Старейший и уникальный
Новости

Старейший и уникальный

1 июня 2022 года в 09:40

218 лет назад, 1 июня 1804 года, в селе Новоспасское Смоленской губернии родился великий русский композитор Михаил Иванович Глинка, которого по праву считают основоположником русской классической музыки. И в эти же дни Смоленщина вот уже 64-й раз проводит Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки – старейший музыкальный фестиваль нашей страны.

Этот фестиваль – поистине уникальное явление, достойное рассказа о своей истории в Год нематериального культурного наследия народов России, ибо все эти шесть десятилетий главная цель фестиваля – сбережение традиций великого классика русской музыки, сохранение и развитие отечественного национального культурного достояния.

Начало – 1957 год

Как зарождалась традиция проведения на смоленской земле ежегодных музыкальных праздников, посвящённых нашему великому земляку?

Наиболее подробные воспоминания об этом, пожалуй, оставила Нина Сергеевна Чаевская, которая в те уже далёкие 50–60-е годы работала заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации обкома КПСС, а в 1962–63 годах была начальником областного управления культуры. Многим смолянам она известна как человек, спасший Смоленскую крепостную стену от волюнтаристской идеи одного из местных бюрократов снести уникальный памятник истории.

Ей лично довелось вплотную заниматься и Глинковской декадой, быть не только свидетелем, но и одним из организаторов первых музыкальных праздников.

«В 1957 году в стране широко отмечалось столетие со дня смерти М.И. Глинки, и, конечно, мы, смоляне, земляки великого Глинки, не могли не отметить эту дату, – вспоминала Нина Сергеевна. –Областной комитет партии и облисполком поручили управлению культуры и филармонии подготовить торжественный вечер и концерт, посвящённый этой дате. Рекомендовалось для участия в концерте пригласить ведущие музыкальные коллективы нашей страны, лучших столичных солистов. Руководство филармонии, которую возглавлял тогда замечательный человек Глеб Сергеевич Герцев, отнеслось очень серьёзно к подготовке вечера, посвящённого памяти М.И. Глинки. Для переговоров в Москву выехал заместитель директора филармонии Исаак Израилевич Хацкевич и лично договорился с народным артистом СССР Иваном Семёновичем Козловским. Дали согласие приехать в Смоленск коллектив Государственного симфонического оркестра нашей страны под руководством Константина Иванова, народный артист СССР, солист Большого театра Марк Осипович Рейзен, знаменитая артистка Вера Дулова.

Торжественный вечер, посвящённый памяти Глинки, состоялся 24 февраля 1957 года. Открыл его председатель всесоюзного оргкомитета композитор, народный артист Юрий Александрович Шапорин. Концерт прошёл великолепно. Выступали Иван Семёнович Козловский, Марк Осипович Рейзен, аспирантка консерватории Кира Цыбина. На второй день после концерта и торжественного вечера секретарь обкома КПСС Павел Иванович Доронин пригласил И.С. Козловского и Ю.А. Шапорина к себе. Вот здесь, в беседе, Иван Семёнович Козловский и предложил впервые учредить на Смоленщине музыкальный праздник, посвящённый памяти М.И. Глинки, который хорошо было бы проводить в день рождения Михаила Ивановича 1 июня, а затем в первую декаду июня. Конечно, Павел Иванович Доронин одобрительно отнёсся к этой рекомендации Козловского и на следующий день пригласил меня к себе и рассказал о состоявшейся накануне беседе. Он попросил меня подготовить проект постановления бюро обкома партии и облисполкома о ежегодном проведении праздников песни и музыки, посвящённых М.И. Глинке. Постановление вскоре было принято.

Принимая его, обком партии и облисполком имели в виду главную цель – активизировать в области работу коллективов художественной самодеятельности, работу по эстетическому воспитанию наших трудящихся. В целом это очень важно было для развития музыкальной культуры нашей области. Кроме того, в городе Смоленске планировалось 1 июня, в день рождения Глинки, проведение митинга и возложение цветов к памятнику композитора, выступление ведущих коллективов художественной самодеятельности.

Хочу напомнить, что в мае 1957 года Иван Семёнович Козловский обратился к дирижёру духового оркестра Александру Константиновичу Марчуку через газету «Рабочий путь» с открытым письмом, в котором он ещё раз рекомендовал проводить ежегодно праздники песни и музыки, посвящённые памяти М.И. Глинки. Это письмо помогло нам активизировать подготовку к проведению первой Глинковской декады».

«Почему бы ежегодно не отмечать глинковскую дату?»

Текст открытого письма Ивана Семёновича Козловского А.К. Марчуку – уникальный документ эпохи. Его разыскал в архиве газеты «Рабочий путь» и опубликовал мой, к сожалению уже покойный, коллега Дмитрий Раичев. Вот это письмо:

«Пишу Вам то, что не удалось сказать во время встречи в Смоленске на глинковских торжествах. Хочу прежде всего поблагодарить Вас за творческое содружество в наших совместных выступлениях. Начну с того, что особенно тронуло. Чувство патриотизма и чувство гордости гением Глинки и русским искусством пережили мы ещё и ещё в момент возложения венков к памятнику великого композитора. В парке том, где некогда в раздумье бродил Михаил Глинка, возвышается прекрасный памятник ему. И как бы Глинка в себя ни верил, не мог он себе представить, что век пройдёт, а на этом же месте, у его монумента, будет звучать знаменитое «Славься!», что советские люди, его земляки-смоляне, пережившие столько горя и вложившие столько труда в восстановление разрушенного войной, а ныне героически строящие новую жизнь, придут в этот прекрасный зимний день с благоговением и достоинством почтить его – М.И. Глинку. (…)

Пишу Вам, уважаемый маэстро, частное письмо, но то, что, собственно, побудило меня, певца, взяться за перо, заставляет обратиться к помощи редакции. Дело вот в чём. При воспоминаниях о глинковских днях возникает мысль, которой мне хочется поделиться и с Вами, и с читателями «Рабочего пути». Почему бы ежегодно не отмечать глинковскую дату на родине великого композитора? Не обязательно в феврале. Скажем – летом, в день рождения М.И. Глинки, когда очень многие смогли бы приехать в Новоспасское. Я читал в вашей газете, что на родине Глинки колхозниками проводится праздник песни. Но такие праздники можно и нужно проводить с гораздо большим размахом. Если, скажем, на вагнеровские торжества приезжают люди из разных стран, то каждая республика Советского Союза с радостью и гордостью, несомненно, выделила бы для выступления на родине Глинки творческую группу. Поездка московских артистов в таком внушительном количестве (симфонический оркестр и солисты!) была организована за несколько часов. При желании можно осуществить поездки и приём ряда творческих коллективов.

Может быть, Вам и Вашим коллегам-музыкантам следовало бы совместно с другими творческими работниками Смоленщины обсудить этот вопрос и поставить его перед руководящими организациями.

Желаю всего доброго, творческой радости.

И. КОЗЛОВСКИЙ, народный артист СССР».

Вот с этого письма в «Рабочем пути» и начался фестиваль имени М.И. Глинки в Смоленске, пишет Дмитрий Раичев. К чести редакции, она не забыла о предложении великого тенора, охотно предоставив свои страницы для обсуждения поступившего от него предложения. В течение 1957 года в «Рабочем пути» выступили Александр Марчук, выразивший мнение всего коллектива своего оркестра, руководители областной филармонии, поэт Николай Рыленков, возглавлявший тогда Смоленское отделение Союза писателей СССР, работники музыкальной школы имени М.И. Глинки, областного управления культуры, а также простые смоляне. Все они поддержали идею о проведении ежегодного музыкального фестиваля на Смоленщине.

Вклад Д.Д. Шостаковича

Всё так. Но нельзя не упомянуть ещё одного великого деятеля советской и русской музыкальной культуры, который пусть и косвенно, но тоже имел отношение к возникновению идеи о проведении в Смоленске ежегодных торжеств памяти Михаила Ивановича Глинки. Этот человек – Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

В 1954 году, когда праздновалось 150-летие со дня рождения Михаила Ивановича Глинки, знаменитый композитор возглавил Всесоюзный комитет по проведению юбилейных мероприятий. Он тогда лично посетил Смоленск и Новоспасское и выступил с речью у смоленского памятника Михаилу Глинке.

Говоря о значении творчества Глинки для русской музыкальной культуры, Шостакович отметил:

«Чем дальше в глубь веков отходит от нас Глинка, тем отчётливее вырисовывается в исторической перспективе величественный облик отца и родоначальника русской музыкальной классики, чей светлый гений озарил весь путь развития нашего искусства. Подобно Пушкину, он обобщил в своём творчестве огромный и многообразный опыт русского народного искусства. Подобно Пушкину, он открыл новую прекрасную страницу в истории отечественной художественной культуры.

Глинка – первый в блестящей плеяде великих русских композиторов, создателей русской национальной школы, прославившей в веках музыкальное искусство нашей Родины, выдвинувшей его на одно из первых мест в истории мировой музыкальной культуры. В послеглинкинском русском музыкальном творчестве нет области, где так или иначе не сказалось бы живительное воздействие Глинки. И в наше советское время в полной мере остаётся в силе меткое определение роли бессмертной «Камаринской» в развитии русского симфонизма («как дуб в жёлуде»), данное Чайковским. Эту глубокую и верную мысль можно с полным основанием отнести и к русской опере, камерной – вокальной и инструментальной – музыке. Разве не от «Ивана Сусанина» берёт свое начало русская классическая опера? А можно ли говорить о русской вокальной лирике, не поставив в качестве высших образцов такие глинкинские шедевры, как «Жаворонок», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье»?

Когда задумываешься, в чём прежде всего проявилась необыкновенная сила творческого гения Глинки, что явилось главным в той революции, которую он совершил в русской музыке, неизменно приходишь к мысли о начале всех начал в его искусстве – о глубочайшем постижении композитором духа народности, о высшем синтезе русской песенности с ярчайшей композиторской индивидуальностью. (…)

Глинка редко прибегал к цитированию народных напевов. Но почти все его темы глубоко народны по духу – они волнуют и захватывают вас жизненностью, поэтичностью, правдой выражения. В этом, я убеждён, и заключается великая тайна искусства Глинки, «равно докладного и знатокам, и народу». Глинка учит нас верному и глубокому пониманию народного искусства. Великий художник-патриот учит нас служению Родине, человечеству».

Очевидцы визита Шостаковича на Смоленщину вспоминали, что он тоже высказывал идею, подобную той, что в 1957 году оформилась в открытом письме И.С. Козловского.

Первая декада

А теперь вновь вернёмся к воспоминаниям Нины Сергеевны Чаевской:

«Весной 1957 года было принято решение обкома и облисполкома, которое называлось «О мероприятиях по проведению первой Глинковской декады». Был создан оргкомитет, в состав которого вошли лучшие представители музыкальных, культурно-просветительских организаций нашего города, писатели.

С чувством огромной благодарности хочется сегодня вспомнить участников этого оргкомитета, которые проделали огромную работу. В оргкомитет входили: известный поэт Николай Иванович Рыленков, замечательный музыкант, завуч детской музыкальной школы № 1 Юрий Иванович Альковский, директор филармонии Герцев Глеб Сергеевич, композитор Иван Митрофанович Трушкин, директор Смоленской областной библиотеки Иван Прокопьевич Иванов, директор книжного издательства Николай Георгиевич Антонов. Хочется вспомнить Вайнера Абрама Ионовича, активного участника культурного строительства на Смоленщине начиная с 20-х годов; Буевича Александра Георгиевича, замечательного организатора Дома народного творчества; зам. председателя горсовета Нину Никитичну Шарину, Попову Антонину Алексеевну, которая была тогда секретарём горкома партии по идеологии. Члены оргкомитета выезжали в те годы в районные города области для оказания помощи в проведении музыкальных праздников на местах.

Как же прошёл первый музыкальный праздник? Для участия в нём прибыли симфонический оркестр Московской филармонии под руководством дирижёра Вероники Дударовой, солисты Большого театра Ирина Масленникова, Александр Ведерников, скрипач Игорь Безродный, лауреат 1-го Международного конкурса им. П.И. Чайковского Наум Штаркман, а также замечательная республиканская капелла под руководством Александра Александровича Юрлова. Открывала торжественный вечер на первой декаде председатель оргкомитета Дора Богачёва, а «Слово о М.И. Глинке» произнёс А.А. Юрлов.

Начиная с первой декады, гости выезжали на родину М.И. Глинки, в Новоспасское, для участия в торжествах, которые проводились там. Но в концертах принимали участие и местные силы. Хочу сказать, что ельнинские коллективы художественной самодеятельности всегда очень организованно проводили эти праздники. Я вспоминаю, как на первой декаде прекрасно играл на балалайке участник художественной самодеятельности ветеринарный врач Ельнинского района Каливатов Александр Владимирович. А плотник колхоза им. Глинки Фёдор Сорокин на самодельной скрипке исполнил «Камаринскую» М.И. Глинки. На этом же празднике очень хорошо выступил хор Дома культуры Ельни, солисты местной Новоспасской школы.

Обком партии, облисполком не ограничились только двумя названными постановлениями. Очередное постановление бюро обкома партии о мероприятиях по проведению музыкальных дней, посвящённых памяти М.И. Глинки, было принято 19 мая 1960 года. На бюро по этому вопросу с предложением по проведению глинковских мероприятий выступила председатель оргкомитета Дора Васильевна Богачёва. Мероприятия были все утверждены. Они включали в себя проведение в Смоленске областного смотра художественной самодеятельности, приуроченного к глинкинским дням. Второй пункт был такой: обязать горкомы, райкомы партии, городские районные Советы депутатов трудящихся обеспечить высокий идейно-художественный уровень репертуара коллективов художественной самодеятельности, отобранных на областной смотр и для участия в концертах, посвящённых памяти М.И. Глинки. С чувством благодарности я хочу вспомнить огромную работу Ельнинского, Починковского, Руднянского, Монастырщинского, Хиславичского районов, городов Ярцево, Вязьма, Рославль и Сафоново. Хочется сказать, что в Смоленске в 50–60-х годах митинги в день рождения Глинки 1 июня и возложение цветов к его памятнику, а также выступления художественных коллективов проходили при очень большой массовости участников и зрителей-смолян.

Запомнилась мне пятая Глинковская декада – не только тем, что там очень хорошо выступили коллективы художественной самодеятельности области, города. В ней приняли участие первый секретарь Союза композиторов СССР Тихон Николаевич Хренников, первый секретарь обкома партии Пётр Андреевич Абрасимов, секретарь Смоленского горкома партии Павел Георгиевич Богданов. Митинг открывала секретарь горкома по идеологии А.А. Попова. В концерте принял участие замечательный сводный хор, которым руководил Владимир Григорьевич Рощин. Украсил пятую музыкальную декаду гастролирующий тогда в Смоленске Харьковский театр оперы и балета. Торжественно, организованно прошёл пятый музыкальный праздник и в Новоспасском. У меня сохранился пригласительный билет 1962 года. Тогда в празднике музыки и песни приняли участие и приезжие коллективы из Москвы.

Председателем оргкомитета шестой музыкальной декады была я. Мне же довелось открывать и торжественный вечер памяти М.И. Глинки. Слово о Глинке в тот год произнесла музыковед, кандидат искусствоведения Инна Фёдоровна Петрова...»

Ангел-хранитель фестиваля

С 1969 года почти полвека художественным руководителем фестиваля была Жанна Григорьевна Дозорцева – лектор-музыковед Московской государственной академической филармонии, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, президент Российской ассоциации лекторов-музыковедов, член Союза композиторов России. И, конечно же, уникальный пропагандист творчества нашего великого земляка.

Смоляне и гости нашего города, без преувеличения, приходили на фестивальные концерты не только чтобы послушать замечательных исполнителей и творческие коллективы, но и, как тогда говорили, «на Дозорцеву». Ибо каждый её рассказ, предварявший концерты фестиваля, был без преувеличения шедевром и интеллекта, и вдохновения!

«Я всегда влюбляюсь в то, что делаю. Наверное, этот мой личный восторг передаётся и публике. А вообще, хороший музыковед – это соединение нескольких качеств. Прежде всего, он должен быть образован. Причём образован не просто в сфере музыки. Необходимо прекрасно знать историю, все виды искусства – абсолютно всё. Кроме того, музыковед должен уметь заставить себя слушать. То есть быть немного артистом, вживаться в тот образ, который следует донести до публики. Я, например, перед любым выступлением обязательно слушаю то произведение, о котором буду говорить, – даже если знаю его досконально. Иногда слушаю подряд несколько раз, чтобы настроиться и передать этот настрой публике», – делилась своими творческими секретами в юбилейном интервью «Смоленской газете» Жанна Григорьевна.

Она действительно была ангелом-хранителем фестиваля. И вот о чём мне подумалось: а не пора ли благодарным смолянам в том же зале областной филармонии, например, где десятки, если не сотни, раз выступала Дозорцева, установить памятную доску музыковеду, почти полвека посвятившему художественному руководству фестивалем имени М.И. Глинки, Жанне Григорьевне Дозорцевой? Уверен, это будет достойная награда человеку, очень и очень многое сделавшему для культурной жизни Смоленска и Смоленщины.

До тысячи участников!

Если же говорить о самом фестивале, то он всегда был и остаётся настоящим фейерверком выступлений выдающихся исполнителей, всемирно известных творческих коллективов, открытием новых имён и явлений современного искусства.

В отдельные годы на фестиваль приезжали до тысячи участников! Пожалуй, трудно назвать крупные коллективы страны, которые не побывали бы на фестивале имени Глинки. В 1996 году фестиваль получил наименование «Всероссийский», что существенно расширило его масштаб, а в 2011 году он получил статус международного.

Во всех Глинковских фестивалях неизменно принимали участие коллективы и солисты Смоленской областной филармонии. В числе гостей фестиваля были в разные годы композиторы Тихон Хренников, Георгий Свиридов, Юрий Шапорин; симфонический оркестр СССР под управлением Е.Ф. Светланова, Российский национальный оркестр под управлением М.В. Плетнёва, оркестр «Русская филармония» под управлением Фабио Мастранджело; Государственный академический русский хор СССР под управлением А.В. Свешникова и В.Н. Минина, Русский народный хор им. М.Е. Пятницкого, хор русской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Н.В. Кутузова; коллектив московской «Новой оперы»; Елена Образцова, Мария Биешу, Евгений Нестеренко, Александр Ведерников, Ирина Архипова, Анна Нетребко; Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Павел Коган, Денис Мацуев, Константин Лифшиц и многие, многие другие уникальные музыканты.

В 2004 году, в честь двухсотлетия со дня рождения Глинки, фестиваль длился не десять, а двенадцать дней. В нём приняли участие оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета и Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева. В Новоспасском в тот год собралось более 20 тысяч зрителей и участников фестиваля. В рамках фестиваля тогда впервые прошла международная конференция, посвящённая жизни и творчеству композитора. С той поры, благодаря Смоленскому краеведческому обществу и конкретно – огромным трудам известного нашего краеведа, исследователя творчества и родословной семьи Глинок Надежды Владимировны Деверилиной, эти научные конференции, как и фестиваль, стали традиционными.

В 2007 году смоленским областным книжным издательством «Смядынь» была выпущена книга «Летопись музыкальных фестивалей имени М.И. Глинки», посвящённая полувековой истории фестиваля. В 2017 году в издательстве «Свиток» вышла вторая часть «Летописи», подробно освещающая историю последних на тот момент десяти фестивалей. Автор-составитель этих двух подробнейших и тоже по-своему уникальных книг – сотрудник Смоленской областной универсальной библиотеки имени А.Т. Твардовского Елена Михайловна Лаврухина.

В нынешнем году в Смоленске проходит 64-й Всероссийский музыкальный фестиваль имени Михаила Ивановича Глинки. За всё время своего существования фестивальная традиция не прерывалась ни разу. Единственным исключением, как повествует всезнающая «Википедия», стал 2020 год, когда фестиваль не проводился из-за эпидемии коронавируса.

***

А закончить этот обзор уникальной культурной традиции Смоленщины, да и, пожалуй, всей России, всё-таки позвольте цитатой из юбилейного интервью Жанны Григорьевны Дозорцевой, которое было дано «Смоленской газете» в 2020 году:

«– В последнее время нередко можно услышать, что фестиваль уже не тот…

– По-моему, этому фестивалю обязательно нужен директор. Потому что плотно заниматься его программой необходимо уже с сентября – с самого начала сезона. И это должен быть человек, которого знают и уважают музыканты».

Не пора ли всё-таки прислушаться к мудрому совету-завещанию, данному ангелом-хранителем и многолетним бессменным художественным руководителем старейшего в России музыкального фестиваля имени Михаила Ивановича Глинки?

Фото: kultura.admin-smolensk.ru, Елена Белых

Игорь Красновский

Смолян приглашают на онлайн-программу к Международному дню защиты детей в Музей Победы
Смоленские школьники могут принять участие в онлайн-викторине к юбилею Петра I