Татьяна Хохлова: Развивать внимание ребёнка можно всегда и везде
Новости

Татьяна Хохлова: Развивать внимание ребёнка можно всегда и везде

27 августа 2022 года в 07:40

«Ты мог бы сделать задание без ошибок, если бы был внимательнее». Обычно эту фразу родители произносят с сожалением, когда понимают, что ребёнок способен на большее и проблема вовсе не в интеллектуальных способностях, а в отсутствии у него внимания. Но мало у кого из родителей есть чёткое представление о том, что такое внимание и как его тренировать. Развитие ребёнка – долгий и сложный процесс. Он включает в себя, как отмечают специалисты, несколько этапов и требует концентрации на пяти основных навыках: внимании, логике, памяти, эрудиции и обучаемости. О том, что такое внимание, как его развивать, мы поговорили с педагогом, руководителем проекта «Мамина выручалочка» Татьяной ХОХЛОВОЙ.

– В человеческий мозг каждую секунду поступают тысячи сигналов из внешнего мира, и если бы не существовало внимания, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Татьяна, что же такое внимание?

– Внимание представляет собой психологический процесс: это способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребёнка в школе. Поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте создавать условия для того, чтобы дошкольники развивали своё непроизвольное внимание и чтобы оно переросло из непроизвольного в произвольное.

– В чём разница между непроизвольным и произвольным вниманием?

– Если вы идёте по улице и вдруг слышите какой-то громкий хлопок, вы волей-неволей отвлечётесь от своих дел, мыслей и обратите внимание именно на него. Это и есть непроизвольное внимание. А произвольное внимание – это умение человека концентрироваться уже на важном именно сейчас деле.

В самом начале, конечно, ребёнок не умеет концентрировать своё внимание на определённых вещах. Фактически до полугода он может реагировать только на внешние раздражители: на мамин голос, потом на её лицо. Он не умеет концентрироваться и только с тренировкой этого умения начинает узнавать маму, отличать голоса мамы и папы. Это тоже тренировка внимания – с младых ногтей, как говорится. Если мы, например, учим ребёнка читать и ему сейчас важно найти именно эту букву, а ребёнок отвлекается на соседей по комнате, то надо создать условия, чтобы он обратил внимание на нужную букву. Когда ребёнок обращает внимание на нужный объект, он фиксирует его. Пусть даже эта фиксация происходит несколько секунд, этого достаточно для того, чтобы ребёнок что-то запомнил. В следующий раз, когда он обратит своё внимание на знакомый объект, фиксация продлится дольше. В этом на самом деле и заключается умение концентрироваться: мы шаг за шагом учим ребёнка или взрослого, а такие проблемы бывают и у них, тренируем внимание, умение концентрироваться на важном в данный момент деле.

От непроизвольного к произвольному

– Как формируется внимание у детей?

– Формирование произвольного внимания само по себе не происходит, оно тренируется, и тренировать его надо в тот момент, когда ребёнок готов к этому: когда у него хорошее настроение, ничего не болит и его ничего не беспокоит извне. Тогда все ваши усилия, игры, занятия пойдут ребёнку на пользу. Если же он чувствует себя неловко, неуютно, его что-то беспокоит, то внимание, хотя оно пронизывает любые сферы нашей деятельности – что ребёнка, что взрослого, – не будет тренироваться в нужном нам объёме.

Для чего и как нам нужно формировать произвольное, волевое внимание?

Когда ребёнок чем-то занят, а нам нужно, чтобы он выучил какой-то стишок или поиграл в игру, мы его зовём, и если он не слышит, надо сделать что-то, чтобы привлечь внимание ребёнка. Как только привлекли его к себе, мы показываем ему, например, игру, и если видим, что ему «не заходит», мы всё откладываем на минуту, на две – неважно, ребёнок должен закончить дело, которым он был увлечён. Он заканчивает, и мы ещё раз его привлекаем. Второй раз увидев эту игру и увидев нашу заинтересованность в ней, нашу способность проявить эмоции в игре, ребёнок волей-неволей заинтересовывается, и мы получаем его внимание – самое ценное, что нам надо, то, что мы хотим развивать в малыше.

Итак, мы получили его внимание, и если мы говорим про детей от года до двух лет, то удержание внимания ребёнка от одной минуты до пяти – прекрасно. Если ваш ребёнок в полтора года поиграл с вами пять минут, радуйтесь: это замечательно! При этом мы говорим не про «залипание», когда ребёнок монотонно перекладывает игрушки. Мы говорим про активное внимание, сосредоточенность, волевое усилие. Что это значит? Волевое усилие – когда ребёнку понравилось и он хочет сам заниматься этим делом. Например, мы хотим, чтобы ребёнок научился собирать кубики, строить башенку. Мы ему один раз показали, он разбросал – неинтересно. Второй раз показали, сказали: «Ого, да я из трёх кубиков башню построил», – и ваши эмоционально окрашенные действия волей-неволей привлекли ребёнка. Пока ещё это непроизвольное внимание, он неосознанно это делает. Но потом, когда он сам попробует и начнёт усилием своей воли ставить кубики один на один, тогда мы и говорим о воспитании произвольного внимания.

Хвалить детей нужно!

– Здесь, наверное, и опыт успеха есть?

– Конечно! Мы обязательно подкрепляем малыша в его действиях, эмоционально подбадриваем. Очень много споров и дискуссий по поводу того, надо ли детей хвалить и нельзя ли их перехвалить, особенно мальчиков. Скажу вам своё личное мнение, в котором я убеждаюсь ежедневно: ребёнка нельзя перехвалить. Нужно подбадривать и говорить ему, какой он молодец, как он достиг чего-то, ведь это для нас три кубика – ерунда, а для малыша это координация, внимание, концентрация, сосредоточение и усилие воли. Столько всего в одном действии! Почему не хвалить? Мы за это не будем хвалить в школе, потому что навык уже отработан, но пока ребёнок маленький, конечно, надо хвалить. Я только за то, чтобы хвалить детей.

Когда мы учим малыша концентрировать внимание на каких-то действиях, нужных нам, мы закладываем фундамент для его дальнейшей жизни. Всем хочется быть успешными, но что для этого надо? Что для этого делать маме, у которой только что родился ребёнок? И мы как раз учим вниманию, потому что оно, как я уже говорила, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Не бывает такого, что мы без внимания относимся к чему-то: куда нацелено наше внимание, тем мы и занимаемся. Мы учим этому детей прямо с рождения, пытаемся поиграть, эмоционально окрашивая свою речь в разговоре с ребёнком, мы концентрируем его внимание на наших эмоциях и тем самым передаём ему способность воспринимать их.

Не бывает такого, чтобы мы не учили малышей: каждое действие, каждая минута ребёнка – с мамой или без неё – это тоже внимание, концентрация. Ребёнок сидит и ждёт маму – это умение понимать, что сейчас это вот так, а дальше будет по-другому, и этому тоже приходится обучать. Ребёнок не рождается сразу гением, и даже Маугли, попав в лес, учился у животных вниманию, которое из непроизвольного стало произвольным, потому что надо было выживать. Это навыки, которые не только помогают нам развиваться успешно, но и жить, и чувствовать себя в безопасности.

Гаджеты – во благо

– А в чём проявляется нарушение внимания у детей? Вы обозначили возрастную группу от года…

– Нарушения проявляются, например, если ребёнок не может сосредоточиться. Есть возрастные нормативы развития, удержания внимания. Многие мамочки замечают: «ой, он у меня неусидчивый, он у меня гиперподвижный». Да, всякое бывает, и зависит всё от многих факторов. Ребёнок может не выспаться, его может что-то беспокоить – это самое простое и безболезненное, о чём можно говорить, потому что остальные факторы могут быть гораздо сложнее. Это могут быть сложности с развитием головного мозга, это могут быть трудности в воспитании изначально. Есть такое выражение – «педагогическая запущенность», и это тоже влияет на поведение ребёнка и концентрацию внимания. Например, если мама банально не читает с малышом, не разговаривает с ним, не может приучить его концентрировать своё внимание – посидеть несколько минут, предлагает ему посмотреть мультики, а это непроизвольное внимание.

– А ещё здорово дать ему телефон…

– Да, и с гордостью рассказывать о том, что у неё в полтора года ребёнок сам себе на «Ютубе» включает мультики. В моей практике встречается и такое, к сожалению. И когда спрашиваешь мам «а дальше что?», у них этого «дальше» нет: они не видят, не знают, что делать. «Ну вот после телефона дам ему телевизор, что ему ещё дать?» К сожалению, мы настолько погрузились в гаджеты, что бездумно их используем, хотя это гениальное изобретение, которое можно использовать во благо, важно знать границы дозволенного.

– Если мы говорим о возрастной группе в полтора года, реально использовать гаджеты во благо? Мне кажется, здесь должно быть категоричное «нет». Или вы не согласны?

– Спорить не буду, но я на самом деле считаю, что всё должно быть разумно, и в гаджетах даже для полутора лет есть много приложений, которые адекватны возрасту. Вопрос во времени и доступности. Если ребёнок бесконтрольно пользуется телефоном и лазает непонятно где, хотя и делает это пока неосознанно, у него будет прогресс: он запомнит последовательность действий и научится пользоваться телефоном лучше, чем вы. Но той ли цели мы добиваемся? Чего мы хотим? Если мы хотим развить робота, бездумного, безэмоционального, – мы на верном пути. Если мы хотим всё-таки воспитать человека в глубоком смысле слова эмоционально развитого, с эмпатией, тогда придётся приложить усилия. Родителям – в первую очередь.

Развиваться можно и в пробке

– В этой непростой работе родителям наверняка пригодятся какие-то специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания. Татьяна, могли бы мы привести какие-то примеры, что мама может дома делать с ребёнком, чтобы развивать концентрацию внимания?

– В своё время, когда я готовилась к одной из лекций, я с большим удивлением узнала, что в африканских странах дети до трёх лет развиваются гораздо быстрее и лучше, чем их сверстники-европейцы. Интересно, казалось бы: нищета, бедствие, вода не всегда есть, но дети развиваются гораздо быстрее и гармоничнее. Прочитав исследования, я выяснила, что африканские мамы с рождения носят малыша с собой – всегда и везде: пошли в поле – малыш всегда у мамы за спиной, он с ними собирает, трогает, нюхает, и когда он подрастает, она ему всё рассказывает и показывает. Эти навыки, которые ребёнок приобретает в тесной связке с мамой, закладывают базу на всю его дальнейшую жизнь. Да, потом их надо развивать, тренировать – это уже второй этап развития, после трёх лет, когда ребёнку необходимы более глубокие навыки, умение размышлять, а это уже подготовка к чтению и так далее. Здесь, конечно, европейские дети уже идут впереди африканских.

Но первый этап, который своему ребёнку может подарить любая мама, – бытовое развитие: мама не должна, на мой взгляд, ограждать ребёнка от умения готовить, помогать ей. «Ой сиди, я сама». Это меня всегда удивляет, потому что даже когда ребёнок маленький, мы стараемся всё сделать за него. Зачем? Потом мы говорим: «Ой, он у нас ничего не делает». А кто его к этому приучил?.. И когда мамы начинают об этом задумываться, они говорят: «Ну да, но мне же быстрее и удобнее самой это сделать». Да, быстрее и удобнее, но потом ребёнок в пять лет спросит: «Почему я никогда не мыл посуду, а сейчас ты меня заставляешь?», а мама думает, что в пять лет уже пришло время учить хозяйству. Это не поздно, но для ребёнка гораздо сложнее, а так у него не возникает вопросов. Это как с режимом дня. Когда у ребёнка есть режим дня, он понимает: проснулся, сделал зарядку, маму обнял, зубы почистил, мама приготовила завтрак или вместе приготовили, и у него нет тревожности, бесцельного, бездумного времяпровождения, когда ребёнок не знает, чем себя занять.

Так же и занятие наше, построенное с учётом, скажем так, ритуалов. У нас всегда есть ритуал приветствия, прощания с малышами. Внутри занятия у нас всегда есть танцы, что-то творческое, но самое важное – почему это всегда незыблемо? Потому что ребёнок понимает: о, сделали зарядку, сейчас будем играть во что-то интересное. Задули свечку, хоровод провели, дети забирают свои поделки, рисунки – «Маме отдам». Для них это важно: они понимают, что и за чем происходит, у них нет тревожности. Это и нужно. Мы полноценно получаем их внимание.

– Некоторые современные мамы берут своих детей с собой на работу, как и раньше мамы брали своих детей в поле, например, проводят с ними время в пробках, офисах. Получается, что очень важно эти три года декретного отпуска провести с малышом?

– И в пробках можно чем-то интересоваться и развиваться. Например, ваш маршрут на работу с малышом всегда проходит по одной и той же улице, и вы можете с ним замечать: «Смотри, вчера здесь синяя машина стояла, сегодня её нет, она переехала». Или «Вчера дерево было ещё без листочков, а сегодня оно уже с листочками». Обращать внимание на вывески, концентрировать внимание ребёнка на каких-то бытовых, ежедневных мелочах. Почему, например, если я правша, психологи рекомендуют периодически брать ложку в левую руку? Чтобы мозг взбодрился, потому что когда мы делаем одну и то же рутинную работу постоянно, мы её делаем «на автомате», мы не задумываемся над этим. Я, например, сменила машину: у меня раньше была на коробке-автомате, сейчас на механике, и я вам скажу, что это очень круто! Сегодня как раз я поймала себя на мысли, что я опять вожу «на автомате», и я поняла, что надо ещё раз осознанно подойти к процессу, потому что когда ты делаешь что-то новое, твоё внимание полностью погружено в него. Ты замечаешь, как работает двигатель, когда тебе переключиться, ты чувствуешь динамику…

– Формируем новые нейронные связи…

– Именно. Или восстанавливаем, что тоже очень важно.

Учимся играя

– У учёных – философов, психологов – самые разные взгляды на игры, однако понятно, что в дошкольном возрасте игра имеет очень важное значение в жизни ребёнка. Игра для детей – это и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания, и именно игра приучает их к наблюдательности, выполнению правил, дисциплинирует их волю. Татьяна, в какие игры нужно играть дома с детьми, чтобы познавать окружающий мир, приобретать новые знания, умения, навыки и, конечно, развивать внимание?

– Игра должна быть такой, чтобы ребёнок не чувствовал, что его обучают. Каким образом этого добиться? Я мамам всегда говорю не делать так: «Через пять минут у нас будет занятие». Потому что ребенок – «Ой, нет», и его очень трудно собрать. А когда это происходит, понятное дело, планово, но с положительной эмоциональной окраской – «Посмотри-ка, что у нас тут, замок недостроенный!», – совсем другое дело. И в процессе игры, когда вы уже привлекли внимание ребёнка, вы можете рассказывать историю замка, про его обитателей и животных, которые гуляют вокруг замка, про погоду, которая сейчас над замком. Здесь нет предела: вы можете рассказывать в игре всё, что вам нужно в данный момент. Но важно, чтобы это было не монотонно, чтобы это было интересно. Если интересно вам, это будет интересно и ребёнку. К своим занятиям я всегда привлекаю родителей, потому у детей, которых часто заставляют, первая реакция, даже если ему интересно, – «Не хочу, не буду». Мы с родителями садимся и начинаем увлечённо что-то делать. Поверьте мне, ни один ребенок не остаётся безучастен! Всё требует усилий, внимания и концентрации, и вам тоже придётся подумать, как это сделать так, чтобы ребёнку было интересно.

Какие можно дать советы по играм? Всё зависит от возраста и темперамента ребёнка, от его настроения здесь и сейчас. Ориентируемся на детей, на их сегодняшнее состояние. Только к пяти годам ребёнок может осознанно концентрировать внимание, понимать, что он идёт на занятия и сейчас будет изучать что-то новое. До этого это всё ещё игра в прямом смысле слова, и не надо говорить ребёнку: «Ты сейчас научишься чему-то важному». Ребёнок не понимает, что важнее ему сейчас: с мячиком поиграть или узнать, что мячик – шар, но и нам не это надо. Нам важно, чтобы он понимал, что это мячик, чтобы он мог им манипулировать, передавать, подбрасывать и ловить, отстукивать на мяче ритм. Это важно. А как мы этого добьёмся? Только с помощью эмоций, привлечения внимания малыша.

Что могу навскидку предложить для развития внимания? Самая простая игра – прятки. Мы берём несколько игрушек, с малышами одну-две, например, берём кошечку и собачку, спрашиваем, кто и как разговаривает – «мяу-мяу», «гав-гав», а потом говорим: «Закрывай глазки». Ребёнок закрывает глаза, и тут – «Ой, кто-то убежал. Кто убежал?» И вот малыш вспоминает: здесь кошечка, а здесь кто-то ещё был, и это концентрирует его внимание. Даже если ребёнок не с первого раза вспомнил, что здесь была собачка, мы ему говорим: «Кто-то говорит «гав-гав», – и он с радостью вспоминает: точно, это же была именно собака. Малыш ставит её на место, ещё раз закрываем глазки – «Кто убежал?» Собака здесь, а кошки нет. И таким образом мы наращиваем количество персонажей, причём это может быть всё что угодно: собаки, кубики, камешки, машинки. Всё, что в этот момент интересно малышу. Итак, они у нас убегают. Чего мы добиваемся? Мы тренируем внимание, память, тренируемся внимательно слушать и слышать, конечно. У нас на занятиях мы максимум использовали восемь игрушек – деткам было три с половиной года, и это уже хороший результат. Мы играли несколько раз, всегда менялись персонажи, никогда не было одинаковой последовательности, то есть малыш, который может вспомнить пять персонажей, до восьми легко доходит. Повторюсь, не важен ни размер, ни цвет, ни форма, ничего – абсолютно разные, до восьми предметов ребёнок легко запоминает.

Что ещё? Тени, например. Есть очень много пособий, где по тени или контурам надо найти предмет. Например, контур матрёшки сопоставить с матрёшкой, и вариантов тоже много: есть игры на липучках, есть деревянные вкладыши, есть контурные картинки. Это тоже очень хорошо концентрирует внимание малыша и учит сопоставлять предмет с картинкой. Самое простое – вы готовите суп и говорите: «Ой, я что-то забыла, а что же нам надо для супа». И начинаем вспоминать. Ребёнок говорит: «Мы же хотели макарошки с корабликами туда положить». – «Точно, а где они у нас лежат?» – «Мама, я же знаю, они вот здесь!» Память, внимание, концентрация всегда работают в связке, потому что невозможно научить быть внимательным вне стен, вне помещения, аудитории, вне людей. Внимание не бывает изолированным, его невозможно вычленить из всех деятельностей человека. Маленький ребёнок? Дали ему кастрюлю, пусть вкладывает одну в другую, он посмотрит, что большая в маленькую не влезет, запомнит это и в следующий раз возьмёт сначала маленькую, а потом уже большую. Всё это отрабатывается дома.

О важности прогулок и связи поколений

– Мамы знают о том, что даже на кухне можно развивать ребёнка?

– Многие мамы делают это интуитивно, а некоторым надо рассказывать, потому что, к сожалению, у нас прерывается связь поколений. Раньше все жили большими семьями, и малыши были на попечении у бабушек, которые их обучали чему-то бытовому, мальчишки видели, как папа в поле работает. А сейчас, когда мы все живём отдельно, детям неоткуда это брать, и мамам, к сожалению, негде этому научиться. Я не имею в виду пойти в кузницу, я говорю даже о том, как укладывать малыша, как сделать так, чтобы он не плакал. Я своей маме всегда говорила: «Ты, наверное, моих детей придушиваешь», – потому что она умела так спеть колыбельную, что малыш засыпал за пять минут. А мне приходилось делать это не часами, конечно, но долго. Бабушка своим спокойствием, любовью могла окутать малыша, и он успокаивался и засыпал. Молодым мамам негде это взять. Правда, у нас сейчас и бабушки эмансипированные, работающие, занимаются собой, и мне в этом плане очень жалко молодых мамочек. С другой стороны, у них есть шанс проявить себя: пользуясь всеми благами интернета и доступностью информации, у мам есть возможность научиться этому и передать деткам этот навык, чтобы связь поколений не прерывалась.

– Татьяна, а что может влиять на концентрацию внимания?

– Бывает, что ребёнок не может сконцентрироваться не только в силу физиологических особенностей, а даже в силу того, что он не погулял и ему не хватает свежего воздуха. Мы не получаем кислорода – неглубокий вдох-выдох, головной мозг страдает, и внимания не добиться. Поэтому выезжайте в лес, дышите свежим воздухом, тренируйтесь – и всё у малыша будет замечательно!

Фото: из архива Татьяны ХОХЛОВОЙ, pixabay.com

Мила МАЛИКОВА, Алексей МАТВЕЕВ

26 августа. События дня
В Смоленске 98-летней жительнице ЛНР вручили российский паспорт