«Он поставил на крыло Гагарина»
Март для смолян – это месяц памяти сразу двух наших «космических» земляков: 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского (ныне – Гагаринского) района Западной (ныне –Смоленской) области родился будущий космонавт № 1 планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин. А 11 марта (по новому стилю) 1913 года в Смоленске родился один из основоположников советской космонавтики, о котором говорят, что именно он «поставил на крыло Гагарина», академик Борис Николавевич Петров.
В этом году мы отметим 110 лет со дня рождения академика Петрова. В следующем – 90 лет со дня рождения космонавта Гагарина.
Мы знаем, что в Смоленске есть улица, носящая имя академика Петрова, лицей № 1 также носит имя этого учёного. Но много ли мы знаем о самом Борисе Николаевиче, о том, какой вклад он внёс в становление и развитие отечественной космонавтики, что его связывало с малой родиной – Смоленском? К сожалению, очень мало!
Восполнить этот пробел в своё время взялись в средней школе № 20 города Смоленска, ныне – лицее № 1 имени академика Б.Н. Петрова, где был организован клуб «Поиск». Члены клуба собирали материалы о жизненном и профессиональном пути Бориса Петрова. Впоследствии силами общественности, педагогического коллектива и школьников в учебном заведении был создан музей имени академика Петрова. А вдохновила школьников на это благородное дело заслуженный учитель Российской Федерации, физик Евгения Павловна Глушенкова. Затем её дело продолжила преподаватель этого же лицея, историк Лидия Васильевна Гробова.
Клуб «Поиск» и школьный музей
История этого поискового клуба и музея достойна отдельного рассказа. В 1983 году Академия наук СССР, Советское правительство принимают постановление о проведении юбилейных мероприятий, посвящённых 70-летию со дня рождения академика Б.Н. Петрова. В Смоленске в музее-заповеднике была организована выставка, посвящённая жизни и деятельности Бориса Николаевича. По смоленскому радио в одной из передач прозвучало интервью академика Петрова корреспонденту местного радио. Это интервью было записано в августе 1972 года в первый его приезд в свой родной город. В этом интервью прозвучало: «Да, я родился в Смоленске, окончил девятилетнюю школу, имя которой было связано с Пржевальским, находилась эта школа в районе улиц Краснофлотских».
Это интервью услышала учитель физики школы № 20 Евгения Павловна Глушенкова. Она знала, что у первого директора школы Анатолия Трофимовича Шароварина была мечта создать в школе краеведческий музей, где можно было бы собирать экспонаты по истории микрорайона школы. Евгения Павловна загорелась идеей создать музей Бориса Николаевича Петрова. Уже в 1983–1984 годах была собрана группа детей-энтузиастов, которые объединились в клуб «Поиск» и начали активную работу по созданию музея. Наиболее активными в то время были ученицы школы № 20 Ирина Кабикова и Юлия Королёва. Именно они с Евгенией Павловной и начали кропотливую работу по сбору материалов. Вокруг них объединились ученики 8–10-х классов. Так возник клуб «Поиск».
«Все, кто интересуется научно-техническими достижениями нашего народа, историей нашей страны и Смоленского края, должны знать о заслугах этого уникального человека – Бориса Николаевича Петрова», – уверена Евгения Павловна Глушенкова. Но знания об академике у его земляков, к сожалению, оставляют желать лучшего. Дело в том, что долгие годы имя Бориса Петрова находилось под грифом «секретно», поскольку его научные разработки и исследования касались космического кораблестроения и советского стратегического оружия – баллистических ракет.
Смоленское детство и учёба в ФЗУ
Борис Николаевич Петров родился 11 марта 1913 года в Смоленске, в простой семье. Его отец, Николай Георгиевич, трудился бухгалтером. А мама была врачом, заведовала Духовщинской больницей. В 1919 году она погибла, заразившись сыпным тифом во время борьбы с эпидемией. В 1929 году умер и отец.
Детство будущего академика прошло в районе улиц Большой и Малой Краснофлотских. После окончания в 1930 году девятилетней школы он работал счетоводом в колхозе. Затем поступил в Москве в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при станкостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе, трудился токарем на производстве.
Окончив училище в 1932 году, он работал токарем по металлу в мастерских Центросоюза. Но молодого человека не покидала мечта об инженерном образовании. В двадцать лет Петров поступает в Московский энергетический институт на электромеханический факультет и в 1939 году оканчивает его с отличием. Руководителем его дипломного проекта был академик В.С. Кулебякин. Дипломный проект талантливого молодого человека был признан выдающимся. По рекомендации академика Кулебякина выпускника-отличника МЭИ Бориса Петрова направляют на работу в Институт автоматики и телемеханики (ныне известный как Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН), где он проработал до последних дней своей жизни, пройдя путь от инженера до академика. С 1947 по 1951 год Борис Николаевич возглавлял этот институт.
Самый ценный орден
Интересный факт. В годы Великой Отечественной войны Борису Петрову пригодились знания и опыт, полученные в школе ФЗУ: молодой учёный участвовал в разработке аппаратов по автоматическому производству гильз и снарядов. Его первые научные труды были посвящены контролю размеров деталей массового производства. Разработанная при его активном участии серия многопозиционных автоматов для контроля размеров патронных гильз крупного калибра была внедрена в производство в годы Великой Отечественной войны и позволила высвободить десятки тысяч рабочих рук контрольного аппарата. За этот труд Борис Николаевич Петров был удостоен ордена Красной Звезды. И именно эту свою первую награду, по его словам, он ценил больше всего.
Королёв, Петров, Гагарин
В 1945 году Борис Николаевич защитил диссертацию на тему «Анализ копировальных автоматических систем», за которую ему была сразу присвоена учёная степень доктора технических наук, минуя степень кандидата, настолько глубокие исследования были проведены Б.Н. Петровым в области методов интегрирования нелинейных дифференциальных уравнений. Эти работы привели к открытию, названному академиком Лузиным «феноменом Петрова».
В начале 50-х годов Институту автоматики и телемеханики, который возглавлял Борис Николаевич, было поручено разработать системы регулирования для ракетно-космических комплексов. Коллективу учёных удалось найти эффективные решения. Предложенные ими принципы построения систем регулирования позволили развить новое теоретическое направление – теорию терминального управления. Эти важные работы сблизили Б.Н. Петрова с С.П. Королёвым.
С этого времени началось плодотворное сотрудничество двух крупных учёных – главного конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича Королёва и руководителя и создателя систем управления Бориса Николаевича Петрова. Наш земляк внёс огромный вклад в создание первого искусственного спутника Земли и космического корабля «Восток», на котором совершён первый полёт человека в космос, а также в разработку космических программ по освоению Луны.
Общение с главным конструктором ракетно-космических систем было особенно плодотворным и интенсивным в период подготовки к первому полёту человека в космос. Борис Николаевич был членом Государственной комиссии, участвовал во всех её заседаниях, включая заседание, на котором решался вопрос о запуске космического корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту.
Евгения Павловна Глушенкова и Лидия Васильевна Гробова рассказали мне очень важную для понимания значимости работ академика Петрова в становление и развитие космической отрасли деталь. Её, в свою очередь им объяснил один из сотрудников долгие годы возглавлявшегося академиком Петровым Института проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН во время одного из их приездов в Москву вместе со школьниками – участниками клуба «Поиск».
Смоляне спросили: как простому человеку, далёкому от глубоких познаний в математической науке, объяснить роль трудов Петрова в полёте Гагарина? Ответ последовал короткий, но ёмкий: «Он фактически поставил на крыло Гагарина».
Дело в том, что поначалу ракета, сконструированная академиком Королёвым, не могла вывести человека на космическую орбиту, все расчёты и экспериментальные пуски давали отрицательный результат – необходимая высота орбиты не достигалась. И только сложнейшие и тщательно выверенные, филигранно точные математические расчёты Бориса Николаевича Петрова позволили внести в конструкцию космического аппарата изменения, которые позволили произвести настоящий прорыв – отправить первого космонавта планеты на орбиту.
Так что имена этих трёх выдающихся наших соотечественников – Королёва, Петрова, Гагарина – по праву должны стоять рядом в истории космонавтики.
Общение с Гагариным
Кстати, Борис Николаевич Петров прекрасно знал человека, который отправлялся в полет к звёздам, любил его, как и Королёв, отцовской любовью. И где бы они ни встречались, на Байконуре или в Кремлёвском дворце съездов, им было о чём поговорить. А ещё он очень гордился, когда узнал, что они с Юрием Алексеевичем – земляки.
Учителя, основавшие музей академика в лицее его имени, рассказали мне такую историю. Через несколько дней после полёта Юрия Гагарина в Доме учёных на Ленинских горах в Москве состоялась пресс-конференция. Борис Николаевич пригласил на неё Василия Чурбанова, с которым вместе учился в ФЗУ и продолжал поддерживать дружеские связи.
Василий Семёнович вспоминал: «Пресс-конференция закончилась. Борис спустился в зал, но тут же отошёл от меня и, вижу, с Гагариным обнимается. И так искренне они расцеловались, что у меня слёзы набежали… Тут же Петров подзывает меня и представляет мне Гагарина: «Вот, Василий Семёнович, это самый дорогой человек, мой земляк, наша национальная гордость!». Затем представил меня Юрию Алексеевичу. «Очень приятно, – улыбнулся Гагарин и пожал мне руку. – К тем, кто учился в ФЗУ и ремесленном училище, я по-особому отношусь… Я ведь тоже из ремесленного училища вышел».
Работа по программе «Интеркосмос»
В сорок лет доктор технических наук, профессор Борис Николаевич Петров избирается членом-корреспондентом АН СССР, а через семь лет – её действительным членом. В 1963 году он становится академиком-секретарём, фактическим руководителем Отделения механики и процессов управления АН СССР.
В 1965 году Советский Союз обратился к правительствам социалистических стран с предложением о совместном освоении космического пространства. Мы предоставили в их распоряжение результаты научных исследований, наш опыт, космическую технику. Наше предложение было с благодарностью принято союзниками. Вскоре были определены пути и формы сотрудничества в исследовании космоса, получившего позднее название программы «Интеркосмос».
С 1966 года академик Петров возглавлял совет «Интеркосмоса» при Академии наук СССР. Под его руководством осуществлялись все полёты международных экипажей программы «Интеркосмос». Самое непосредственное участие он принимал в подготовке полёта советско-американского экипажа по программе «Союз – Аполлон» (1975 год).
Заслуги перед Отечеством
Важную роль в трудовой биографии Бориса Николаевича занимала и педагогическая деятельность. Более 35 лет он преподавал в Московском авиационном институте. С 1950 года и до последних дней своей жизни он возглавлял в этом институте кафедру «Системы автоматического управления летательными аппаратами». Благодаря его постоянной и кропотливой работе на кафедре сложился высококвалифицированный научно-педагогический коллектив, её учебный план стал образцом для многих вузов страны. Созданная Петровым большая научная школа и по сей день успешно развивает актуальные проблемы современной теории управления.
Многие годы Борис Николаевич Петров являлся главным редактором журнала «Известия Академии наук СССР. Техническая кибернетика». Им написано около 200 публицистических и научно-популярных статей по крупным научным проблемам. Деятельность Петрова нашла широкое международное признание, он был членом нескольких иностранных Академий наук.
И ещё интересный и о многом говорящий факт. Родина по достоинству оценила труд Бориса Николаевича Петрова. Как говорится на сайте, созданном школьниками из клуба «Поиск», ни один смолянин не получил за свои заслуги перед Отечеством столько наград, как академик Б.Н. Петров. В его послужном списке – орден Красной Звезды (1945 год), орден Трудового Красного Знамени (1963 год), Ленинская премия (1966 год), пять орденов Ленина (1957, 1961, 1967, 1969, 1975 годы), звание Героя Социалистического труда (1969 год), Государственная премия СССР (1972, 1981 годы), орден Октябрьской Революции (1973 год), медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», медаль «В память 800-летия Москвы» и медаль «За трудовую доблесть». Академик Петров удостоен также многих наград зарубежных стран.
Как говорят все, кто знал академика Петрова, Борис Николаевич имел сильный, волевой характер, был последовательным и принципиальным в отстаивании своего мнения. При всех своих заслугах он оставался удивительно скромным, душевным, глубоко порядочным человеком, у которого слово не расходилось с делом. Обладая огромным авторитетом, щедро делился своими знаниями, богатейшим опытом с коллегами и студентами.
Борис Николаевич никогда не забывал родные места и своих земляков, часто бывал на Смоленщине, где поддерживал тесные научные связи с сотрудниками НИИ Техноприборибор и со Смоленским авиационным заводом, когда предприятие участвовало в создании советского возвращаемого космического корабля «Буран».
Он отличался энциклопедичностью знаний, был талантливым и неординарным человеком, прекрасным семьянином. Несмотря на свою занятость наукой, педагогической деятельностью, административной работой, Борис Николаевич любил рисовать и делал это хорошо. Его работы не раз экспонировались на выставках «Учёные рисуют». Сегодня часть картин Петрова находятся в фондах Смоленского государственного музея-заповедника.
23 августа 1980 года Борис Николаевич Петров ушёл из жизни. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.
В ноябре 1980 года вышло постановление Правительства СССР об увековечении памяти академика. Президиумом АН СССР была учреждена Золотая медаль имени Бориса Николаевича Петрова (с 1993 года – премия), которая присуждается за работы в области теории и систем автоматического управления, а также в области экспериментальных исследований по освоению космического пространства. На зданиях Института проблем управления и Московского авиационного института установлены мемориальные доски в память учёного. В честь академика Петрова названы площадь в Москве, улицы в Смоленске и Духовщине. Бороздит океаны теплоход «Академик Борис Петров».
В Смоленском физико-математическом лицее № 1, ставшем преемником школы, которую окончил Борис Николаевич, более 20 лет благодаря энтузиазму учителей Е.П. Глушенковой и Л.В. Гробовой работал мемориальный музей академика Бориса Николаевича Петрова. Но…
Память, похожая на беспамятство
…Но, как говорят Евгения Павловна Глушенкова и Лидия Васильевна Гробова, дело сохранения доброй памяти о нашем выдающемся земляке академике Борисе Николаевиче Петрове, начатое ими и их учениками, сегодня фактически заморожено.
«Таких людей, как академик Борис Николаевич Петров, относили к небожителям, о них при жизни практически ничего не писали, не публиковали фотографий, поэтому сказать, что имеется много материалов о Борисе Николаевиче, значит сказать неправду. Мы часто сталкивались с тем, что люди, приходившие к нам в музей, даже из Министерства образования, другие высокопоставленные чиновники, с удивлением говорили, что они об этом человеке никогда ничего не слышали», – рассказывает Евгения Павловна Глушенкова.
«Ребята и их педагоги создали замечательный музей академика Петрова, нашли многие ранее не известные широкой публике детали его биографии, сделали очень подробный, информативный сайт о нём. Сегодня – задача, чтобы вся эта кропотливая многолетняя работа не пропала даром, чтобы она была востребована Смоленском и смолянами», – это цитата из моей статьи, опубликованной год назад, о необходимости подготовки в Смоленске к нынешнему 110-летнему юбилею нашего земляка-академика.
И что? А ничего! Народный музей, созданный учениками и их наставниками в лицее № 1, по объективным причинам находится в фактически законсервированном состоянии, и в него закрыт доступ сторонних посетителей. Сами учителя-энтузиасты уже на пенсии и в весьма почтенном возрасте, а потому и созданный ими ученический поисковый отряд, занимавшийся изучением жизни и деятельности академика Петрова, тоже фактически остался в прошлом.
Нет в Смоленске ни памятника, ни бюста, а мемориальная доска в честь нашего земляка, жизнь свою посвятившего созданию космической и военно-технической славы Державы, на улице его имени сделана, что называется, на признаках бедности. Да и 110-летний юбилей академика Бориса Николаевича Петрова, который, напомню, будет в нынешнюю субботу, 11 марта, уверен, пройдёт тихо и незаметно…
Нет, никто не против идеи достойно увековечить память поистине великого человека и нашего земляка на его родине. На словах – все только «за»! Историческая память – это же святое дело. Однако, как до самого этого дела доходит, то все вдруг сразу у нас оказываются заняты другими, более важными делами.
Нужен объединяющий центр!
Я сейчас даже не об установке памятника или бюста академику в Смоленске говорю. Понимаю, что время сейчас тяжёлое, не до памятников. Да и денег это стоит немалых по нынешним временам.
Но, господа-товарищи, земляки! Давайте решим хотя бы вопрос с сохранением того бесценного исторического материала, который практически два десятилетия кропотливо собирали ученики и преподаватели Смоленского лицея № 1 имени академика Петрова. Возможно, я ошибаюсь, но, мне кажется, что не так уж сложно и технически, и юридически решить вопрос о передаче наиболее ценных его экспонатов Смоленскому государственному музею-заповеднику. Тем более что основатели этого музея, которому в своё время было присвоено почётное наименование «Народного», насколько мне известно, не возражают против этого.
А ещё лучше, и здесь я обращаюсь к руководству города-героя Смоленска, найти где-то в центре города подходящее помещение, чтобы организовать учреждение, подобное Молодёжному центру-музею имени адмирала Нахимова. На той же Большой Советской улице сейчас столько подходящих для этого помещений пустует! Так почему бы не создать в областном центре, например, к 90-летию Юрия Алексеевича Гагарина такой же Молодёжный центр-музей «Смоленщина в истории авиации и космонавтики»? Больших затрат это не потребует, а экспонатов и тем для такого центра-музея хватит с лихвой, поверьте!
И не только о первом космонавте планеты или академике Петрове, но и о многих-многих других людях, связанных и со Смоленщиной, и с освоением воздушного и космического пространства, можно будет рассказывать в этом музее.
Ведь именно Смоленщина дала России в начале прошлого века первого лётчика – Михаила Никифоровича Ефимова. Одним из пионеров российской авиации был и уроженец Смоленска Глеб Васильевич Алехнович. В 1912 году он выполнял показательные полёты в Смоленске и Вязьме. А впоследствии стал лётчиком-испытателем и командиром многомоторного самолёта «Илья Муромец». Кстати, в экипаже Алехновича во время Первой мировой войны летал мотористом известный писатель И.С. Соколов-Микитов, тоже уроженец Смоленщины.
Большую роль в становлении отечественной авиации сыграл и наш земляк Семён Алексеевич Лавочкин, создатель истребителей «Ла» (его Ла-5 был одним из основных истребителей Великой Отечественной войны). Вошёл в историю авиации и Борис Николаевич Юрьев, основоположник отечественного вертолётостроения, родившийся в дворянской семье, владевшей имением в Смоленской губернии (его схема автомата перекоса стала классической для всех одновинтовых вертолётов мира). Прославили российскую авиацию и В.А. Слесарев, конструктор самолёта-гиганта «Святогор»; создатель самолета «Торпедо» В.М. Ольховский; зачинатель отечественного планеризма Д.А. Ромейко-Гурко; начинавший с планеров, а потом нашедший себя в космической теме главный конструктор ракеты-носителя «Протон» П.А. Ивенсен…
В годы Великой Отечественной войны более 60 лётчиков-смолян были удостоены звания Героя Советского Союза, из них А.И. Колдунов и В.Д. Лавриненков – дважды.
Если же говорить о космонавтике, то надо вспомнить и космонавта № 3 Андрияна Григорьевича Николаева, который перед своим полётом в космос, будучи лётчиком истребительной авиации, в течение ряда лет служил в 401-м истребительном авиационном полку, базировавшемся на аэродроме Смоленск-Северный.
На Смоленщине, в Вяземском учебном авиацентре, в 1972 году начинала свой путь к звёздам Светлана Савицкая – первая в истории женщина-космонавт, осуществившая выход в открытый космос.
Наш, смоленский, родом из Ершичей, и трижды побывавший в космосе космонавт-испытатель Александр Александрович Мисуркин. Он, кстати, очень многое делает для популяризации космонавтики. А потому, думаю, можно не сомневаться, что, если к нему обратятся с такой идеей с его малой родины, то он не откажет в помощи.
Да и о работе наших смоленских предприятий и научно-исследовательских институтов, немало потрудившихся на эту тему, есть что рассказать: начиная от Смоленского авиазавода и НИИ «Техноприбор» – до… Смоленской трикотажной и чулочной фабрик, которые изготавливали для отряда космонавтов специальное «космическое» бельё и носки.
Можно и соответствующий экскурсионный маршрут проложить. Тема-то для историко-патриотического воспитания – бесценная!
***
До очередной «круглой» даты, которая может стать хорошим поводом к такой работе, – 90-летия Юрия Алексеевича Гагарина, ещё целый год. Неужто опять не справимся?
Игорь Красновский