Ах, бенефис, бенефис… в УИС!

Фото: © пресс-служба УФСИН России по Смоленской области

Новости

Ах, бенефис, бенефис… в УИС!

3 ноября 2022 года в 07:40

Заслуженная артистка Российской Федерации Людмила ЛИСЮКОВА подарила сотрудникам уголовно-исполнительной системы незабываемый творческий вечер – бенефис «Я с детства мечтала о сцене».

Эту встречу сотрудники регионального УФСИН ждали давно и с большим нетерпением. Ещё летом 2020 года Людмила Лисюкова, несмотря на свой плотный график, откликнулась на их приглашение показать свой знаменитый спектакль «Никто другой не дал бы мне столько счастья» по воспоминаниям жены Фёдора Достоевского Анны Григорьевны. Этот удивительный моноспектакль, который она играла более полутора тысяч раз, звучал как исповедь любящей женщины, которая, выйдя замуж за гения литературы, совершила настоящий акт самопожертвования и самоотверженности. Тогда прекрасная игра Людмилы Степановны Лисюковой потрясла публику: в течение часа ей удавалось «дирижировать» эмоциями и чувствами большой аудитории. Её усилиями было создано удивительное камерное настроение, зрителей поразили убедительно переданные Людмилой Степановной преданность и умение Анны Григорьевны любить вопреки обстоятельствам и трудностям.

И вот эта встреча, как прямой диалог со зрителем, повторилась вновь, к тому же поводов оказалось немало. В этом году заслуженная артистка России отметила несколько юбилеев: своё 70-летие, 40-летие с момента переезда в Смоленск и 45-летие творческой деятельности.

В этот необычный для УФСИН России по Смоленской области вечер исполнялись стихи и песни, воображение присутствующих поражали монологи и сцены из спектаклей, входящих в репертуар Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова и Театра Книги областной детско-юношеской библиотеки имени И.С. Соколова-Микитова… На глазах зрителей блестели слезы, а на сцене блистала она – известная смоленскому зрителю актриса, педагог, публицист, руководитель детского театра Людмила Лисюкова.

Хотя, как неоднократно отмечала Людмила Степановна, десятки и даже сотни раз она выступала на сценах школ, библиотек, музеев, рабочих коллективов. И несмотря на то что ей рукоплескали зрительные залы Чехии, Франции, Германии, Италии, Белоруссии и Прибалтики, самым важным всегда оставалось найти своего зрителя, найти глаза, хотя бы одну пару, чтобы знать – всё не зря, найти в них отклик, свет и быть уверенной, что в этом, пускай и самом небольшом, зале есть твой зритель.

С сотрудниками регионального УФСИН Людмила Лисюкова разговаривала о многом, и равнодушным здесь не остался никто. Психологически тонко она смогла пройтись по острой грани тем, которые волнуют каждого, независимо от возраста, выбранной профессий, должности и звания, при этом не навязывая своего мнения и не поучая жизни.

Поговорили о мечтах, о самом дорогом и сокровенном. О том, что помогло выбрать путь в жизни и стать теми, кто все мы есть. О детстве и родителях, о «нелирическом» отце талантливой актрисы и строгой матери, которой актриса всегда стремилась доказать, что она лучшая. О любви к выбранной один раз и на всю жизнь профессии и вдруг – предательстве.

О войне и настоящем искусстве. О трудностях, боли и несправедливости, которые встречаются на пути каждого, и как с этим мириться. И для всех присутствующих в зале сотрудников УФСИН Людмила Лисюкова смогла подобрать верные слова, подбодрить и вселить веру в то, что всё не напрасно и всё будет хорошо.

– Как вы думаете, почему я стала артисткой? – с таким неожиданным вопросом обратилась к зрителям Людмила Степановна. – Не поверите – в силу своей застенчивости! С детства я была очень застенчивым ребёнком. И когда, уже повзрослев, поняла, что мне нужна какая-то защита и поддержка, я задумалась о том, как бы и где её найти. Только в выбранной профессии!

Людмила Степановна родилась на Волге, в городе Куйбышеве, и вместе со зрителями она полистала своей семейный альбом, рассматривая старые фотографии. Гостья вспомнила, как её детское воображение поразил спектакль «Синяя птица» по одноимённой пьесе Мориса Метерлинка, который она года в три-четыре впервые услышала по недавно появившемуся в их доме радиоприёмнику. Актриса рассказала и о своём первом в жизни походе в театр на сказку «Аленький цветочек» – о настоящем празднике, большом чуде в жизни маленькой девочки. «Мы видели на сцене чудеса – и верили в них!» – говорит она.

В этот вечер Людмила Степановна вспомнила и о своей тёзке, уроженке Вяземского района актрисе Людмиле Касаткиной, которой она до сих пор безмерно восхищается и называет целой эпохой советского кинематографа.

– Она вела актёрское мастерство для студентов первого курса Смоленского государственного института искусств, а куратором курса на тот момент была я, – вспоминает Людмила Степановна. – Летящей походкой вошла Людмила Касаткина в аудиторию и тут же спросила: «А почему вы все сидите с такими согнутыми спинами? Ну-ка распрямитесь!» И закружилась в вальсе с одним из студентов…

Так и по жизни – легко и вдумчиво – Людмила Лисюкова призвала «кружиться» каждого присутствующего в зале. Настоящее искусство, как и любое другое избранное поприще, должно быть душевно правдивым и целомудренным, без ненужного фарса и эпатажа. Оно должно поддерживать и помогать – помогать верить в добро.

На пике своей театральной карьеры Людмила Лисюкова ушла из театра, но говорит, что покинуть театр или какое-то другое место работы – не самая страшная потеря. Потому что главное в жизни – как у Достоевского: всегда быть и оставаться Человеком.

По окончании творческого вечера были и аплодисменты, и слова признательности и восхищения в адрес актрисы, и цветы. Не скрывая восторга, сотрудники ведомства поблагодарили именитую гостью за подаренные незабываемые добрые эмоции и искренние переживания. В свою очередь, Людмила Лисюкова пообещала непременно вернуться к уже полюбившемуся ей зрителю.

Варвара КОРОЛЁВА


2 ноября. События дня
В Смоленске обсудили допмеры, которые могут применить к подрядчикам, затягивающим сроки ремонта проездов