Не только контроль, но и адаптация
7 мая в календаре профессиональных праздников отмечается как День работника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы России, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осуждённых от общества.
Профессиональный праздник отмечают сотрудники исправительного центра (деревня Анохово Сафоновского района), где содержатся приговорённые к принудительным работам, а также уголовно-исполнительной инспекции, в которой лица отбывают обязательные и исправительные работы, ограничение свободы, условное осуждение, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, домашний арест и целый ряд других наказаний и мер пресечения.
После условно-досрочного освобождения
В марте прошлого года, в соответствии с указом президента Российской Федерации, к имеющемуся перечню добавился ещё один пункт. Уголовно-исполнительной системе из ведения Министерства внутренних дел был передан контроль над условно-досрочно освободившимися из мест лишения свободы. Второй год сотрудники уголовно-исполнительных инспекций ведут работу с данной категорией лиц.
Решение об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания выносится судом. Оно принимается на основании материалов, характеризующих осуждённого и его поведение в период нахождения в исправительном учреждении. Конечно, раньше окончания срока оказаться на свободе могут только лица, отбывшие определённую часть лишения свободы (в зависимости от тяжести совершённого преступления), зарекомендовавшие себя положительно, погасившие исковые обязательства, стремящиеся к труду, строго соблюдающие порядок и условия отбывания лишения свободы, поддерживающие положительные социальные связи (общение с близкими и родственниками).
По вступлении в законную силу постановления суда об условно-досрочном освобождении осуждённый убывает по своему месту жительства, где и ставится на учёт уголовно-исполнительной инспекции. Продолжительность общения с сотрудниками данного учреждения у каждого своя. Она равна сроку оставшегося неотбытым лишения свободы. Основная задача уголовно-исполнительной инспекции на этот период – не просто контроль за поведением подучётного, но и способствование его скорейшей адаптации к законопослушной жизни в обществе, а также профилактическая работа по предупреждению рецидивной преступности.
Немного статистики
По признанию сотрудников, сразу известие о новой категории лиц принесло с собой определённую долю волнений, сопряжённых с неизвестностью. Во-первых, непонятны были масштабы предстоящей работы, во-вторых, не совсем ясно и то, кто же они, эти новые подопечные, и что с ними предстоит делать.
В прошлом году по учётам Смоленской уголовно-исполнительной инспекции прошло около 7 200 человек. Наибольшую долю из них, 63 процента, составили осуждённые условно. Около 16 процентов приходится на отбывавших обязательные и исправительные работы. 15 процентов – это лица, лишённые права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Порядка 6 процентов – домашний арест и ограничение свободы. Число лиц, освобождённых условно-досрочно, составило всего 4 процента от общей численности – это немногим более 300 человек.
Определённые нюансы
– Проблемы были поначалу, когда только передали нам из полиции эту категорию. Пришлось, конечно, достаточно побегать и повозиться на стадии постановки на учёт самых первых освободившихся, которые, покидая места лишения свободы, сами ещё не могли знать о предстоящем нововведении и рассчитывали на полную свободу, – рассказывает заместитель начальника уголовно-исполнительной инспекции Елена ГЛАЗАЧЕВА. – А сейчас уже трудностей здесь нет и быть не должно. Всё как и с другими категориями.
Но определённые нюансы при работе всё-таки есть. Например, вынося решение о досрочном освобождении осуждённого, суд может возложить на него определённые обязанности, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (не менять постоянного места жительства, работы, не посещать определённые места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, трудиться и так далее). Смоленская практика показала, что около 40 процентов лиц в итоге выходят на свободу абсолютно не обременёнными ни одной из них. Причём сама инспекция также не может выйти в суд с представлением о дополнении обязанностей, как предусмотрено при исполнении ряда других наказаний без изоляции от общества.
Это, конечно, определённым образом затрудняет контроль над подопечными, оставляя очень мало способов воспитательного и профилактического воздействия. Ведь освобождённые условно-досрочно могут чувствовать себя при подобных обстоятельствах более расслабленно, не осознавая в полной мере возложенной на них ответственности. Так, элементарное отсутствие обязанности не менять постоянного места жительства, по сути, развязывает подучётному руки. И здесь во многом всё зависит от личной сознательности, дисциплинированности человека, его твёрдого желания покончить с криминальным прошлым, вернуться к обычной жизни.
– Мы видим, что большая часть из них в полной мере воспринимает происходящее как освобождение, несмотря на то что какое-то время им надо находиться под контролем инспекции, то есть в определённых рамках, – делится наблюдениями Елена Глазачева, ранее занимавшая должность начальника одного из крупных филиалов инспекции города Смоленска. – Люди воспряли духом, вернулись в семьи, пытаются устроиться и начать жить заново. Конечно, многое зависит и от самого человека. Да, лица, ранее неоднократно судимые, могут проявлять себя с той позиции, что инспекция их ничему научить не может и они сами всё знают. Тогда сталкиваемся с определённым невосприятием происходящего. Но всё же это единичные случаи. Зачастую освобождённые условно-досрочно действительно заинтересованы в хорошем развитии событий и приходят в инспекцию сами, порой даже раньше получения нами документации на них.
Важна работа психологов
Отдельную работу с подучётными проводят психологи учреждения:
– Конечно, для нас это новая работа, и многому ещё предстоит научиться. Что лица, освобождённые условно-досрочно, отличаются от остальных – сомнений не вызывает, – высказывает своё мнение старший психолог уголовно-исполнительной инспекции Татьяна ДАНИЛЮК. – Читается это как на внешнем, так и на внутреннем уровнях. Потому что остальные категории подучётных не вырваны из своих привычных условий. А освободившиеся, получается, вырваны дважды. Для них меняются условия жизни, привычки. Первый раз – когда оказались в местах лишения свободы, второй – когда оттуда вышли. Всё это – двойной стресс для человека. Плюс ко всему отдельной напряжённой ситуацией является само отбывание лишения свободы. А теперь они вроде как и вольные люди, но всё же должны соблюдать определённые условия, обязательства. Происходит некий разрыв шаблона – меня освободили, но я не свободен. И тут должен пройти определённый адаптационный период. У каждого он по продолжительности свой. Для меня как психолога важно успеть за отведённый срок определить уровень стресса человека, а также жизненные события, влияющие на его глубину, и попытаться помочь в адаптации. Часто представители данной категории лиц первоначально приходят к нам молчаливыми, замкнутыми, насторожёнными, закрытыми, недоверчивыми, чего мы не замечаем у других подопечных. Особенно тяжело с теми, кто судим неоднократно, у кого нет на свободе полезных социальных связей. Именно они, как правило, пытаются видеть в сотрудниках инспекции врагов, которые им не дают свободно жить, пытаются ограничивать. Однако к концу срока обычно видим разницу – напряжённость снимается.
Кропотливый труд
В этом году учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказания, не связанные с изоляцией осуждённых от общества, – 103 года. Более века их сотрудники работают с нарушителями, которым был дан шанс измениться в лучшую сторону без отрыва от своей привычной повседневной жизни. Так, кропотливым ежедневным трудом, не видимым на первый взгляд широкой общественности, уголовно-исполнительные инспекции уверенно стоят на страже правопорядка, с готовностью адаптируясь ко всем новым веяниям и стойко справляясь с трудностями.
КСТАТИ
В состав Уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Смоленской области входят 10 межмуниципальных филиалов, 2 филиала, отдел исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера.
Сотрудники ведут работу в каждом районе города Смоленска и области. Штат – 91 человек. Из них: начальник инспекции, начальники филиалов (и их заместители) – 28 человек; инспекторы и старшие инспекторы – 53 человека; психологи – 3 человека.
Примерно 73 процента всех сотрудников – женщины.
Фото: пресс-служба УФСИН
Татьяна МАКЕЕНКОВА