Пейзажи и хулиганские новеллы: в любом возрасте можно жить интересно
«Часики-то тикают!» Эту фразу мы часто слышим, когда речь заходит о рождении ребёнка или выборе жизненного пути. Она напоминает о том, что можно упустить бесценное время, не успеть сделать важных вещей, проморгать моменты радости. Но помимо очевидной конечности жизни часики как бы намекают, что если ты чего-то не сделал в молодости, ты можешь об этом забыть. И здорово, когда находятся люди, которые не верят стрелкам и в солидном возрасте продолжают искать своё призвание и получать удовольствие от каждого дня…
До пятидесяти семи
Валентина Леонова родилась в 1955 году в Сычёвке в семье железнодорожника. Как вспоминает женщина, в их многодетной семье всегда царила весёлая атмосфера. Родители, несмотря на сложное время, любили приглашать друзей в гости, часто устраивали розыгрыши, придумывали интересные подарки. В семье поощрялись любые творческие начинания.
– Мне было десять лет, когда не стало папы. Наша мама тогда продала всё, что можно было продать, и перевезла нас в Смоленск. Она была большой оптимисткой, и чем труднее становилась её жизнь, тем более стойко она переносила все испытания. Мама всегда для меня была примером. Она всю жизнь училась, и для неё было важно, чтобы и её дети получили достойное образование.
Окончив школу, Валентина поступила в энергоинститут и сразу начала посещать клуб искусств при вузе.
– Там собирались люди, которые любят поэзию, музыку, сами что-то сочиняют. Меня тянуло к ним. Я играла в студенческом театре, немного рисовала и писала. Попросили сделать стенгазету – пожалуйста! Написать отзыв? Да с удовольствием!
В институте Валентина встретила свою любовь. Её будущий муж сочинял стихи, писал песни и романсы, имел отличное чувство юмора.
Буквально с юности Валентина начинает участвовать в литературных соревнованиях:
– Я очень любила творческие конкурсы, а газета «Рабочий путь» часто их проводила. Я писала стихи, отзывы, эссе. Их часто печатали. Так, например, к празднованию Дня города был объявлен конкурс «Рабочий путь» в моей жизни». Я написала с юмором и… выиграла.
Самым необычным подарком за победу, со смехом вспоминает она, стала ортопедическая подушка – участникам конкурса нужно было рассказать о своём рецепте здоровья.
– Я выиграла суперприз на спор с подругой. Я хотела эту подушку купить, но она стоила очень дорого. И я решила, что в таком случае выиграю её. И просто так взяла и за пять минут написала свой рецепт, перешла через дорогу и в аптеке оставила. Все друзья и коллеги смеялись надо мной. А когда пришло время получать суперприз, начальник спрашивает: «А что выиграли-то?» Я говорю, что подушку ортопедическую. «Ну, хорошо, что не кислородную», – шутливо ответил он. У меня тогда взяли интервью и потом месяц крутили дважды в день по телевизору.
Для своей дочери, которая появилась у Валентины в сорок лет, она тоже частенько писала стихотворные поздравления учителям.
– Я очень люблю творчество поэта Андрея Вознесенского, и мои стихи получались такой своеобразной пародией на него. А брала какую-то строчку, которая меня цепляла, и начинала писать. Но это всё было просто хобби.
А в пятьдесят семь лет Валентина решилась исполнить давнюю мечту – пошла учиться в художественную школу.
Если жизнь загнала в угол, преврати его в райский уголок
Но неожиданно в жизни Валентины случился переломный момент. Её муж попал в больницу с инсультом, а через три дня она привезла в эту же больницу свою маму на тяжелейшую операцию. Близким нужен был уход. Дочь Валентины осталась выхаживать отца в городе, а сама она оставила работу и переехала к маме в деревню.
– Борясь с деревенским бытом и незаживающими ранами у мамы, я очень уставала. Безумно тосковала по дочери, мужу, подругам, художественной школе. Через три месяца «существования на каторге», как я называла свою жизнь в деревне, начала искать способы что-то изменить. Моим девизом стала мудрая фраза: «Если жизнь загнала в угол, преврати его в райский уголок».
И первое, что Валентина сделала, – привезла в деревню краски, бумагу, этюдник и начала писать картины. Смешивала на палитре краски, и беды отступали.
Слово «каторга» поменялось на «пленэр». Её жизнь вновь приобрела смысл. Здесь же Валентина и написала свою первую новеллу.
– Я сразу поняла, что могу начать публиковаться. Мне всегда нравилось читать журнал «Психолог и Я». И вдруг вижу объявление: «Если у вас есть свои истории, пишите». Также было написано, что за опубликованные произведения авторы получат гонорары. И я захотела немножко подзаработать. Не буду кривить душой, для пенсионерки это немаловажно. Я написала рассказ, и его сразу напечатали. В редакции мне сказали, что будут рады новым произведениям. Я стала присылать работы.
Так Валентина начала печататься в журналах «Завалинка», «Домашний», «Однако, жизнь!», «Невыдуманные истории», в газетах «Моя семья» и «Наша жизнь».
Сюжеты находят меня сами
Свои произведения Валентина называет новеллами. Женщина признаётся, что ей очень нравится, когда можно рассказать историю в нескольких предложениях.
– Я считаю, что наиболее важно в тексте сначала погрузить читателя в историю, то есть цепляющее начало, и «точечка» – последнее предложение. И вот точечки я очень тщательно отрабатываю.
Писательница рассказывает о своей маме, сестре, муже. Своими историями с Валентиной стали делиться подруги, соседи. Часто сюжеты находят Валентину в транспорте:
– Я человек чрезвычайно общительный. Вот, например, еду в такси. Водитель рассказывает интересную историю, и я говорю: «Ой, а можно я про вас напишу?» И выходит новелла. У меня очень много транспортных историй. Я наблюдаю за кем-нибудь, слышу что-то интересное и сразу записываю. Например, водитель автобуса невнятно объявил название остановки. А у меня уже возникли смешные ассоциации с этим. Я ничего не придумываю.
Не обходит писательница и детскую тему. Её новеллы основаны на записях о дочке и маленьком внуке.
– Дети – это невероятный дар свыше. Мой любимый писатель – Джеймс Хэрриот. Я не встречала в литературе большего оптимиста, и такой любви к жизни я не видела ни у кого. В книге «И все они – создания природы» писатель рассказывает, как приехал на вызов (он работал ветеринарным врачом) со своей маленькой дочерью Рози. Бабушка, вызвавшая Хэрриота, посмотрела на его девочку и говорит: «Может, вы этого и не знаете, мистер Хэрриот, да только сейчас – лучшее время в вашей жизни… Если кругом тебя твои дети и ты видишь, как они растут, лучше в жизни ничего не бывает». И я полностью согласна с этой мыслью.
Рассказы Валентины Леоновой в основном юмористические, но встречается и мистика, несколько даже грустных рассказов. Всего на данный момент вышло около ста произведений.
– Я поняла: когда я начинаю рисовать и писать, все мои беды уходят. Я выживаю за счёт этого. Я себя поднимаю за волосы, как это делал Мюнхгаузен. Я очень люблю делиться позитивом. Меня стали окружать творческие люди – художники и писатели.
Про хвост Бобика
Когда Валентину спрашивают, как у неё дела, она отвечает: «У меня дела всегда средне: между хорошо и очень хорошо». Настрой, считает писательница, очень важен. И чем больше проблем бытовых, тем больше надо собраться. Валентина сама не жалуется о своих проблемах и не любит, когда это делают другие.
– Мне нравится выражение одного психолога: «Никто не поднимет хвост Бобику, кроме него самого». Как-то соседка стала жаловаться и рассказывать про свою больную бабушку, я ей тогда ответила: «У тебя бабушка ходит, а моя лежачая и меня не узнаёт. А ты плачешь о своей бабушке, которой столько лет, и она ещё ходит!» А сейчас уже нет ни мужа, ни мамы. И для меня писательская деятельность – лекарство от всех болезней. Я могу целый день, лёжа под пледиком, просто писать, и это моё! Мне это нравится. Но я не люблю писать трагедии. Зачем? Кому от них станет легче?
В деревне все знают, что если в доме Валентины горит свет, к ней всегда можно обратиться за помощью.
– И люди тоже просто мне помогают, даже когда я не прошу об этом. Недавно сосед пришёл, снег помог почистить. Иду в город – всегда подвозят. Я себя почувствовала нужной, востребованной и сюжетов столько беру вокруг! Мне говорят, что я живу в провинции и что лучше жить в Москве. А я отвечаю: «Ребят, вы просто не знаете, сколько в Смоленске всего происходит, какие концерты, выставки! Центр культуры, Дом художника – столько интересного!»
Бабушка-хулиганка
Валентина знает, что нет слова «поздно». Если ты не попробовал что-то в четырнадцать, значит, ты можешь сделать это в более зрелом возрасте. Так, в шестьдесят пять лет она научилась кататься на роликовых коньках. По вечерам, когда становилось темно, женщина с рюкзаком за плечами отправлялась на соседнюю улицу, где было асфальтовое покрытие.
– На ступеньках сельского магазина я медленно натягивала на ноги ролики и, падая и спотыкаясь, с ужасом выбиралась на проезжую часть. Дальше уже не спеша, с трудом удерживая равновесие, продолжала движение, стараясь держаться ближе к тротуару. Редко проезжающие машины сигналили мне. Иногда из окна машины показывалась рука с поднятым вверх большим пальцем. Я приосанивалась, выпрямляла спину и старалась катиться ровнее, представляя себя танцующей молодой девушкой с игривым взглядом, которая гоняется за счастьем. За спиной у меня сразу вырастали крылья. Однако мысль привязать подушку к месту, на которое искала везде приключений, не покидала меня. Но были и другие встречи. Как-то обогнала, похоже, семью. Реакция их была совсем другой. Молодая девушка и взрослый мужчина весело засмеялись. А женщина средних лет сделала жест у виска. Хорошо, что мои вечерние спортивные прогулки не видел никто из моих пуританских соседей.
А чуть позже Валентина впервые прыгнула с тарзанки в парке «Соловьиная роща».
– Я прихожу и спрашиваю: «А у вас есть скидки для пенсионеров? Такие, как я, сюда вообще приходят?» Мне отвечают: «Приходят. С внуками». А я ещё так неудачно оделась, у меня сильно болела нога. Я иду, прихрамываю, думаю, что ж делать? Мне было безумно страшно, но так хотелось. И я прыгнула. И даже видео со мной в YouTube есть.
Валентина с удовольствием бы прыгнула с парашютом, да здоровье не позволяет.
Кроме того, женщина любит приходить моделью в салон красоты. На ней неопытные визажисты учатся делать возрастной макияж. После макияжа – обязательно фотосессия, а потом – в кафе.
– Макияж же надо выгулять, – шутит Валентина, – а то никто не увидит. Вот такое у меня развлечение. Мой муж всегда поощрял меня, когда я делала что-то для души. Сейчас я понимаю, как важно делать то, что тебе действительно нравится. Каждое утро я встаю и думаю: что ж меня будет радовать? А если мне хочется писать, я могу бросить недомытую посуду и начать складывать слова в предложения. В любом возрасте можно жить интересно. Оборачиваясь назад, я могу сказать, что у меня была счастливейшая жизнь, но, стыдно признаться, только сейчас я живу так, как я хочу.
Мария ЛЕДОВСКАЯ