«ВСЁ-ТАКИ ХОРОШО, КОГДА ТЫ НУЖЕН ЛЮДЯМ»

Фото: © из личного архива автора

Новости

«ВСЁ-ТАКИ ХОРОШО, КОГДА ТЫ НУЖЕН ЛЮДЯМ»

24 февраля 2023 года в 09:55

Смолянами можно смело называть людей, необязательно рождённых на Смоленщине, но живших, творивших на её благо. Член Союза художников России, Союза архитекторов России, президиума Смоленского отделения Всероссийского фонда культуры, редколлегии газеты творческих Союзов «Вдохновение», Совета общества охраны памятников истории и культуры, Совета ветеранов войны и труда Смоленской организации Союза художников России, краевед, общественный деятель Виталий Иванович Бухтеев родился в Брянске, но стал истинным смолянином, патриотом. Он любовно называл Смоленск своим городом и, между прочим, областную библиотеку – своим домом.

У подножия башни Веселухи

Виталий Иванович родился 18 февраля 1923 года. Бухтеевы переехали в Смоленск, когда Виталию было всего 7 лет, так что осознанное детство его проходило уже в старинном городе на Днепре. Интеллигентная семья (отец – инженер-преподаватель, мать – учительница, дядя – тоже инженер) поселилась «в начале Рачевки, на улице Загорной, у подножия башни Веселухи». Виталий пошёл учиться в 11-ю школу, которая располагалась на улице Соболева (дом 5). В доме Бухтеевых всегда было много книг, и Виталий, не умевший ещё читать и писать, часами разглядывал в них картинки. В 5 лет он уже прилично рисовал. В 1935 году, когда в Смоленске открыли Западнообластной Дом пионеров, Виталий поступил в изостудию при нём. Именно поступил, потому что, чтобы быть зачисленным, необходимо было предъявить свои работы. В жизнь Виталия «вошёл, определив всё дальнейшее, прекрасный человек и художник Ф.Ф. Лабренц». В 1937-м работа юного Бухтеева была признана достойной для участия в выставке, посвящённой 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Тот рисунок также напечатали в газете «Юный пионер».

Изостудия разрасталась – её перевели в здание, в котором сейчас действует городской Центр культуры (рядом с музеем «Русская старина»). Пожалуй, этот факт способствовал всё большей влюблённости юного художника в Смоленск, его историю и архитектуру.

А дальше была война…

19 июня 1941-го Виталий Бухтеев получил аттестат зрелости. 22 июня они с друзьями «сидели на лавочке и соображали, что же делать дальше». А дальше была война…

Семья Бухтеевых эвакуировалась в Тамбов. «Брата Юру призвали в армию, направили там же в военное училище. Я тоже туда попросился. Но не брали по здоровью. Попросил брата пройти за меня медкомиссию. Получился страшный скандал…». Проблемы со зрением не помешали устроиться слесарем на завод. В середине 1942-го семья перебралась в Кондрово, где в то время находились все смоленские областные организации, начиная с обкома и облисполкома. Виталий «работал ″куда пошлют″». «Оформлял всякого рода наглядность» – практически состоявшегося художника привлекали даже для оформления Пятого пленума обкома партии. А ещё ему поручили собирать материалы для будущего музея истории Великой Отечественной войны.

6 октября 1943-го Бухтеевы вернулись в освобождённый Смоленск. Виталий ужаснулся, увидев, что стало с городом. Первым делом он отправился в более-менее уцелевшее здание пединститута, чтобы оставить там два ящика с собранными для музея экспонатами. Дом на Рачевке был разрушен, поселились в здании типографии имени Смирнова – немцы во время оккупации оборудовали его под казарму. Сооружённые ими нары теперь пригодились смолянам, оставшимся без жилья. Виталий продолжал сбор материалов для музея.

В ноябре 1943 ему было поручено снять со здания гостиницы «Смоленск» победное знамя, водружённое при освобождении города 25 сентября, чтобы сохранить его для истории (оно и сейчас хранится в музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», основой фондов которого стали материалы, собранные Бухтеевым). Под экспозицию, посвящённую событиям страшных военных лет, выделили помещение тенишевского музея «Русская старина» (до войны в нём располагалась художественная галерея). Первая историко-художественная выставка в музее открылась к первой годовщине освобождения города.

«Нужно рисовать и нужно торопиться»

Вид Смоленска удручал Виталия: «Я был сражён. Я привык видеть свой город красивым». Двадцатилетний музейный работник, горячо полюбивший Смоленск, отлично знавший его красивейшие места, понял, что надо делать зарисовки города, разрушенного фашистами, чтобы и их оставить для истории: «Нужно рисовать и нужно торопиться». И он рисовал… Углём, карандашами, маслом… И даже получил для этого специальное разрешение. Он торопился запечатлеть окружающую обстановку, так как восстановление города шло быстрыми темпами. В книге «Виталий Бухтев: жизнь ради прекрасного» (2006) приводится список в 188 работ по теме «Смоленщина эпохи войны». Его работы хранятся в музее и в частных коллекциях.

Скептик может сказать: «Незачем изображать развалины». Этот человек просто не понимает, что рисунки Бухтеева – своеобразный памятник довоенному Смоленску, немые свидетели фашистского варварства и трудового подвига людей, восстановивших город из руин, хроника преобразований (на рисунках указан не только год, но и месяц).

Можно предвидеть вопрос: «А почему бы просто не фотографировать?». Было не до того, специально отвлекать людей от важных восстановительных работ никто бы не стал, а Виталий Иванович делал свои наброски, выполняя своё основное поручение по сбору материалов для музея. Он изображал дома, улицы и даже внутренние интерьеры зданий, вернее то, что от них осталось. Вот комната М.И. Глинки, располагавшаяся на 3-м этаже художественной галереи, вот разрушенная школа №20 (сейчас на её месте памятник Володе Куриленко), а это – дом подпольной комсомольской организации, руины библиотеки на Соболева, разрушенные здания кинотеатра «Палас», «Гумма», дом подпольщиков в Кронштадском переулке, Вознесенский монастырь, «коробка» Воскресенской церкви. Живая история – многого уже нет и никогда не будет, другое восстановили титаническими усилиями.

Вначале посмотрел, потом усмотрел…

С 1946-го по 1950-й Виталий Иванович работал в товариществе «Художник». Он – постоянный участник областных выставок. Рецензию на первую послевоенную выставку в 1946-м написал поэт Н.И. Рыленков – он особо выделил работы Бухтеева, а затем попросил художника создать иллюстрации к своей книге «Живая вода. Устно-поэтическое творчество Смоленщины эпохи Великой Отечественной войны». «Во всех работах я ищу какое-то особое настроение, состояние. Не просто пришёл и по-быстрому сделал. Это появляется не за одно наблюдение. Вначале посмотрел, потом усмотрел… Для меня каждая работа должна иметь внутренне содержание», – говорил художник. В 1948-м товарищество рекомендовало его в творческую поездку на дачу К.А. Коровина в Гурзуф – там собралось всего 14 человек со всей страны. К 80-летию Бухтеева в Смоленске была организована его персональная выставка (2003). В 2014-м в Доме художника прошла выставка памяти Виталия Ивановича.

Конечно, Бухтеев изображал не только развалины, известны его живописные картины «Дороги Смоленщины», «У башни ″Веселуха″», «Смоленский пейзаж летом», «Солнечный день», «Памятник М.И. Глинке» и другие. Изображал художник и процесс созидания – так, на одной из картин запечатлён момент строительства общежития и библиотеки СмолГУ (1974).

«Мы вместе со Смоленском росли и обретали лицо»

«Самым естественным образом я со своими рисунками и полученными в изостудии серьёзными навыками и знаниями оказался втянут в круг тех людей, которые определяли архитектурный облик города. Уже весной 1944-го в Смоленске открылся строительный техникум… Я туда поступил и закончил его с отличием (1950). Можно сказать, что тогда мы вместе со Смоленском росли и обретали лицо», – вспоминал В.И. Бухтеев.

С 1950-го по 1986-й он работал в проектных организациях министерства путей сообщения. Благодаря Бухтееву остался в первозданном виде большой зал в ДК профсоюзов, который при восстановлении здания уже было начали делить на два малых. Именно его стараниями на Большой Советской был сохранён тип довоенной застройки – не удалось московским архитекторам осуществить свой план по строительству здесь многоэтажных домов.

Уже в 1954-м по его проекту был построен жилой дом с башней на 46 квартир (Октябрьской революции, 4). На здании появилась табличка о том, что это памятник архитектуры с указанием автора. Даже первый секретарь обкома партии И.Е. Клименко в то время не был отмечен памятными знаками, о чём он говорил в лицо Виталию Ивановичу. Вот адреса некоторых домов, которые украшают Смоленск благодаря труду архитектора Бухтеева: Большая Советская, 19А; Маршала Жукова, 16; Беляева, 45. Он занимался реконструкцией домов по Коммунистической, застройкой улиц Фрунзе, Крупской, Витебского шоссе, вместе с С.В. Шестопалом разработал генеральный план восстановления Офицерской и Солдатской слобод. По проектам Виталия Ивановича строились и реконструировались здания не только в Смоленске, но и в Минске, Риге, Витебске, Вязьме, Полтаве, Брянске, Калуге, Ялте.

Бухтев работал в команде главного архитектора области И.Д. Белогорцева, его избрали в Совет при главном архитекторе города, направляли на съезд Союза архитекторов СССР.

В 1957 он окончил факультет художественного оформления печатной продукции Московского заочного государственного полиграфического института. Его дипломной работой стал альбом рисунков «Смоленск».

Уже в 1958-м вышла в свет «Дорога домой» Е.Н. Алфимова с рисунками В.И. Бухтеева. Потом художником были проиллюстрированы произведения В.А. Звездаевой, И.Е. Клименко, Л.С. Журавлёвой, Г.Б. Гвоздева, Б.Н. Перлина, И.Ф. Чугункова-Кривича, И.И. Цынмана, А.К. Дойля, К. Майя, Г.Р. Хаггарда; журналы «Край смоленский» за 2002 год.

Завет потомкам

В.И. Бухтеев обожал город, ставший родным, а Смоленск подпитывал его таланты: «Думаю, я стал бы совершенно другим человеком, если бы мы остались в Брянске». По архитектурному делу он объездил много городов, там он проектировал, брал сюжеты для картин: «Старая Рига», «Вид в Крыму» «Улочка на Кавказе», «В горах» и другие, но его всегда тянуло в Смоленск. В любимом городе он принял участие в создании мемориала у Никольских ворот. Вместе со скульптором А.Г. Сергеевым выполнил мемориальную доску маршалу Г.К. Жукову на доме, где тот жил (Карла Маркса, 14).

Виталий Иванович Бухтев был человеком вежливым, интеллигентным, всегда аккуратным и очень скромным. Все, кто его знал, утверждали, что у него феноменальная память. Ну как при такой памяти, да при огромной любви к городу, да при особом взгляде художника и архитектора ему было не стать краеведом. Он принимал активное участие в организации и дальнейшей работе краеведческого клуба «Феникс» (с 1986-го), в создании ежегодного библиографического календаря «Знай и люби свой край», издаваемого областной библиотекой.

Однажды редактор газеты творческих Союзов «Вдохновение» Л.И. Козырь предложил Бухтееву, ставшему старожилом, публиковать на страницах издания его воспоминания. Не сразу, но Виталий Иванович согласился. Так в газете появилась рубрика «Записки старого смолянина».

В.И. Бухтеева не стало 21 апреля 2014 года. Его похоронили на Новом кладбище в Смоленске (7 км). На его памятнике нет фотографии, зато есть графическое изображение элемента архитектуры и птицы Феникс. Он оставил после себя память в виде рисунков, картин, зданий и наставление коллегам-архитекторам: «Запретить любое новое строительство в центре и свою творческую энергию направить лишь на благоустройство».

Татьяна САМУСЁВА

Сотрудники смоленской полиции организовали праздничный концерт для студентов
Алексей Островский поздравил смоленских военных с Днем защитника Отечества в зоне СВО