Произведение смоленских авторов прозвучало в Москве
Литературно-музыкальная композиция «Город над рекою» впервые прозвучала в Смоленске в конце прошлого года. Уже на премьере и слушателям, и исполнителям стало понятно, что они присутствуют при рождении чего-то действительно значительного, что достойно стать визитной карточкой города. И премьера произведения на столичной сцене только укрепила эти ощущения…
Речь идёт о ежегодном фестивале-конкурсе современной музыки для русского народного оркестра «Музыка России», который проходил в Российской академии музыки имени Гнесиных в девятнадцатый раз. Смоленский русский народный оркестр имени В.П. Дубровского под управлением Игоря Каждана стал его участником во второй раз.
Вначале планировалось, что оркестр исполнит произведения московских композиторов. Однако после блистательной премьеры «Города над рекою» на сцене Смоленской филармонии Игорь Каждан принял решение везти на фестиваль именно этот проект – большое симфоническое произведение, написанное смоленским композитором Владимиром Сухоруковым на слова смоленского поэта Дмитрия Петроченкова.
– На нашем выступлении было много композиторов – современных классиков, – говорит журналист Евгений САМОЕДОВ, автор идеи написания музыки к поэме. – И они очень высоко оценили это выступление. Как сказал художественный руководитель фестиваля Владимир Шкуровский, смолянам удалось заворожить публику. Не скажу, что людей в зале было много – к сожалению, народные оркестры не пользуются большим вниманием публики. Хотя именно в их творчестве сейчас всё самое новое и происходит.
Высокую оценку выступление смолян получило и у столичных рецензентов. В частности, в одной из таких рецензий сказано: «В сочинении крепки связи с русско-советским кантатно-ораториальным творчеством. Так и ждёшь, что вот-вот запоёт невидимый хор или хотя бы артисты оркестра. Не говоря о том, что звучание струнных порой напоминало «по-андреевски» пение хора закрытым ртом издалека… Под стать колористике стиха – многоассоциативный язык композиции. При всей его оригинальности тут недвусмысленны отсылки к творчеству и Прокофьева с его трактовкой русского средневековья, и Бородина с его богатырской тематикой и русским ориентализмом, и Мусоргского с его картинной образностью и шляхетской темой, и Свиридова с его не есенинской Русью, а пушкинской Россией… Под конец пятидесятиминутного отделения уже можно было забыть, что находишься на фестивале. Смоляне полностью захватили воображение, эмоции и мысли. Думается, что это сочинение, рождённое на смоленской земле, станет заметным вкладом не только в литературу для русского народного оркестра, но и в русскую музыку в целом».
Фото: admin-smolensk.ru
Ольга СНЕЖКО