Исчезающий рай
Продолжение. Начало в № 30–31 от 27 июля и 3 августа 2022 года
Музей на родине «русского Моцарта», как называют композитора Глинку, – явление уникальное не только в наших губернских реалиях, но и в масштабах России. Да, наверное, и мира. Создавался он трудами и душевными стараниями не одного поколения музейных работников, краеведов, потомков композитора. История эта сама по себе, как и музей-усадьба, уникальна и достойна отдельного повествования.
С 1982 года Новоспасское стало полноценным музеем-усадьбой. То, как возрождался родной дом композитора, и то, как он, возрождённый, жил все прошедшие четыре десятилетия, – это тема рассказа об очень достойных людях, на которых держалась и пока продолжает держаться наша русская провинциальная культура.
А с возрождением дома-усадьбы композитора, с его жизнью за минувшие четыре десятилетия связано немало увлекательнейших былей и легенд. Сегодня – рассказ об этом.
И Абрасимов, и Клименко
Возрождали родовое гнездо великого русского композитора буквально всем миром. И это не просто красивый оборот речи, а реальный факт. Вся область работала над тем, чтобы сделать подлинной жемчужиной истории и культуры Смоленщины возрождаемую усадьбу Глинок.
Бытует устойчивая легенда, что Новоспасское было решено воссоздать после того, как первый секретарь обкома КПСС Иван Ефимович Клименко посетил музей-заповедник в пушкинском Михайловском.
Но, при всём уважении к Ивану Ефимовичу (о его огромной роли в создании музея М.И. Глинки речь впереди), нельзя не сказать, что самое пристальное внимание и поддержка музейному делу на Смоленщине были оказаны его предшественником на посту руководителя региона Петром Андреевичем Абрасимовым – человеком с уникальной биографией, доктором исторических наук, дипломатом, первым председателем Государственного комитета СССР по иностранному туризму. С февраля 1961 года по декабрь 1962 года он работал первым секретарём Смоленского областного комитета КПСС. Срок, казалось бы, недолгий. Но за эти месяцы Пётр Андреевич успел немало поспособствовать развитию музеев на Смоленщине.
«Когда Абрасимов был назначен первым секретарём обкома партии, то практически сразу посетил Тенишевскую картинную галерею на улице Крупской в Смоленске, – рассказывает бывший директор Смоленского государственного музея-заповедника Н.Е. ВОЛОСЕНКОВА. – Тогда там было всё: и галерея, и экспозиция советского периода. Теснота была сильная. И именно он принял решение, чтобы музею передали помещения дома на улице Ленина, 8, где сегодня располагается отдел истории областного музея-заповедника. Там, если не ошибаюсь, в 1965 году был создан мемориальный зал Глинки, где было собрано в единой экспозиции всё, что сохранилось. Это была такая промежуточная подготовка к созданию полноценного музея композитора. Потом фактически все эти предметы перешли в Новоспасское».
Но роль Клименко в развитии музейного дела в области, безусловно, огромная. Первым по его решению в 1973 году был открыт в Смоленске музей Великой Отечественной войны. Идею он позаимствовал в Белоруссии у тогдашнего её лидера Петра Мироновича Машерова, создавшего в Минске потрясающий музей, посвящённый войне.
«Видимо, у Ивана Ефимовича был свой план, так как на Смоленщине потихоньку начался период музейного возрождения, – продолжает свой рассказ Надежда Евстафиевна. – Сначала – музей войны, потом, в этот же год, в Смоленске открыли музей Сергея Тимофеевича Конёнкова. Я приехала в Смоленск в 1975 году, а с 1976 года, помню, уже пошли разговоры о подготовке открытия музея-усадьбы Пржевальского. А ведь от неё тоже после войны практически ничего не осталось. В 1977 году открылся музей-усадьба Пржевальского. И в этом же году началась подготовка к созданию музея-усадьбы Глинки. То есть всё шло поэтапно.
Важно ведь вот ещё что понимать и по достоинству оценивать: Иван Ефимович не только сам радел за возрождение исторической памяти на Смоленщине, но и сумел повернуть лицом к этому делу ту административную команду, которая с ним работала. А это чрезвычайно важно, поскольку очень многое зависело от позиции первого лица в регионе.
Безусловно, вспоминая сейчас эту потрясающую по своим масштабам и значимости для области музейную эпопею, хочется низко поклониться и Петру Андреевичу Абрасимову, и Ивану Ефимовичу Клименко», – говорит Н.Е. Волосенкова. И с ней трудно не согласиться.
Команда единомышленников
Каждый музей рождается по-своему, но без энтузиастов музейное дело невозможно. Как невозможно оно и без сильной команды единомышленников. Это огромная и не однодневная работа.
«Была образована рабочая группа из сотрудников музея. Швайкины работали в школе тогда, но подключали и их, и сотрудников областной универсальной библиотеки, и областной архив. Пытались найти любые материалы, связанные с жизнью и деятельностью Глинки. Старейшие работники музея: Минкин Алексей Евстигнеевич, Хенкин Аба Моисеевич, Школьник Григорий Аронович, Баржеева Лариса Александровна, Валентина Ивановна Склеенова, Якушев Александр Павлович… Да практически весь коллектив областного музея-заповедника в той или иной мере был задействован в создании музея в Новоспасском! В 1979 году Александр Илларионович Швайкин был принят на работу в музей, а через год, в начале 1980 года, пришла в музей научным сотрудником и его супруга Тамара Кузьминична Королёва», – продолжает свой рассказ о создании музея в Новоспасском Н.Е. Волосенкова.
Рабочая группа разрабатывала концепцию музея и его экспозиции. «Изначально решено было создать полностью мемориальный музей. Мы по наивности своей тогда думали, что начали такое благородное дело, Глинка – личность мирового уровня, а потому нам должны все помогать, вся страна. Написали массу писем во все организации, начиная от Министерства культуры, в ведущие музеи страны – и в ГИМ, в Музей музыкальной культуры, и в библиотеку Салтыкова-Щедрина, где были какие-то вещи Глинки, и в консерватории. Но ни одна организация на наши просьбы о помощи и поддержке в создании музея не ответила положительно, – делится воспоминаниями бывший директор областного музея-заповедника, а в те годы – заместитель директора по научной работе Надежда Евстафиевна Волосенкова. – Музейщики – скупые люди: каждый музей дорожит своими коллекциями, если что-то и даёт, то только на весьма небольшое время.
И тогда мы поменяли концепцию: первую часть экспозиции решено было посвятить жизни и деятельности композитора на основе фото- и документального материала, а вторая часть – восстановленный интерьер центрального дома усадьбы».
Дом – как искусство
Кстати, о доме. Главным архитектором проектов восстановления усадьбы в Новоспасском стал Ярослав Данилович Янович. Он, как вспоминают о нём музейные работники, оставил заметный и неизгладимый след в истории восстановления музея-усадьбы М.И. Глинки.
Многие годы он работал в качестве главного архитектора мастерской московского института «Спецпроектреставрация», эта организация занималась проведением исследовательских работ в усадьбе Глинок. Ярослав Данилович изготовил макет главного дома музея-усадьбы, им же был составлен весь план застройки усадьбы М.И. Глинки в Новоспасском. При этом были собраны и учтены воспоминания старожилов, документальные материалы, графические и натурные данные, полученные в результате раскопок фундамента летом 1970 года.
В годы строительства дома и других построек усадьбы Ярослав Данилович Янович контролировал весь процесс, почти постоянно жил в Новоспасском. Как рассказывали мне работавшие с Яновичем сотрудники музея, под его руководством коллектив специалистов проделал огромную работу по подготовке проектных материалов. Альбомы с документальными разработками, редкими фотографиями Новоспасского, чертежами многочисленных парковых мостиков, беседок, скульптур и различных сооружений бережно сохранены в личном архиве архитектора. Некоторые бесценные материалы были переданы им в музей.
Создать полноценный деревянный дом, полностью соответствующий традициям русской усадьбы XIX века, было ох как непросто. Планировку дома, то, как располагались комнаты, воссоздали по архивным разысканиям семьи Швайкиных. Прорабатывалась буквально каждая комната по документальным и литературным источникам.
Когда сруб был готов, пришлось какие-то проёмы закрывать, а новые прорубать. Более того, согласно всем классическим технологиям деревянного строительства он отстаивался несколько лет.
Немало усилий пришлось приложить и к тому, чтобы найти широкую, соответствующую эстетике времени жизни композитора доску для полов. И так далее, и тому подобное… Кто живёт в деревянном доме, представляет, какой это трудоёмкий и, конечно, творческий процесс – сначала создать, а затем каждодневно ухаживать за таким домом.
Интересная деталь, на которую внимание посетители музея-усадьбы не обращают, но которую заметила режиссёр Вера Глаголева, снимавшая в музее-усадьбе Глинки фильм: в новоспасском доме вы нигде не увидите современных отопительных приборов, только изразцовые печи. Смоленские музейщики стали первыми, кто применил этот приём: все отопительные приборы, все разводки электрического отопления дома провели под двойным деревянным полом, а всё отопительное оборудование сгруппировали в старинных изразцовых печах, тем самым сохранив историческую достоверность усадьбы. И это, заметьте, было сделано не вчера и не сегодня, когда бытовые технологии развиты до совершенства, а в конце 70-х годов прошлого века!
На протяжении почти сорока лет сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника и музея-усадьбы М.И. Глинки в Новоспасском регулярно пользовались советами и рекомендациями Ярослава Даниловича по многим вопросам при восстановительных и ремонтных работах. Янович ведь был ещё и ландшафтным архитектором, а потому много потрудился и над воссозданием и реконструкцией парка усадьбы семьи Глинок.
Образованный, интеллигентный, порядочный человек и знающий специалист-архитектор, Ярослав Данилович Янович всегда оказывал сотрудникам музея необходимую профессиональную помощь. У всех, кто его знал и любил, а также у всех, кто бывает в Новоспасском, о деятельности Ярослава Даниловича Яновича по воссозданию музея-усадьбы М.И. Глинки останется добрая память.
Оранжереи, пруды и даже… ламбрекены
Проект воссоздания усадьбы Глинки в Новоспасском был разбит на несколько этапов. Первый, закончившийся в мае 1982 года, – восстановление главной части усадьбы: центрального дома и двух флигелей, а также въездной части.
Второй этап, стартовавший уже после открытия музея, – воссоздание хозяйственных построек усадьбы, благоустройство парка. Высадили музейные работники и замечательный фруктовый сад. Предполагалась и музеефикация храма родового поместья Глинок, поскольку в то время он не рассматривался как действующий. Реставрационные работы шли и по погосту семьи Глинок. Далее была восстановлена мельница, но в 90-е годы она, к сожалению, была разрушена. Были восстановлены две оранжереи именно по чертежам и тому типу, как было в XIX веке. В 1998 году сильный ураган с градом побил в оранжереях все стёкла, а случившийся затем в стране экономический дефолт оставил музей реально без копейки денег. Пришлось оранжереи разобрать. Большая эпопея была и с воссозданием каскада прудов в усадебном парке.
Уделялось внимание даже самым, казалось бы, небольшим деталям. Например, шторы в доме усадьбы. На сохранившихся картинках и зарисовках глинковской эпохи они видны хорошо, но как их пошить? О ламбрекенах (горизонтальные шторные драпировки для оконного или дверного проёма, они крепятся на верхней половине занавесок, занимают карниз и ниспадают элегантными складками на основные шторы либо оформляют окно сольно) в годы советского бытового минимализма ни в одном из смоленских ателье и понятия не имели, как их пошить. Пришлось той же Н.Е. Волосенковой изучать портняжное мастерство, а шили эти шторы с ламбрекенами в знаменитой «Смолянке» на улице Большой Советской. И провисели они в музее-усадьбе до 2004 года, когда состоялось полное обновление музея.
А художник-дизайнер Михаил Михайлович Шведов придумал лёгкие изящные витрины для музея, напоминающие музыкальный стан, и выполнил художественный проект экспозиции, за что его также хочется вспомнить добрым словом.
«Будете висеть на этом суку!»
Словом, планы по воссозданию родового гнезда семьи Глинок были грандиозные. Не все из них, увы, осуществились. Но даже то, что смогли сделать и сохранить на протяжении минувших четырёх десятилетий, и по сей день поражает воображение. Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском был и остаётся культурно-исторической жемчужиной Смоленщины.
И ещё раз хочется отметить заслугу в этом не только создававших его музейных работников – настоящих тружеников, бескорыстных подвижников и энтузиастов, но и руководившего в те годы Смоленщиной Ивана Ефимовича Клименко.
«Музейные работники – последние, кто входит в помещение будущего музея, – говорит Н.Е. Волосенкова. – Когда уже было намечено открытие в 1982 году, каждую неделю мы приезжали на планёрки в Новоспасское. Их проводил сам Иван Ефимович Клименко. Все приезжали: начальники всех ведомств, участвующих в создании музея и благоустройстве окружающей территории, а не только музейщики. Кстати, и Иван Александрович Аверченков, будущий глава Смоленска, принимал в них участие, он тогда возглавлял дорожное управление. И Григорий Александрович Аптекин, руководивший областными научно-реставрационными мастерскими. И из управления лесного хозяйства были, поскольку старинный парк надо было обустраивать. И многие другие областные руководители участвовали. Если требовалось, Иван Ефимович оперативно подписывал письма с просьбами о поддержке и взаимодействии в Совет Министров СССР, в министерства и ведомства.
Вопросы на планёрках в Новоспасском Клименко ставил очень жёстко. Показывал чиновникам на видневшийся из окна усадьбы массивный сук дуба, сохранившегося ещё со времён композитора, и говорил: «Вот этот сук видите? Всем вам висеть на нём!» Никаких отговорок по срокам и качеству выполнения не принимал. Я до сих пор, когда бываю в Новоспасском и вижу этот сук, невольно вздрагиваю», – признаётся Надежда Евстафиевна.
Музей – их судьба
Связали с Новоспасским свои судьбы и те замечательные люди, которые отдали служению памяти Михаила Ивановича Глинки четыре десятилетия после открытия музея-усадьбы. А по другому я и не могу сказать об их подвижничестве – именно служение!
После безвременной кончины Александра Илларионовича Швайкина директором музея-усадьбы М.И. Глинки в Новоспасском был Виктор Фёдорович Кугаков. Но и он, к сожалению, рано ушёл из жизни. И у него тоже, как и у А.И. Швайкина, внезапно остановилось сердце.
После В.Ф. Кугакова вот уже много лет с особой теплотой и радушием гостей здесь встречает заведующая музеем-усадьбой М.И. Глинки Татьяна Михайловна Чибисова.
О том, как она пришла в музей и стала настоящей подвижницей музейного дела, хорошо рассказали моя коллега Ирина Тарасова из ельнинской районной газеты «Знамя» имени М.В. Исаковского.
Родилась и выросла Татьяна Михайловна в деревне Ржавец Ельнинского района, в девятом и десятом классах училась в школе № 2 города Ельни. После окончания школы поступила на агрономический факультет Смоленской сельскохозяйственной академии. Получив диплом специалиста, она вернулась в родной совхоз «Павловский», где была назначена на должность главного агронома хозяйства.
В 1991 году Татьяна вышла замуж и переехала жить к мужу в Новоспасское. Судьба распорядилась так, что ей пришлось устроиться подсобным рабочим в усадьбу Глинок. Затем её перевели на должность смотрителя за птицами, которые неизменно радуют своим божественным пением посетителей дома-музея. Татьяна Михайловна с любовью и особым трепетом ухаживала и продолжает ухаживать за своими пернатыми подопечными.
Некоторое время она трудилась инженером по благоустройству усадьбы, а в 2006 году, после окончания факультета музееведения Смоленского государственного института искусств, её перевели научным сотрудником новоспасского музея.
«Я очень благодарна судьбе, что она свела меня с такими замечательными людьми, как Виктор Фёдорович Кугаков и Тамара Кузьминична Королёва, – с особой теплотой в голосе говорит Татьяна ЧИБИСОВА. – Эти люди оказали непосредственное влияние на моё становление как музейного работника. Тамара Кузьминична – мой добрый учитель в творческом плане, она научила меня, как интересно построить экскурсию, делилась уникальными знаниями о жизни и творчестве Михаила Ивановича Глинки. Виктор Фёдорович научил вести это довольно хлопотное хозяйство, познакомил с теми людьми, которые всегда готовы оказать помощь в решении самых насущных проблем музея».
И не случайно после внезапной смерти в 2008 году руководителя новоспасского музея Виктора Кугакова именно Татьяна Чибисова была назначена на этот ответственный пост.
Сама судьба как будто вела её по этой жизненной дороге, ведь в 90-х годах прошлого столетия Татьяна Михайловна уходила из музея и три года работала зоотехником в совхозе «Новоспасский». Но затем всё же вернулась в музей.
«Никогда не думала, что стану публичным человеком, изначально видя своё предназначение в развитии сельского хозяйства района, – признаётся она. – Но, к сожалению, ситуация в сельском хозяйстве в те годы сложилась не лучшим образом, и в 1997 году я окончательно поняла, что моё место здесь – в музее-усадьбе Михаила Ивановича Глинки».
Новоспасское уже давно стало родным для этой замечательной женщины, которая вот уже двадцать шесть лет вместе с мужем Александром Чибисовым живёт в знаменитом на весь мир месте, воспетом в музыкальных произведениях известного композитора.
«Коллектив у нас небольшой, всего в музее-усадьбе Глинки работают восемнадцать человек, – отметила Татьяна Михайловна. – Мы всегда вместе, как говорится, и в горе, и в радости. Непременно поддерживаем друг друга, стараемся помочь в трудной жизненной ситуации, вместе отмечаем все праздники и радостные события».
Из восемнадцати человек, которые работают сегодня в музее, четверо – научные сотрудники. В их обязанности в первую очередь входит проведение экскурсий, плюс – научная работа в фондах областного музея-заповедника, архивах, выступления на конференциях.
Но главное, что меня буквально потрясает: сегодня на плечах этого небольшого коллектива в восемнадцать человек, большинство которого люди в уже достаточно солидном возрасте, огромное хозяйство – дом в полторы тысячи квадратных метров, два флигеля и усадебная территория в двадцать гектаров!
Сейчас в Новоспасское в год приезжают до 20 тысяч посетителей. В заключительные дни ежегодных Глинковских фестивалей, в начале июня, здесь, как и в прежние годы, выстраиваются очереди из гостей практически со всей страны. Да и в будние дни в Новоспасском немало гостей. В тот день, например, когда мы общались с Тамарой Михайловной, только до обеда сотрудники музея провели четыре экскурсии.
«Очень много семей с детьми – хотят с малого возраста приобщить ребят к отечественной истории, к прекрасному. Бывает и молодёжь, студенты самостоятельно приезжают, без туристских групп. География обширная: Орёл, Брянск, Тверь, Тула, Москва и Подмосковье, Петербург. Семейные туристы, как правило, приезжая в Смоленск, обязательно в маршруте предусматривают и Новоспасское.
Недавно мы познакомились с одним человеком из Десногорска, который приехал с семьёй, привёз внуков и спросил, может ли чем-то помочь музею. Сказал, что делает это не столько даже для музея, сколько для своих внуков и потомков, чтобы они понимали и видели, что нужно помогать таким знаковым для Родины местам. Он сказал, что хочет воспитать у своих потомков чувство ответственности перед своими родными местами. И это, безусловно, нас очень порадовало.
Очень помогает нам коллектив Смоленской атомной электростанции. У нас хорошие, добрососедские отношения. Атомщики для нас – как старший брат, который всегда поможет и выручит.
И, безусловно, самая сердечная благодарность от нас главе Ельнинского района Николаю Даниловичу Мищенкову. Он для нас – поистине родной человек, очень многое делает для музея, его сотрудников и даже не пропускает ни одно мало-мальски значимое из наших мероприятий, которые мы устраиваем для местных жителей и приезжих», – говорит Т.М. Чибисова.
И эти слова заведующей музеем-усадьбой М.И. Глинки в Новоспасском, поверьте, сказаны не ради политеса. Это действительно знак уважения всем, кто сегодня пытается помогать в сохранении музея как уникального культурного и исторического центра. Ведь нынче Новоспасское уже и селом-то даже нельзя назвать. Постоянных жителей здесь осталось всего… тринадцать человек. А музей для них – настоящее место притяжения, так как нет в этом населённом пункте теперь ни Дома культуры, ни школы, ни больницы…
Так что даже все календарные праздники стараются отмечать в музее все вместе – и 9 Мая, и 8 Марта, и День учителя, и День семьи, любви и верности. Больше и негде, и не с кем…
А вместо магазина в Новоспасское теперь два раза в неделю приезжает автолавка. И столовая с кафе давным-давно, что называется, почили в бозе. Так что туристы на популярных сайтах, рассказывающих о внутреннем туризме, пишут сегодня о Новоспасском такие отзывы: «Музей и его экскурсоводы – великолепные. Место – чудесное. Однако надо приезжать не на пустой желудок – покормиться негде!»
Но об этом – в итоговой части публикации, где постараюсь поразмышлять о том, какое будущее у дома-музея М.И. Глинки в Новоспасском. Да и есть ли оно? А также расскажу с помощью своих собеседников, с коими общался при подготовке этого большого очерка, ещё некоторые из былей и легенд музея в Новоспасском.
Окончание публикации читайте в следующем номере «Смоленской газеты»
Фото: smolensk-museum.ru, zn-smol.ru
Игорь Красновский