Летняя педагогическая практика глазами студента
Недавно губернатор Смоленской области Алексей Островский провёл рабочее совещание с руководством социального блока администрации региона. В ходе встречи были подведены итоги летней детской оздоровительной кампании. В рамках подписанного администрацией Смоленской области соглашения со Смоленским государственным университетом нынешним летом 200 студентов вуза поработали вожатыми в детских лагерях и на летних площадках при школах. Своими впечатлениями о педагогической практике поделилась в материале, подготовленном специально для нашего издания, студентка четвёртого курса филологического факультета СмолГУ Анастасия БАКУЛИНА.
Школа. Это слово отзывается светлым чувством в душе каждого. Школа в нашей памяти – это большие светлые классы, исписанная мелом доска, потерянный где-то дневник, первая влюблённость, строгие учителя, родительские нотации, школьный двор, в котором мы били колени и гуляли с друзьями...
Экскурс в историю
Учитель в России – больше, чем учитель. Это опытный наставник, поддержка, старший друг и человек, на долю которого выпадает огромная ответственность. Реалии современного мира стремительно меняются, но внутреннее содержание понятия «учитель» не меняется никогда.
Мировые опросы показывают, что учителя уступают только военным и врачам в рейтинге профессий, от которых зависит благосостояние общества. Я бы подняла этот пункт ещё выше, ведь от учителей зависит настоящее и будущее каждого ребёнка.
Учитель действительно одна из самых древних профессий. Первые школы появились в странах Востока – в Ассирии, Вавилоне и Китае ещё в IV тысячелетии до нашей эры. На Руси профессия возникла после принятия христианства, когда князь Владимир издал указ отдавать на обучение грамоте – «на книжное обучение» детей «лучших людей». Позже Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц и старост. Обучение велось на русском, а среди предметов были чтение, письмо, счёт и основы христианской веры. Само слово «школа» появилось в Древней Греции, но значение его отличалось от современного понимания – означало «отдых» или даже «досуг». Тем не менее досуг не был праздным, он означал беседы на темы философии и веры. С течением времени у философов начали появляться ученики, и термин «школа» стал означать именно учебный процесс. Когда же возникла потребность в создании помещений для массового обучения, название «школа» оставили.
Молодой специалист
Путь к профессии может быть разным: случайным или осознанным, трудным или лёгким, удачным или ошибочным. Для меня этот путь был единственным: сколько себя помню, я всегда мечтала работать с детьми. Поэтому после окончания школы проблемы с выбором образовательного учреждения не возникло. Я поступила в Смоленский государственный университет. В конце третьего курса состоялась моя первая педагогическая практика – в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 27 имени Э.А. Хиля» города Смоленска.
Вот ты первый раз открываешь дверь школы, но не как ученик, а как будущий педагог. Испытываешь чувства, которые сложно передать. Это страх, тревога и в то же время счастье, что наконец-то начинают сбываться мечты. Чувствуешь также и большую ответственность за доверие, которое видишь в глазах детей.
В первый день моей практики я познакомилась с лагерем: его функциями, планом работы, детьми и сотрудниками. В организационном плане самыми трудными были первые два дня, так как дети плохо меня слушались. Я старалась различными способами и методами привлечь их внимание к предложенным мной видам деятельности. Вскоре я нашла с ними общий язык, и работать стало гораздо интереснее и веселее. Я занималась с детьми семи –одиннадцати лет, что было совершенно новым для меня, приходилось узнавать особенности данного возраста.
Великий философ Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни, ответил, что самое трудное – учить, лечить и судить людей. И вот я начала задумываться, каким должен быть настоящий учитель? Конечно же, профессионально владеть своим предметом, грамотно доносить материал до учеников. Однако, работая в школе, поняла, что это важно, но для успеха одних знаний мало. Необходимо также уметь общаться с учениками, понимать их, завоевать доверие и обязательно любить детей. Любить всем сердцем и душой.
Таким учителем старалась быть и я во время практики. Учителем, который умеет видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, что отличает нас всех друг от друга, и понять, что ученик – это человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт, чувства и желания, каждый из них неповторим и талантлив. Своевременно разглядеть талант, развить лучшее в детях – вот самое важное для учителя. Мне повезло, ведь в школе было много преподавателей, с которых можно брать пример, готовых делиться своим опытом и талантом.
Сколько волнений и тревог пришлось пережить: как встретят меня дети, понравлюсь ли им, найду ли поддержку и получу ли уважение коллег. Правильный ли я сделала выбор? Да, это были мои первые шаги. Но уже сейчас эти первые шаги в своей учительской профессии считаю удачными. Какое это чувство: заходить в класс, где тебе сразу рассказывают новости, иногда даже забыв поздороваться, делятся своими успехами и неудачами!
Молодой учитель должен не только идти в ногу со временем и быстро овладевать новыми подходами к формированию подрастающего поколения, но и обладать проверенными качествами педагога.
Он должен быть всесторонне развит, умён, трудолюбив. У молодого учителя не должно быть времени на боязнь и неуверенность в себе, он с первого дня работы несёт личную ответственность за детей и не имеет права на ошибку. Это своего рода моя личная формула успеха преподавателя.
Можно изучать программы по работе с молодыми педагогами, заручиться помощью опытного наставника, но в любом случае необходимо в первую очередь надеяться только на себя, прилагая максимум усилий и работая с полной отдачей.
«Ты» или «вы»?
– Настя, а ты хочешь послушать мою историю? – говорит Алексей.
– Анастасия Сергеевна. Да, расскажи, пожалуйста, – с некоторой неловкостью поправляю я.
– Настя.
– Анастасия Сергеевна! – повторяю я.
– Сейчас я вам расскажу… – довольный своей смелостью, говорит Лёша...
Вопрос, который мне не давал покоя всю практику. Как обращаться к детям: «ты» или «вы»? Соблюдая этикет, старалась обращаться к ребятам на «вы». Но прошла неделя, другая… и вот мы с детьми на одной волне, я перешла на «ты». И, кажется, детям так комфортнее, стирается условная дистанция.
Но, как говорится, у медали две стороны. Во время практики я часто сталкивалась с обращением ко мне на «ты» и по имени. Почему так происходило?
Порой молодого учителя не воспринимают всерьёз, принимают почти за сверстника. Возможно, это невоспитанность? Может быть, детям не объясняют дома правила общения?
И что с этим делать? Было сложно объяснить ребятам, почему стоит обращаться на «вы». В ответ слышала постоянно: «но ты же молодая, чуть старше нас. Ты у нас временно работаешь».
О бесценном опыте
В лагере я приобрела следующие умения и знания: планирование собственной педагогической деятельности, разработка творческих игр, организация работы в группе, поиск индивидуального подхода в работе с детьми. Научилась продуктивно взаимодействовать со школьниками и администрацией лагеря, распределять обязанности между детьми, быстро реагировать в различных ситуациях, приводить детей к конструктивному решению конфликтных ситуаций, приобщать ребят к соблюдению режима дня, планировать творческие мероприятия…
Я считаю, что справилась со своей задачей: создала дружескую атмосферу в отряде, научила детей слушать друг друга. Мне понравилось общаться с детьми, я научилась находить с ними общий язык, понимать их. Мне было очень приятно, когда дети в течение дня в своё свободное время собирались в группы и выполняли понравившиеся упражнения из занятия, которое я проводила.
Считаю, что практика была полезным и необходимым этапом обучения и показала, насколько я овладела умениями, навыками, какие важные качества личности у меня сформированы, а также дала дальнейший стимул работать над собой.
Что это даёт?
Что дала мне практика для становления как педагога? Она позволила мне прежде всего увидеть себя как учителя. Было безумно интересно попробовать себя в новой роли – педагога, и я убедилась, что три года назад не ошиблась с выбором будущей профессии. Появилось стремление реализовать себя в данной сфере.
В период прохождения практики я выработала в себе терпение и внимание. Я научилась корректно управлять детским коллективом, проявлять заботу, устанавливать и поддерживать деловые отношения с сотрудниками лагеря, создавать условия для формирования коммуникативных умений у детей.
Отзывы – положительные
Открывая совещание, упомянутое в начале материала, Алексей ОСТРОВСКИЙ подчеркнул, что обеспечение комфортного летнего оздоровительного отдыха смоленских детей – одна из приоритетных задач, которую он ставит перед профильными чиновниками.
– Елена Александровна, знаю, что по моему поручению ведётся активное межведомственное взаимодействие, которое, я надеюсь, приводит к комфортному и безопасному отдыху детей как на территории области, так и за её пределами, в первую очередь на Черноморском побережье. Доложите о выполнении данных мною поручений и в целом об итогах детской оздоровительной кампании, – обратился глава региона к начальнику департамента по социальному развитию Елене Романовой.
Она проинформировала губернатора, что летом этого года отдохнули и оздоровились более 17 000 детей, проживающих на территории области, это на 2 300 детей больше, чем в 2021 году. Проведено 26 профильных и специализированных смен различной направленности. На эти цели из областного бюджета было выделено более 121 млн рублей.
В ходе совещания губернатор заострил внимание на том, что механизм распределения путёвок в детские оздоровительные лагеря должен быть максимально прозрачным. Елена Романова пояснила, что бронирование путёвок происходит в электронном виде, через портал «Госуслуги».
– Алексей Владимирович, по вашему поручению за счёт областного бюджета в два раза было увеличено количество путёвок на отдых наших детей на Черноморском побережье. В детском лагере отдыха «Бригантина» отдохнули 337 смоленских детей, – дополнила она. – Для всех четырёх состоявшихся заездов были созданы группы в мессенджере, куда вошли родители и сотрудники департамента. Ситуация в лагере мониторилась в режиме онлайн. Мы получили только положительные отзывы.
Анастасия БАКУЛИНА