха. Идея возникла в связи с необходимостью рассказывать ребятам об истории и культуре региона в форме, доступной для восприятия и понимания глухими.
– Многие ребята знают годы, когда шла Великая Отечественная война, но единицы помнят дату освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков; многие знают Александра Трифоновича Твардовского, но имя Михаила Васильевича Исаковского забывают, а Николай Иванович Рыленков и вовсе выпадает из поля их внимания, – рассказывает Ирина Лавринова. – Это связано с особенностью их восприятия мира: рассказ, пусть и на понятном им языке жестов, не сопровождающийся визуальным подкреплением, не запомнится особым детям столь же крепко и детально, как адаптированный видеосюжет.
Проект «Региональный инклюзивный видеожурнал «Моя Смоленщина» был разработан с учётом особенностей зрителей с нарушением слуха: в каждый ролик добавлен сурдоперевод, что облегчает понимание сложных для них слов.
Проект дважды был поддержан администрацией Смоленской области на региональном конкурсе молодёжных проектов, благодаря чему появилось второе направление развития видеожурнала: сурдоэкскурсии «По музеям Смоленщины». Алексей Островский на прошлогодней встрече с победителями конкурса подчеркнул значимость идеи как с точки зрения содержания, так и охвата целевой аудитории.
Многочисленные отзывы педагогов и самих ребят, которые просматривают видеоролики на уроках и в свободное время, показывают востребованность и актуальность созданного проекта.
Наука – это интересно и весело
Однако не творчеством единым сыт педагог. Совсем молодым, но уже хорошо зарекомендовавшим себя направлением деятельности Ирины и Анастасии стал комплекс мероприятий, направленный на развитие исследовательского потенциала и проектных компетенций подростков с ОВЗ и инвалидностью, получивший название «Проектор».
В рамках этой образовательной инициативы дети получают возможность поддержки и компетентного сопровождения профессионалов в области научной деятельности. Школьники пробуют себя в роли исследователя, учатся видеть проблему и находить пути решения.
Частью этого комплекса мероприятий является конкурс проектов, которые создаются детьми с особыми образовательными потребностями. Здесь ребята могут проявить свои сформированные навыки.
– Нам важно, чтобы экспертную оценку этих проектов осуществляли профессионалы. Мы сотрудничаем со Смоленским государственным университетом и Центром цифрового образования «IT-Куб», где компетентные специалисты могут не только оценить работу, но и подсказать дальнейшие траектории развития и проектной деятельности, возможно, траектории развития профессиональной деятельности подростков с ОВЗ, – рассказывает Ирина Лавринова.
Одним из показателей востребованности и качества проекта, по мнению организаторов, является то, что многие ученики старших классов после участия в мероприятиях и в самом конкурсе приняли решение, куда они дальше собираются поступать.
В первом сезоне «Проектора» приняли участие 38 ребят. Они создавали видеоролики, где защищали своё маленькое исследование, свой проект.
– Эти видеоролики – отдельный вид искусства. Кто-то подошёл очень серьёзно, и выступает, как на конференции, и мы радуемся, что это, возможно, первый опыт такого научного выступления для ребёнка. А ребята из школы №12 (там целый коллектив участвовал) сняли минифильмы, где проиллюстрировали свои изыскания относительно смоленского фольклора. Они наряжались в домового, русалку, Бабу Ягу. В результате получились настоящие театрализованные презентации, – делится впечатлениями Анастасия Трифонова. – Это тоже, мне кажется, замечательный опыт, потому что он позволяет ребятам раскрепоститься и понять, что наука – это не всегда сухой язык. Это не всегда строгость. Наука – это ещё интересно, весело и, вообще-то, захватывающе.
– Особенно трогательно видеть, как развиваются компетенции ребят с нарушением слуха, – добавляет Ирина Лавринова, – потому что для них выступление на публике является проблемой. Здесь они получили возможность почувствовать себя ораторами, рассказать о своём проекте или исследовании, получить компетенции именно монтажа и озвучки ролика при помощи программ транслирования речи и сложного монтажа, чтобы их язык стал доступен уже нам. Мне кажется, здесь развиваются не только исследовательские компетенции, но и компетенции в области презентации.
Первый сезон «Проектора» осуществлялся при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. Благодаря выделенным средствам стало возможным проведение динамичной и яркой церемонии награждения победителей, которая состоялась в Информационном центре по атомной энергии в Смоленском государственном университете. Все участники получили подарки, которые помогут им развивать исследовательский потенциал и создавать новые проекты.
О признании на всероссийском уровне
Проект «Инклюзивная творческая мастерская «АРТ-онлайн»: пространство социокультурной реабилитации детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью» реализуется уже в течение многих лет. И уже можно говорить о его количественных и качественных результатах. Осенью 2022 года Ирина Лавринова описала весь опыт работы для участия во Всероссийском конкурсе «Мои инновации в образовании – 2022». Эксперты на федеральном уровне высоко оценили проект, и он занял первое место в номинации «Инновации в инклюзивном образовании».
– В феврале этого года состоялось награждение победителей в Общественной палате Российской Федерации. Естественно, это вдохновляющее место! И особенно приятно было получить оценку от члена Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации Валентины Николаевны Ивановой. Она вручила мне диплом, отметила, что проект очень сильный и пожелала дальнейшего развития, – рассказывает Ирина. – Такие педагогические победы мотивируют и вдохновляют!
Что же движет педагогами?
Наши герои шутят, что их мотивирует на новые свершения скука, которой они боятся.
– Скучно всё время сидеть на одном месте и делать одну и ту же работу, – поясняет Анастасия. – Даже если это работа с разными людьми. Хочется, чтобы жизнь была ярче, хочется делиться этой яркостью. И мне кажется, то, что мы оказались на работе в Центре образования, это тоже такой знак, потому что мы можем поделиться интересом к жизни с ребятами, которым это больше всего нужно. Наши особенные дети начинают понимать, что тоже очень многое могут, что они классные, что могут делать удивительные творческие вещи. Поэтому вся наша работа – это один большой интерес и одно большое приключение. И для нас, и для тех ребят, для кого мы это делаем.
– Ещё мотивирует нас то, что наша деятельность мотивирует наших ребят, – добавляет Ирина. – Буквально несколько месяцев назад мы начали получать вопросы от наших выпускников, которые тоже хотят делать такие же крутые проекты. И очень радостно, когда они пишут и спрашивают: «А с чего начать?», «А что я должен сделать?», «А как появилась идея первого проекта?». И я уверена, что у них действительно всё получится, потому что они действительно крутые, думающие, стремящиеся. И радует, что наша деятельность может подталкивать особых ребят к созиданию.
Фото: Светлана Сафронова, из архива героев
Мария ЛЕДОВСКАЯ