Сергей Решетов: Подавить страх, подчинив его силе воли, – это проявить бесстрашие и героизм
День Победы – главный праздник нашей страны и особенный день для каждой семьи. В этом году исполнилось 77 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий 1941–1945 годов, но память о подвиге советских солдат всегда будет жить в наших сердцах.
В Кардымовской средней школе состоялась встреча «Героев подвиги бессмертны», посвящённая памяти нашего земляка Сергея Никитича Решетова – Героя Советского Союза, капитана 1-го ранга. В мероприятии приняли участие дочь ветерана Великой Отечественной войны Ирина РЕШЕТОВА, глава муниципального образования Павел Никитенков, руководство, педагоги и учащиеся школы, активисты движения «Юнармия».
После визита в школу Ирина Сергеевна посетила историко-краеведческий музей Кардымовского района, работники которого подготовили для неё небольшую экскурсию по экспозиции. Затем дочь Героя Советского Союза возложила цветы у стендов «Бессмертного полка» в центре посёлка Кардымово, на одном из которых находится портрет Сергея Никитича, посетила деревню Соловьёво, где осмотрела музейную экспозицию в сельском Доме культуры, а также почтила память героев Великой Отечественной войны на Поле Памяти.
100-летний юбилей школы
На протяжении всей жизни Сергей Никитич Решетов часто приезжал в Кардымовский район, интересовался жизнью своих земляков. Также он поддерживал тёплые дружеские отношения с родной Кардымовской школой, которая с 2000 года носит его имя. Семь лет назад, когда школе исполнялось 100 лет, ветеран на память о юбилее высадил дерево, которое, к слову, быстро прижилось и уже заметно выросло за это время.
Тогда педагоги и учащиеся школы готовились к празднику заранее. Специально к этой дате был объявлен конкурс детского творчества «Имя героя». Дети мастерили поздравительные открытки, рисовали портреты земляка. Лучшие работы отправили в Москву – лично Сергею Никитичу. Также активисты школьного музея проводили для всех желающих экскурсии, во время которых рассказывали о жизни и подвигах известного выпускника.
В ходе состоявшейся недавно встречи Дарья ШУКЮРОВА, выпускница 11-го класса Кардымовской средней школы, вспомнила тот праздничный день:
– Мы стояли за кулисами и ждали свой выход, чтобы исполнить песню. Перед этим Сергею Никитичу ребята из зала задавали вопросы, а я не могла ничего задать, потому что находилась за ширмой. Я помню, как выбежала в зал и задала очень глупый вопрос: «Вы боялись мёртвых?» Он посмотрел на меня и ответил: «Нужно бояться живых». Ещё я удивлена, как он, пройдя через все эти ужасы Великой Отечественной войны, рассказывал нам обо всём этом. Также он привозил различные памятные вещи, тем самым пополнял коллекцию нашего школьного музея. Я думаю, его кончина для всех стала большим ударом. Сергей Никитич у каждого из нас занимает определённую частичку души.
Также своими воспоминаниями поделилась выпускница 9-го класса Кардымовской средней школы Юлия АНОШЕНКОВА:
– Нам с первого класса рассказывали о Сергее Никитиче. Когда он приехал на столетие школы, это была огромная честь и радость для всех нас. Я хотела бы поделиться, как прошла наша встреча. Я помню, как мы зашли в магазин и он спрашивает у меня: «А что тебе нравится из фруктов? Может быть, апельсины?» Я посмотрела на цены и выбрала лимоны, потому что они были самые дешёвые – я жила с прабабушкой и понимаю, что пенсия у взрослых людей небольшая.
Последний раз Сергей Никитич Решетов был на Смоленщине в августе 2018 года, где в школьном музее встречался с юными кардымовцами, которым рассказывал о своём боевом прошлом. Тогда же он пополнил коллекцию школьного музея различными наградами, кораллами, которые самостоятельно обрабатывал, указкой, сделанной из хребта акулы.
– И самое главное, что Сергей Никитич привёз для нас, – это парадная форма, которую он с гордостью надевал на День Военно-Морского Флота (последнее воскресенье июля). Также нам был передан муляж медали «Золотая звезда» – знак отличия лиц, удостоенных звания Героя Советского Союза, – отметила директор Кардымовской средней школы Светлана АНОШЕНКОВА.
О боевом пути
Герой Советского Союза Сергей Никитич Решетов родился в Кардымовском районе, в деревне Лёшенки, в крестьянской семье. После получения аттестата он работал учителем, но всегда мечтал стать морским офицером. В 1941 году Сергей Никитич стал курсантом военно-морского училища. Однако обстановка на фронтах с каждым днём ухудшалась, курсанты всё чаще поговаривали о том, что учёбу придётся прервать, чтобы с оружием защищать Родину на земле, а не на море.
«В один из августовских дней 1942 года к нам, курсантам уже второго курса, прибыли армейские офицеры и объявили отбор добровольцев на фронт. Но быть добровольцами были готовы практически все. Из 300 человек было отобрано 100. По какому принципу отбирали – до сих пор остаётся тайной», – пишет Сергей Никитич в своей книге воспоминаний «От предгорий Кавказа до Альпийских гор».
Среди этих 100 человек был и курсант Решетов. В начале ноября 1944 года 703-й Белградский стрелковый полк, в который входила и рота Сергея Никитича, получил боевое задание: форсировать в районе селений Бездан и Батина реку Дунай.
В полночь на противоположный берег отплыла первая десантная группа, которая через некоторое время была обнаружена. Немцы открыли прицельный огонь, и в итоге ни одна лодка не добралась до другого берега. Затем была предпринята попытка высадиться второй группой, которую также постигла неудача.
Младшему лейтенанту Решетову поручили командовать третьим десантом. Молодой офицер не стал объяснять солдатам всю опасность предстоящей операции. Он сказал только, чтобы взяли как можно больше патронов, гранат, автоматных дисков и освободились от ненужных вещей.
В глубокой тишине они преодолели середину Дуная. До песчаной отмели оставалось совсем немного, когда вдруг начали стрелять немцы. Несколько лодок затонули сразу, ещё несколько понесло вниз по течению. Только две лодки из десяти, на одной из которых находился Сергей Никитич, смогли пробиться сквозь плотный пулемётно-миномётный огонь и причалить к берегу.
Не медля, десантники пошли в атаку. Решетов с бойцами вступили в неравную схватку. К слову, сражение проходило в кромешной тьме. Десантники за короткие минуты боя смогли захватить четыре небольших домика и, закрепившись в них, приготовились к отражению контратаки противника.
Младший лейтенант Решетов понимал, что 16 человек, оставшихся в его распоряжении, долго не продержатся. Он послал связного с запиской, в которой попросил о помощи, а своих бойцов рассредоточил по домикам. Немцы начали атаковать, но десантникам удалось продержаться до рассвета, когда прибыло подкрепление.
Уже к вечеру сапёры навели через Дунай понтонный мост. С небольшого плацдарма, который удерживали всю ночь бойцы Сергея Никитича, начали наступление полки дивизии, а также подразделения 7-й и 12-й бригад Народно-освободительной армии Югославии.
За форсирование Дуная и бои на плацдарме у селения Батина дивизия, в которой служил Решетов, была награждена орденом Суворова. Из состава дивизии 11 человек были удостоены звания Героя Советского Союза (шестеро из них – посмертно). В списках награждённых был и младший лейтенант Сергей Решетов. Высокую награду он получил 28 марта 1945 года – в день своего рождения.
Сергей Никитич Решетов прошёл от Кавказских гор через Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и Австрию к отрогам Альпийских гор и встретил День Победы под Веной. Награждён рядом боевых наград, среди которых орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг.», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта» и другие.
По окончании Великой Отечественной войны наш земляк продолжил службу в Вооружённых силах. В 1949 году он окончил Каспийское высшее военно-морское училище и был направлен для дальнейшего прохождения службы на главную базу Черноморского флота – в Севастополь. В запас капитан 1-го ранга Сергей Никитич Решетов вышел в 1976 году, после этого ещё 18 лет работал во всесоюзном объединении «Атлантика».
Страх может овладеть любым человеком
«Говорят, что герои – люди храбрые, бесстрашные, ничего не боятся и не испытывают чувства страха. Не верьте этому. Любому человеку присуще чувство самозащиты и самосохранения, которое и выражается в страхе за свою жизнь. Другое дело, что одни могут подавить этот страх, подчинив его своей силе воли. И тогда они могут проявить бесстрашие и героизм. Другие, слабовольные, подавить страх сами не могут, и тогда страх переходит в трусость, а она граничит с предательством», – пишет в своей книге воспоминаний Сергей Никитич.
По его мнению, сила воли вырабатывается у человека с малых лет, по её необходимости и потребности. Он вспоминает, как в школьные годы ему иногда приходилось ходить мимо кладбища одному в тёмное время суток. Каждый кладбищенский шорох вызывал прилив страха, шёл с оглядкой, иногда ускорял шаг. Но надо было идти – другого пути не было.
На какое-то мгновение страх может овладеть любым человеком, считает Решетов. В конце декабря 1944 года сложилась ситуация, когда он один оказался в тылу противника и ему нужно было выйти в расположение югославских партизан. Предстояло перейти шоссейную и железную дороги, предположительно охраняемые то ли скрытыми постами, то ли с помощью патрулирования. Целый день с небольшой возвышенности он наблюдал за дорогами, выбирая места, где ему их лучше перейти.
«С наступлением темноты я не сразу решился пойти. Светила луна. Около полуночи затянули облака, и я пошёл. До дороги было около километра. Предстояло идти открытым полем, на котором стояли сложенные в копны кукурузные снопы», – рассказывает Сергей Никитич.
Он шёл медленно, осторожно и напряжённо от копны к копне, всё время в ожидании возможной встречи с врагом. До дороги оставалось около 50 метров, когда, выйдя из-за очередной копны, вдруг в двух-трёх метрах от себя Решетов увидел окоп, из которого торчал ствол пулемёта.
«От мгновенно возникшего страха у меня шапка поднялась на вздыбленных волосах. Доли секунды у меня созревал план действия. Мелькнула мысль, что в окопе уснули и мне нужно отбросить пулемет, затем бежать, – пишет в книге Сергей Никитич. – Я бросился к окопу и ухватился за пулемёт. И тут я обомлел. В руках у меня оказалась обыкновенная коряга, в темноте показавшаяся мне пулемётом. Я медленно сполз в окоп и долго приходил в себя от такого потрясения. Перед моим взором по дороге прошёл вражеский патруль».
Через некоторое время Решетов вылез из окопа и медленно, с безразличием ко всему окружающему побрёл в сторону дороги. Он перешёл шоссейную дорогу, железнодорожное полотно проходящей рядом одноколейки и понял, что спасётся. До леса было метров 250… Позади остался очередной тяжёлый фронтовой стресс. 30 декабря 1944 года Сергей Никитич вышел к штабу партизан.
Долгожданный День Победы
В одном из интервью Сергей Никитич рассказал, где встретил День Победы. Он находился в боевом охранении знамени полка. В три часа утра его разбудил часовой, кричавший: «Товарищ капитан, немцы!» Решетов вскочил, услышал стрельбу по всему селу, быстро оделся и взял знамя.
«При этом промелькнула мысль: пули не свистят, как в бою, стреляют в воздух. Но я думал о том, как вынести знамя в безопасное место. Выхожу наружу, смотрю – солдаты у полевой кухни радостные стоят и орут. Я послал автоматчика узнать, в чём дело. Он быстро вернулся и кричит мне: «Ура! Конец войне! Капитуляция!» Я сначала остолбенел, а потом мы быстро начали трясти друг друга, обниматься, прыгать и поздравлять. Тут я опомнился, что мы – группа охранения полкового знамени. Отдал команду построиться в шеренгу, зарядить автоматы и дать салют из всех автоматов, выпустив в воздух по целому диску! Непроизвольно возникший фронтовой салют продолжался в течение трёх часов», – вспоминал Сергей Никитич.
На вопрос о том, что вдохновляло и поддерживало в тяжёлые минуты, Герой Советского Союза тогда ответил, что его родители были в оккупации на Смоленщине, но после её освобождения он узнал, что они живы – мать, отец, сёстры. Это его поддерживало. Также у него были хорошие друзья и товарищи, с ними можно было побеседовать, перекурить.
А вот по поводу алкоголя Сергей Никитич рассказывал, что перед наступлением им давали разведённый спирт, но он перед боем не пил.
«Я, пока на фронт не попал, никогда не пил, да и там не пил. Я шёл в атаку и грамма в рот не брал. Говорят «сто грамм фронтовые». А кто их пил и когда их давали? Не каждый же день их давали. Вот перед операцией привозят канистру разведённого спирта и выдают. За меня кто-то пил мою норму, я же не пил. Он потом встаёт во весь рост, идёт, и убивают его. А я прыжками наступал, от кочки до кочки, и соображал, потому что трезвый был», – подчеркнул Решетов.
Воспоминания о папе
В ходе встречи «Героев подвиги бессмертны» дочь ветерана Ирина Сергеевна подарила музею Кардымовской средней школы портреты отца, а также несколько медалей. Затем она поделилась воспоминаниями о своём папе.
Так, она рассказала, что до её 16-летия Сергей Никитич служил – его не бывало дома по нескольку месяцев, а иногда и целый год. Связь с семьёй поддерживалась только через письма.
– Когда папа оказывался дома, это был самый большой праздник. Дети на улицу гулять не ходили, – говорит Ирина Сергеевна. – В основном в семьях военных моряков воспитанием детей занимались жёны, а папа воспитывал нас личным примером и в поведении, и в убеждениях.
Например, вспоминает Ирина Сергеевна, когда начался конфликт в Нагорном Карабахе, у её отца корреспондент спросил о том, что бы он мог предложить, чтобы всей этой ситуации не было. По её словам, папа ответил: «Я бы упразднил в паспорте одну графу – национальность». Журналист не ожидал такого ответа и поинтересовался: «А вы не боитесь такое предлагать?» Сергей Никитич сказал: «А чего я должен бояться? Я всю войну прошёл. Я уже ничего не боюсь».
Также Ирина Сергеевна рассказала ещё одну интересную историю об отце и переправе через реку Дунай. Тогда всем ординарцам пришлось участвовать в бою. Один из них, молодой узбек, выдернул чеку у гранаты, а немцы отошли, и бросить её он не успел. В какой-то момент солдат забылся, разжал руку, и произошёл взрыв.
– В итоге у этого молодого узбека оторвало несколько пальцев руки, его эвакуировали в госпиталь. А моему отцу осколок от гранаты попал в правое бедро. Санитар обработал рану, после этого она его не беспокоила. Спустя 32 года папа неудачно сел, место этой раны на бедре стало болеть и гноиться. Пришлось лечь в госпиталь на операцию, чтобы извлечь старый осколок. Каково же было удивление хирурга, когда вместо осколка из тела удалили кость длиной 2,5 сантиметра. И тогда отец вспомнил о том ранении. Это была фаланга пальца того ординарца, изъятая через тридцать два года. И, удивительно, никакого заражения тогда не произошло: полная совместимость русской и узбекской крови. Наверное, и потому, что не было в то время никаких национальных распрей, – отметила Ирина Сергеевна.
Говоря о праздновании 9 Мая, она рассказала, что в последние годы папа ходил на парад на Красную площадь, сидел на трибуне рядом с президентом Владимиром Путиным. А вообще, официальные мероприятия Сергей Никитич не очень любил, предпочитал встречи, где был в окружении хорошо знакомых ему людей, – например, в Клубе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы города Москвы и Московской области.
Фото: Алёна ШАШКИНА; предоставлено Ириной РЕШЕТОВОЙ
Алена Шашкина