Лица с пожелтевших портретов
Увидела свет уникальная книга об истории смоленской фотографии. Событие для региона без преувеличения важное – это первое исследование подобного рода. «Фотографы Смоленщины 1858-1918 гг. Творчество. Биографический справочник» написали известные в области люди: Юрий Балбышкин и Леонид Степченков. Историки, коллекционеры, краеведы, увлечённые люди.В книге свыше тысячи иллюстраций, и ни одна не оставит равнодушным. Хочется вглядываться в лица смолян на фото, выполненных настоящими мастерами фотодела. Исследований данной тематики что во времена СССР, что сейчас в СНГ очень мало, а подобных альбомных изданий лет за 60-70 было не больше шести.
Люди и цифры
– Книга рассказывает о становлении и развитии фотодела на Смоленщине, – рассказывает Леонид Степченков. – С первого документально подтверждённого упоминания о деятельности фотографа Павла Щекотова в 1858 году по 1918-й.
За этот период на Смоленщине действовали 119 фотоателье, не менее 21 фотографа-любителя, не менее 7 профессиональных фотографов общероссийского масштаба. Основная часть книги посвящена биографиям фотографов и их творчеству.
– В процессе работы мы обращались не только к коллекционерам, но и к обычным смолянам, которые любезно предоставляли в наше пользование свои архивы. Спасибо им огромное, как и редактору книги Николаю Илькевичу, дизайнеру Лике Долидзе, – говорит Юрий Балбышкин.
10 лет работы
– В аннотации указано, что на создание книги ушло 10 лет, а на самом деле даже больше, – признаётся Леонид Леонидович. – 10 лет – это активный этап работы, а ему предшествовал этап коллекционирования.
Моя первая выставка дореволюционных открыток состоялась в 1998 году. До этого я собирал и изучал материал. Видовая открытка и фотография являются неотъемлемыми составляющими. Развитие фототехники позволило появиться открытке, многие фотографы выпускали почтовые карточки. И одновременно популярность открытки позволила появиться такому виду карточек, как фотография с открыточной оборотной стороной. Большая работа проведена по атрибутированию фотографий, вошедших в альбом.
Вот есть там снимок военного. Надо было звание указать, род войск, полк, награды. Здесь спасибо хочу сказать Олегу Бабарину, который хорошо знаком с военной тематикой и помог в подписях к большому числу фотографий.
– Познакомились мы с Леонидом Степченковым на основе общих интересов: коллекционировании открыток, старых фотографий, – рассказывает Юрий Алексеевич. – Это не первая наша совместная работа.
До этого сделали первый выпуск «Смоленских меморий», посвящённый некрологам и извещениям о смерти. Мы будем и дальше заниматься этой работой, которая приостановилась из-за выпуска альбома. А вообще, считаю и альбом, и «мемории» взаимодополняющими друг друга. Это всё посвящено малоизвестным, в большинстве случаев забытым людям, обывателям, т.е. нам с вами, конца XIX – начала XX веков. В создании фотоальбома мы преследовали две цели: дать представление о фотоделе той эпохи и показать портрет смолянина.
Большое количество иллюстраций позволяет увидеть облик людей, одежду того времени, причёски, представить взаимоотношения между людьми. И, конечно, фотографии сближают нас с предками, представителями разных сословий и классов – дворянами, купцами, священнослужителями, служащими, рабочими, крестьянами.
Автомобильные гонки в честь императора
– Рассказать об этой большой книге-альбоме трудно, – считает Леонид Леонидович, – но хочу обратить внимание на интереснейшие серии фотографий: смоленская община сестёр милосердия Красного Креста (1902 год); автомобильные гонки на приз императора Николая II 1910 года, проходившие через Рославль; альбомы «Смоленская вторая женская гимназия» (34 фото), «Смоленское Александровское реальное училище» (24 фото). Есть просто уникальные единичные фото: капитана II ранга, командира броненосца «Ослябь» Владимира Осиповича Бера, последнего смоленского городского головы Бориса Петровича Рачинского. А каков снимок, на котором изображён смоленский губернский архитектор Николай Иванович Червинский. Фото датировано 1864-1866 годами. Это первая известная работа смоленского фотохудожника Альфонса Леопольдовича Дельпаце, уникального мастера, единственного, который работал под надзором полиции за знакомство с лицами, принадлежащими к минской революционной организации. Я работал над книгой с особой любовью: мне нравятся фотопортреты смолян, казалось бы, далёкого от нас времени.
Прекрасные, интеллектуальные лица, нельзя не влюбиться в них, потому что выполнены фото настоящими мастерами, художниками.
КСТАТИ
Скоро выйдет фотоальбом, подготовленный Смоленской областной организацией Союза фотохудожников России «Антология смоленской фотографии». В нём рассказывается о возрождении и развитии фотодела с 60-х годов прошлого столетия до наших дней, когда профессия фотографа приобрела статус художника, а у фотографий появился автор.