Не так легко сказать «ремень», «мороз», «река», «простуда»!

Фото: © freepik.com

Новости

Не так легко сказать «ремень», «мороз», «река», «простуда»!

7 октября 2022 года в 19:50
Естественное желание всех родителей – чтобы их дети заговорили как можно скорее и чтобы речь сразу стала красивой и правильной. К сожалению, так бывает не всегда, и проблема эта настолько частая, что поэтесса Агния Барто посвятила ей одно из своих стихотворений, в котором, впрочем, вопрос решился положительно и сам собой. Но что делать, если малыш в принципе не торопится говорить? В каком случае стоит обратиться к специалисту, а в каком – просто набраться терпения? На эти и другие вопросы ответила клинический логопед-дефектолог, сурдопедагог Ольга ДЕНИСОВА.

Фото: © из архива Ольги Денисовой

Всё индивидуально

Ольга Александровна, развитие каждого ребёнка индивидуально и зависит от очень многих факторов, но возрастные нормы всё-таки существуют. Давайте поговорим про звенья речевой цепочки. Первая вокализация, которая появляется у ребёнка, – это крик. После этого какие звуки в рамках нормы должны появиться у ребёнка? Отсутствие какого звена в речевой цепочке должно насторожить родителей?

– С криком ребёнка начинается речь, это его первая коммуникация с родителями, которая формируется в диапазоне до трёх месяцев. Потом идёт «гуление» – малыш начинает вокализовывать звуки, реагировать на маму, папу, поворачивать к ним головку. Затем идёт стадия лепета.

Очень важно остановиться именно на лепете. Многие родители приходят и говорят: вот мы лепетали, реагировали на маму и папу, а потом это всё исчезло. Вот здесь очень важный вопрос: как вы общались с ребёнком? Это первый звоночек, который говорит, что в дальнейшем, возможно, речь развиваться не будет. Это первый, важный фактор, которым, к сожалению, сейчас родители пренебрегают.

Дальше, к году, появляется фраза. Но на данный момент деток с нормой, у которых вовремя происходят крик, гуление, лепетание, а потом вовремя начинаются слова, становится всё меньше. Эти нормы есть в онтогенезе, но они сглаживаются, потому что родители начинают мало общаться с детками. И здесь самой большой проблемой являются гаджеты.

К вопросу о гаджетах мы ещё обязательно вернёмся. Какой возраст считается наиболее показательным в плане разрыва уровня речевого развития одних детей от других?

– Самый важный уровень речевого развития детей – с нуля до трёх лет. Это тот этап становления речи, когда у ребёнка она должна запуститься до обиходной, бытовой фразы: он может спокойно подойти к родителям, бабушкам, дедушкам и что-то спросить-попросить. Полноценная фразовая речь с различными оборотами должна быть сформирована у ребёнка к пяти годам, а к шести дети должны уметь задавать любые сложные вопросы и отвечать на них.

Если в этой системе одна из ступенек сдвигается на более позднее время, то уже можно говорить о задержке развития речи. И здорово, когда родители принимают решение самостоятельно или вместе с логопедом включиться в процесс, чтобы помочь малышу справиться с возникшими сложностями.

О гаджетах и общении

Мы затронули очень важную тему – общение родителей с детьми. Чем ближе и доверительнее отношения с ребёнком, тем, безусловно, лучше. Но темпы современной жизни зачастую не оставляют нам времени на праздное общение. Как помочь малышу разговориться в домашних условиях?

– Во-первых, чтобы ребёнок заговорил, с ним надо общаться. Самая главная моя рекомендация: будьте в контакте с ребёнком начиная с первых дней его жизни. Не игнорируйте его плач и гуление – это ведь тоже общение.

Как мама двоих детей я категорически против применения любых гаджетов до тех пор, пока ребёнок не заговорит полноценными фразами. Да, мы все заняты, хотим себе немножко уделить внимания, даем ребёнку планшеты, телефоны, чтобы он не мешал заниматься домашними делами. Мы от гаджетов никуда не денемся, но время, проведённое с ними, необходимо ограничивать. Например, дать посмотреть мультики в первой половине дня, но немного. Очень страшно, когда гаджеты становятся заменителями общения с родителями. Сейчас это бич современного общества, негативно сказывающийся на развитии именно маленьких детей. Приучая детей к телефонам, давая смотреть им мультики, мы тем самым заменяем общение с родителями.

Чтобы помочь деткам развить речь, с ними надо играть. Даниил Борисович Эльконин, знаменитый советский педагог, психолог, говорил о том, что игра – это важный фактор становления речи и общения. Ребёнок и родители обязательно должны играть, проговаривая нормы и правила в игровой форме. Например, игра «в посудку»: мы приучаем ребёнка к понятиям, что такое посуда, как выглядит чашка. Иногда приходят дети на консультацию и не знают, что с чашкой делать: они не видят образ этого предмета. Во время игры ребёнок учится диалогу, коммуникации. В этой стадии как раз формируется речевое развитие малыша.

Дайте крохе почувствовать себя важным участником вашего с ним диалога. Читайте ему сказки и стихотворения. Пойте простые детские песенки, сопровождайте ими обычные дела. Малыши хорошо запоминают рифмованную речь, особенно когда слышат её изо дня в день.

Если ребёнок любит песенки и сказки, это говорит о том, что он развивается в речевом, психологическом уровне, у него не страдают внимание, память, мышление. Если ребёнок не любит слушать сказки, это означает, что у него уже начинают нарушаться внимание, память, мышление, он не может сконцентрироваться. Это первый звоночек для посещения консультации логопеда, психолога, чтобы разобраться в причинах: либо ребёнок не может усидеть, у него недостаточно внимания, либо же это что-то более глобальное, где нужна будет помощь невролога или, возможно, даже психиатра. Специалисты всё это могут увидеть и решить, но ни в коем случае не надо ждать! Многие мамочки, общаясь в группах в соцсетях, пишут: «подождите, заговорит». Но надо в каждом конкретном случае разбираться: кто-то и заговорит – просто не хватает речевого общения, а кому-то уже нужна помощь специалистов.

Использование гаджетов однозначно влияет на речевое развитие. Ольга Александровна, а что касается мамочек, которые нагружают детей с очень раннего возраста? Перегрузка информацией может влиять на развитие речи?

– Может, поскольку для каждого возраста важна своя нагрузка. Когда приходит мама пятилетнего ребёнка и рассказывает, что он ходит на танцы, английский, лепку, теннис, плавание, у меня возникает вопрос: а когда вы собой занимаетесь? Ребёнок черпает от родителей энергетику, и если вы на себя «забили», что видит ребёнок?..

Зачастую такие дети приходят с очень большими неврологическими проблемами: они очень плаксивые, не подготовлены к школе в плане мышления, внимания, усидчивости. Одни проявляют агрессию, а другие, наоборот, зажимаются, поэтому очень важно не нагружать детей. Если вы понимаете, что ребёнок в три года не говорит по каким-то причинам, не ждите четырёх-пяти лет. Даже если в два с половиной года вы видите, что малыш не любит книжки, песни, закрывает вам рот, не смотрит в глаза, не хочет слушать и общаться, а вы даёте гаджеты, обязательно надо обратиться к логопеду-психологу, чтобы он посмотрел ребёнка и сказал, в каком возрасте можно нагружать кружками и секциями.

Изучение иностранных языков сейчас модно и повсеместно. До какого возраста вы не рекомендуете детям включать в образовательный процесс второй язык?

– У меня за последнее время сложилось своё мнение по поводу изучения иностранных языков. Я занималась с детками из Франции, Америки, Армении, где в семьях разговаривают на двух языках. Ребёнок с рождения их понимает: второй язык – это норма. В случае с русскоговорящими родителями мы должны посмотреть, как развивается ребёнок. Если у него нет подкрепления второго языка в семье, я рекомендую заниматься языками тогда, когда «станут» основные звуки русского языка, когда ребёнок поймёт нормы грамматики нашего языка. Как правило, это происходит к пяти годам. Потом, если у вас всё благополучно складывается и вы хотите вырастить ребёнка-лингвиста, конечно, лучше посмотреть на развитие малыша и дать конкретные рекомендации. Если говорить в общем, заниматься вторым языком можно тогда, когда ребёнок сформирует речевую грамматическую и лексическую базу нашего языка.

Фото: © freepik.com

Логопед не только «ставит звуки»

С какими логопедическими проблемами вы как специалист сталкиваетесь чаще всего?

– В нашем обществе есть такое мнение, что логопед – это специалист, который «ставит звуки». Но это не так. Логопед работает со всей системой языка: лексикой, грамматикой, звукопроизношением, связной речью, коммуникативными навыками.

Ко мне на приём приходят дети с различными нарушениями. На первом месте, конечно, задержка речевого развития. Её мы ставим обычно до трёх лет, а потом начинаем смотреть, во что это у нас выльется: или это обычная темповая задержка, когда ребёнку нужно дать толчок и дальше он правильно развивается, или проблема всё-таки уходит в более тяжёлые неврологические нарушения. Например, в дизартрию – нарушение моторной функции речевого аппарата, когда ребёнок не может верно артикулировать звуки из-за того, что у него неправильно моторно развит язычок. Причинами могут быть тяжёлая беременность или роды, а также и действия самих родителей: соска, бутылочка до трёх лет, «пюрешки». Сосательный рефлекс убирает язык в низ артикуляционного аппарата. Отсюда также и нарушение дыхания, частый насморк, формирование неправильного прикуса, удлинение полости рта. Всё это ведёт к неверному произношению звуков и неправильному формированию моторики языка.

Язык – это мышца, которую надо формировать с детства: до появления первых зубов убрать соску и давать кушать твёрдую пищу, ничего не перетирать, если, конечно, у ребёнка нет сопутствующих нарушений, по которым с медицинской стороны показано кормить мягкой пищей.

Сложный звук «р». Считается, что это логопедическая проблема после пяти лет. До этого возраста непроизношение звука связывают с несовершенством речевого аппарата. Звук якобы должен появиться к пяти годам. Это так?

– Звук «р» у ребёнка должен появиться к пяти с половиной годам. К шести он уже должен активно участвовать в речи ребёнка. Если звук не формируется до этого момента и вы знаете, что у него всё нормально с прикусом, речевой моторикой, генетикой, то в норме он должен появиться сам – его ни в коем случае не надо самим учить и «ставить». Лучше потом ребёнка научить произносить звук правильно, чем переучить.

Иногда бывает и так: если хорошо сформирован кончик языка – вибрант, от которого зависит произношение звука, «р» появляется у ребёнка в три года. Это звук, которому свойственно взять и уйти. Ребёнок мог произносить его в три года, а потом перестал. Это самый трудный звук. Здесь, повторюсь, главное – самим не учить, лучше обратиться к специалисту, который подскажет, как правильно его произносить.

Прозвучало слово «генетика». В связи с этим вопрос: если у одного из родителей проблемы с произношением, могут ли они быть у ребёнка? Влияет ли на становление речи ребёнка наследственный фактор?

– На развитие детской речи влияют десятки факторов, в том числе и наследственный. Сложно с полной уверенностью сказать, какой именно фактор отвечает за речевую задержку конкретного ребёнка.

Я собираю анамнез на ребёнка, чтобы понять всю картину, и первый вопрос связан с генетикой: были ли нарушения у родителей, есть ли старшие братья, сёстры, как у них формировался тот или иной звук. Зачастую родители говорят: «у меня нет звука «р», «л», поэтому и у ребёнка не будет». Но это не так. У детей можно сформировать звук. И если взрослый захочет, он тоже может сформировать звуки, – в моей практике много таких родителей. Но это будет колоссально тяжело, поскольку все звуки речи «становятся» до шести лет, затем дети начинают привыкать к сформировавшемуся укладу произношения звуков и переносят их в свою постоянную речь.

Зачастую ко мне приходят детки с кривошеей, смещением позвонков, или ребёнок весь зажатый, в тонусе, и здесь важно найти правильный подход, знать, как с этим работать, и тогда звук прекрасно «ставится». С любой речевой задержкой, наследственной или нет, придётся работать. И чем раньше начать это делать, тем быстрее и легче будут достигнуты нужные результаты.

Если у одного из родителей отсутствует звук «р», как должна происходить работа с ребёнком в домашних условиях? Такой родитель может заниматься с малышом и «ставить» звук?

– Нет. У ребёнка нет образца – ни слухового, ни зрительного. В таком случае я прошу заниматься бабушек, если есть такая возможность, или воспитателей в детских садах, чтобы хотя бы как-то подкреплялся звук. Если нет такой возможности, тогда работа с постановкой звука удлиняется и базируется только на логопедических занятиях.

О решении проблем и взаимодействии специалистов

Дайте, пожалуйста, совет родителям, что делать, если ребёнок в домашних условиях не хочет заниматься и протестует?

– Нельзя ни в коем случае с ребёнком вступать в диалог и спорить. Берём портфель, ребёнка, садимся и занимаемся. Я предлагаю родителям завести календарь, купить наклейки и вместе с малышом клеить, предлагая: «давай мы с тобой позанимаемся, я тебе наклею наклейку в тетрадку, в календарь». Важно не отбивать желание заниматься. Не нужно после занятий с логопедом заниматься ещё и дома, не перегружайте ребёнка.

Важно отметить, что дети привыкли развиваться на ритмах: сосание, чесание, глотание, сердцебиение мамы, укачивание. Если мы приучим к ритму заниматься через день, он сам потом будет нести свой чемоданчик и садиться за занятия, конечно, если это ребёнок более старшего возраста. Если это малыш, то здесь надо проводить домашние занятия в игровой форме.

Длительность таких занятий будет индивидуальной. Если ребёнок в три года говорит элементарными фразами, он может спокойно и тридцать минут высидеть, с небольшими переключениями. Если ребёнок маленький, позанимайтесь хотя бы пятнадцать – двадцать минут. Но, повторюсь, всё зависит от нарушения: с кем-то можно всего минуту позаниматься, но сделать это продуктивно.

Как часто логопеду приходится взаимодействовать с другими специалистами? Правда ли, что логопед, когда это касается проблем с речью, не может работать без помощи психологов, дефектологов, хирургов? И часто ли во время диагностики назначаются дополнительные исследования, чтобы выяснить первоисточник проблемы и коллективно её решать?

– Чтобы помочь ребёнку, обязательно должен быть комплексный подход. На помощь приходят неврологи, массажисты, ортодонты. Например, у малыша нет звука «р». Я начинаю выяснять, в чём причина. Обязательно прошу родителей принести амбулаторную карту из поликлиники, смотрю, как развивался ребёнок. Осматриваю речевую полость: может, там короткая уздечка языка и ещё какие-то моменты, которые мне как логопеду будут мешать в постановке данного звука. Если я увижу, что у ребёнка кривошея или зажатость, я обязательно отправлю его к неврологу, который проведёт свой ряд обследований, отправлю к массажисту, чтобы он расслабил мышцы. Если вижу нарушения со стороны речевого аппарата, обязательно отправлю к ортодонту.

Помогает дефектология, которая изучает нарушения интеллекта, слуха, зрения. Это такая глобальная наука, куда входит и логопедия. Дефектолог занимается развитием всей речевой системы ребёнка.

На данный момент в Смоленской области очень много детей с нарушением слуха. Часто сталкиваюсь с тем, что ко мне приходит ребёнок без понимания речи в три года, а у него, оказывается, нарушение слуха. А родители об этом не знают, поскольку нарушения слуха могут быть разной степени. Ребёнок может на одни звуки реагировать, на другие – нет, может слышать вибрацию, и здесь очень важна работа с сурдологом. Если ребёнок был недоношенным, если была затяжная желтуха или другие нарушения и к трём годам он не начинает говорить, обязательно перед тем, как идти к логопеду, обратитесь к сурдологу или хотя бы в свою поликлинику к лор-врачу. Пусть специалист посмотрит, слышит ли ребёнок. Я благодарю сурдологов за совместную работу. На данный момент мы начали «вытягивать» таких деток, у них появилась положительная динамика в развитии речи.

Очень облегчает дальнейшую коррекционную работу и ускоряет процесс реабилитации детей с нарушением любых компонентов речи, когда мама приходит к логопеду, логопеду-дефектологу, сурдопедагогу уже с медицинскими заключениями невролога, медицинской карточкой. Иногда родители говорят, что в карте ничего такого нет, но есть моменты, которые мама может не видеть, а для меня как специалиста по запуску речи очень важен будет какой-то момент. Хорошо, если есть заключение лора о том, что у ребёнка нет постоянных отитов, аденоидов, поскольку это всё влияет на речевое развитие детей.

Логопед не только разучивает с детьми стишки и скороговорки. Он проводит огромную комплексную работу. Иногда родители очень пугаются, когда я их отправляю к неврологу, психиатру, но совместная работа специалистов будет облегчать работу, ускорит динамику речевого развития. Хороший, грамотный специалист будет искать причину нарушения.

Расскажите, пожалуйста, про логопедический массаж. Кому он рекомендован?

– Логопедический массаж показан для детей с нарушением моторной функции речевого аппарата, с дизартрией. Его может проводить только обученный специалист, потому что бывают разные виды дизартрии, при которых нужны в корне различающиеся виды логопедического массажа. Он проводится как в структуре занятий, если это лёгкая форма дизартрии, так и как выведенный в отдельную структуру уже полноценного логопедического массажа на области головы, лица, языка и шеи ребёнка. При работе с дизартриками он является одной из важнейших точек формирования дальнейшей речи. Без логопедического массажа речь не станет чистой, не «станут» звуки.

Есть ли проблемы речи, которые не поддаются исправлению?

– Да, это заикание. Его можно немножко сгладить. В моей практике и практике коллег можно увидеть, что заикание легче корректировать более старшим деткам. С маленькими проводится работа, но в более взрослом возрасте у детей есть понимание, как надо дышать.

В заикании основная функция – это дыхание. Детям с такой проблемой речи необходимы занятия с логопедом-дефектологом и, конечно, неврологическая помощь. Заикание можно подкорректировать, сгладить, научить ребёнка, как убрать момент запинки. Но такое нарушение – это качели. Ребёнок переволновался, пошёл к доске отвечать, и заикание будет выскакивать. Это нарушение, которое, к сожалению, совсем убрать из жизни нельзя. Но есть лёгкая форма заикания, которую можно убрать благодаря комплексному подходу, правильной коррекционной работе, медикаментозной помощи со стороны невролога.

Также – из опыта работы – не поддаются исправлению проблемы с дизартрией. Грубые нарушения речи тоже плохо поддаются коррекции. Дети с умственной отсталостью, нарушениями слуха, зрения, ранним аутизмом остаются с этими нарушениями всю жизнь, как бы мы ни хотели помочь им в речи.

Будьте в контакте с ребёнком

Есть распространённое мнение, что мальчики начинают говорить позже девочек. Это так?

– Такое мнение существует. Но конкретных доказательств у этого мнения нет. И девочки сейчас зачастую поздно говорят, и мальчики. Здесь опять же нужно смотреть на раннее развитие ребёнка.

В одной семье дети могут быть разными. Если это второй ребёнок, зачастую он немножко позже начинает своё развитие, чем первый. Но каждый ребёнок индивидуален, и в каждом конкретном случае надо разбираться, не проводя гендерное разделение.

Ольга Александровна, дайте, пожалуйста, совет нашим читателям – мамам, папам, бабушкам, дедушкам...

– Самая главная моя рекомендация современным родителям: будьте в контакте с ребёнком начиная с первых дней его жизни, общайтесь со своими детками. Никакой гаджет не заменит ребёнку общения с родителями. Если вы хотите полноценного развивающегося ребёночка, который любит читать, с которым приятно поговорить, пожалуйста, общайтесь с ним, контактируйте, играйте. Мы все заняты, но без общения не сформируется ни речь, ни коммуникация.

Если вы видите первые тревожные звоночки, не ждите, обратитесь к специалисту. Профилактика в вопросе запуска речи бесценна. Чем раньше родители заметят у ребёнка задержку речевого развития и обратятся за помощью, тем легче и быстрее малыш догонит необходимые нормы.

Мила МАЛИКОВА, Мария ОБРАЗЦОВА


В центре Смоленска прошел патриотический митинг-концерт «Вместе мы сила»
В Смоленском областном Дворце бракосочетания заключают браки мобилизованные защитники Отечества