Елена Леднёва: «Я всю жизнь играю в куклы…»
Новости

Елена Леднёва: «Я всю жизнь играю в куклы…»

21 августа 2022 года в 20:33

Этнографический театр-студия «Алёнушка» Смоленского Дворца творчества детей и молодёжи – коллектив необычный. Здесь прекрасно уживаются традиции и новаторство, история и современность. Здесь дети, играя в куклы, знакомятся с ремесленным наследием предков: постигают мастерство шитья, вышивания и ткачества… В этом году «Алёнушка» отмечает пятнадцатилетие, и это повод для разговора с её бессменным руководителем – мастерицей Еленой ЛЕДНЁВОЙ.

Из рук в руки

– Когда в 2007 году я пришла работать во Дворец творчества, то предполагала, что стану заниматься с детьми рисованием или росписью. Но директор сказала, что всё это уже есть, – нужен театр моды. Я согласилась, однако решила, что просто мода – это как-то слишком просто и не оригинально. И разработала программу «Мода и рукоделие», в основе которой – изучение народной культуры. Меня это всегда увлекало, да и, как оказалось впоследствии, детям тоже интересно.

– Тогда это был, наверное, довольно смелый эксперимент?

– Да, поскольку пятнадцать лет назад о народной культуре много не говорили. И мне пришлось доказывать актуальность темы и убеждать руководство, что нельзя построить ничего нового, не изучив традиции. Убедила.

Конечно, вначале было очень сложно. Не все дети сразу безоговорочно принимали необходимость изучать традиции. Но уже в течение первого года я увидела, что народная культура, наверное, генетически заложена в каждом человеке, и в ребёнке в том числе. Очень яркий пример: у меня занималась девочка, которая вначале демонстративно показывала своё «фи», а буквально через пару месяцев, когда сама сделала свою первую куклу, уже восклицала: «Ух, как это круто!»

Сейчас работать намного легче. Во-первых, чувствуется поддержка государства – о народной культуре много говорят даже на самом высоком уровне. А во-вторых, выросли дети, которые пришли ко мне совсем маленькими, – они уже всё знают, понимают и светятся изнутри. Они мои главные помощники в работе с малышами. Потому что коллектив довольно большой, к тому же разновозрастный, – не всегда получается уделить достаточно внимания каждому. А я глубоко убеждена, что ремесло можно передать только из рук в руки, при непосредственном общении. Иногда в прямом смысле приходится брать детские пальчики в свои руки и показывать, как ткать, вышивать или ещё что-то делать. По-другому нельзя. Дистанционное обучение в этом случае просто не работает.

Гореть и зажигать

– То есть опять же всё традиционно, как было раньше…

– Да. Потому что энергетически педагога сложно заменить экраном. Когда ты работаешь с детьми, это своеобразное театрализованное представление. Ты каждый раз словно выходишь перед ними на сцену и должна удержать внимание, увлечь, найти подход к каждому.

Делая куклы с маленькими детьми, мы больше играем: поём народные песни, изучаем обряды, рассказываем сказки, чтобы окунуть их в эту атмосферу, сделать активными участниками процесса, затронуть душу. Старшие тоже занимаются куклами, но более сложными, – у них уже много индивидуальных заданий.

А где кукла, там и костюм – надо же её во что-то одеть. Для этого, естественно, надо уметь шить, вышивать, ткать поясочки…

И куда же без обрядов: без них костюм мёртвый, просто картинка. А в обряде он оживает, наполняется силой.

Старшие девочки в группе показа помимо рукоделия много репетируют. Они же не модели, но приходится участвовать в показах, заниматься хореографией.

– И это вы тоже умеете?

– Да, я с четырёх лет танцевала. Меня даже приглашали в ансамбль «Берёзка». Но родители сказали «нет», отдавая предпочтение рисованию. И я как послушная дочь пошла учиться туда, куда послали. Ни минуты не жалею об этом, хотя тяга к танцам в душе осталась. Наверное, поэтому я десять лет назад начала заниматься фламенко. И это тоже помогает мне поддерживать себя в форме как педагога, поскольку движение – жизнь.

Помню, когда ещё училась в школе, в кабинете одного из наших педагогов, которого мы обожали, на стене висел плакат: «Зажигает только тот, кто горит сам». Очень точные слова. Я бы никогда не смогла заинтересовать детей тем, что не вдохновляло бы меня саму.

Традиции и мода

– Елена Константиновна, недавно в названии вашего театра-студии появилось слово «этнографический». Это что-то изменило в сути?

– Нет. Это скорее больше соответствует тому, чем мы всегда занимались. Я сразу включила этноэлементы в процесс обучения и могу с уверенностью сказать, что это работает даже лучше каких-то новомодных веяний. Например, дети в нашей студии проходят три этапа обучения: ученик – подмастерье – мастер. Это позволяет им не только самим стать мастерами, но и применять эти навыки дальше.

Хотя с новым названием мода тоже никуда не уйдёт. Мы уже думаем над новыми коллекциями. Одна будет современная, в стиле бохо, но на основе народного костюма. Ещё есть идея сделать льняные платья с элементами графики, используя для этого изображения известных памятников архитектуры.

И обязательно поработаем с лоскутной техникой – сейчас это очень востребовано. Я и сама этим с удовольствием занимаюсь. Недавно две мои работы были на фестивале «Душа России» в Москве.

– Да и своих кукол вы не бросаете…

– Артельную куклу очень люблю и продолжаю изучать. Ну а смоленскую никак нельзя бросать, поскольку «кто же, если не я».

Сейчас у меня начато, наверное, около сорока работ, если не больше. Первые на очереди – шесть кукол в костюме пожарных для смоленского музея, который будет открываться.

– А что с артельной куклой со столетней историей, о которой вы писали в соцсетях?

– Это старинная кукла по имени «Смолянка», которая вернулась сюда из Германии спустя сто лет. Она родом из Московской артели и представляет настоящую историческую ценность в плане изучения технологических приёмов её изготовления. Конечно, хотелось бы со временем попробовать сделать ей в пару похожую на неё подружку – по крайней мере, аутентичные аналоги тканей для её костюма уже подобраны. А пока она просто доставляет нам с «Алёнушками» радость от встречи с историей.

Учить и учиться

– То есть вы своих воспитанниц называете «Алёнушками»?

– Да, если обращаюсь ко всем. Это очень удобно на фестивалях: не надо долго перечислять имена – просто зовёшь «Алёнушки», и все сразу собираются.

Когда-то это название для театра-студии предложила моя однокурсница Алла Багдасарян, и я не думала, что оно так приживётся. А сейчас мы даже шоколадки «Алёнушка» воспринимаем как наш собственный сувенир…

– Дети вас чему-то учат?

– Конечно. Они иногда находят такие фишечки, которые и мне приходится осваивать. Например, одна из моих «Алёнушек», Полина Маковеева, увлеклась узелковым вязанием. И мне пришлось научиться. Мы сделали мастер-класс для детей, который вела сама Полина. Не могу сказать, что эта техника меня уж очень увлекла, но я попробовала. Потому что прежде чем что-то давать другим, надо уметь делать самой.

А ещё дети «подсадили» меня на интернет-площадки. У нас есть своё сообщество для общения. Кроме того, я нахожу в Сети много полезной информации, знакомлюсь с коллегами и их творчеством. Пятнадцать лет назад ничего подобного даже представить было нельзя…

Говорят, чтобы быть счастливым, надо как можно дольше оставаться ребёнком. Я всю жизнь играю в куклы, и мне это до сих пор интересно. Не перестаю удивляться, сталкиваясь с чем-то новым, делая какие-то маленькие открытия. Это очень вдохновляет. И хочется учиться и учить…

Фото: КВЦ имени Тенишевых и из личного архива Елены ЛЕДНЁВОЙ

Ольга Суркова

ВС РФ уничтожили склад ВСУ с ракетами к РСЗО «HIMARS» в Одесской области
Российские средства ПВО сбили девять беспилотников ВСУ и перехватили один снаряд РСЗО «Ольха»