Город, которого нет
В Культурно-выставочном центре имени Тенишевых открылась выставка «Смоленск сквозь столетия». В экспозиции представлено около 90 фотографий с историческими видами города и подлинные артефакты, дополняющие их…
История в фотографиях
Стоит отметить, что это уже третья выставка, организованная краеведом, историком и коллекционером Игорем ТРАПЕЗНИКОВЫМ в КВЦ. Как третья серия большого исторического проекта, позволяющего увидеть город, которого давно нет. Потому что каждая экспозиция, объединённая с другими названием и общей темой, по-своему уникальна.
– Эта выставка отличается от предыдущих прежде всего тем, что здесь в витринах много интересных артефактов, непосредственно связанных с той или иной подборкой фотографий, – говорит Игорь Трапезников. – Кроме того, изучение истории Смоленска не стоит на месте, постоянно открываются какие-то новые факты. Поэтому даже по тем же фотографиям слагаются уже немного другие повествования.
Интересно, что порой новые факты, открытые историками и краеведами, давая ответы на одни вопросы, тут же задают новые. И таких загадок в экспозиции выставки очень много.
Взять, к примеру, камень с непонятной надписью «КАБОГРАЛЛО». Легенд и гипотез на эту тему множество, а вот реальных доказательств, подтверждающих хотя бы одну из них, пока не найдено. В экспозиции есть фото с дореволюционной открытки, подписанной фразой «Здесь сидел французский шпион Кабог Ралло», однако никаких фактов о существовании человека с таким необычным даже для иностранца именем нет.
– Эта фраза из разряда вымышленных историй, которые тиражировались на открытках, чтобы создать некую тайну вокруг открытого в 1874 году предпринимателем Лавреновичем по распоряжению губернатора Лопатина городского сада, – считает Игорь Трапезников. – Это делалось для привлечения посетителей, поскольку вход на его территорию в то время был платный. Так, в числе других именитых узников казематов Королевского бастиона назывались Василий Кочубей и Иван Искра, писавшие доносы на гетмана Мазепу, но это тоже не более чем вымысел.
Кстати, камень с «КАБОГРАЛЛО», входивший в основание некоего арт-объекта, был весьма популярен не только у профессиональных фотографов, снимавших виды для открыток, но и у посетителей Лопатинского сада. Около него очень любили фотографироваться.
Приезд графа Ф.
Один из самых загадочных экспонатов выставки – медаль с профилем некого графа Фалкен-Штейна. На ней дата – 1 июля 1780 года.
– Эту медаль я нашёл случайно на одном из аукционов, – рассказывает Игорь Трапезников. – Мне стало интересно узнать, кто такой этот загадочный граф Фалкен-Штейн и как он связан со Смоленском. Оказалось, что под этим именем скрывался австрийский император Иосиф II – большой любитель путешествовать инкогнито. В Смоленске он побывал в июне 1780 года вместе с нашей императрицей Екатериной Великой.
Если вкратце, история следующая. Оба монарха встретились в Могилёве в мае 1780 года и вместе отправились в Смоленск. Здесь их ожидала весьма торжественная встреча, описание которой есть у смоленского историка Никифора Мурзакевича: «Близ каменных соляных амбаров поставлены были Триумфальные ворота… на воротах играла музыка, оттуда до Молоховских ворот стояли с одной стороны купцы и мещане, а с другой полевых два полка, от Молоховских ворот до собора в два ряда стояли женщины и девицы в смоленских нарядах…»
В Смоленске Их Величества пробыли три дня, не раз прогуливаясь в окрестностях царского дворца. Екатерине не понравились грязь и хижины, которые явно не гармонировали с её местной резиденцией и огромным садом при ней. И государыня распорядилась перевести все обывательские дома за крепость, а на их месте устроить плац-парадную площадь в окружении корпусов для присутственных мест и жительства начальственных лиц.
Из Смоленска Екатерина уехала в Петербург, а Иосиф в Москву. Впрочем, в конце июня они опять встретились – уже в столице империи. И там 1 июля государыня приглашает гостя в Петропавловскую крепость, где на Монетном дворе при нём отливают памятную медаль, которая и представлена в экспозиции выставки.
«Русская старина»
В той же витрине – памятная медаль, которая была выпущена в 1911 году в Париже по случаю передачи М.К. Тенишевой коллекции музея «Русская старина» в дар Смоленску. Рядом – серия фотографий, по которым можно проследить историю застройки участка, которым когда-то владела Е.К. Святополк-Четвертинская. На самой ранней из них можно увидеть двухэтажный деревянный домик, где Тенишева открыла первую рисовальную школу для детей. Позже на этом месте будет построено здание музея «Русская старина».
На следующей фотографии – музей «Русская старина» и дом Святополк-Четвертинской. А дальше – до сих пор сохранившееся здание вечерней школы, которое в то время было обычным жилым домом. Позже подруга Тенишевой отдаёт свой дом под снос, чтобы на его месте построили археологический институт.
На фото рядом здание института уже построено и даже видна надпись на вывеске «Открыт в 1910 году». А через год при юридическом посредничестве этого института смоляне получат в дар коллекцию Тенишевой.
Ниже в витрине – дореволюционные открытки с внутренними видами «Русской старины». На одной из них у самого здания музея можно разглядеть двух дам: Марию Клавдиевну Тенишеву и Екатерину Константиновну Святополк-Четвертинскую.
Неожиданный поворот
Отдельная витрина на выставке посвящена Михаилу Ивановичу Глинке. Здесь памятная медаль, выпущенная в честь открытия памятника композитору в Смоленске 20 мая 1885 года, а также различные издания партитур его произведений. В основном дореволюционные, и только одно 1931 года.
Интересно, что до революции ноты романсов печатались не только отдельными тетрадями, но и в виде почтовых открыток, одна из которых представлена в экспозиции. Здесь же настоящий раритет – великолепное издание партитуры оперы «Руслан и Людмила» в оформлении художника Ивана Билибина.
– А вот две фотографии с изображением памятника композитору, на которых хорошо видно, что вначале надпись «Глинка» на ограде размещалась с лицевой стороны, а потом почему-то была повёрнута на 180 градусов. В каком году это было сделано и в связи с чем – до сих пор остаётся загадкой.
Кино и немцы
Несколько фотографий посвящены зданию хоральной синагоги, построенной в начале прошлого века на Кадетской улице. В них – иллюстрация ко многим событиям дореволюционной и новой России.
На первом по времени снимке – синагога ещё строится. Здание в мавританском стиле пока в лесах, но уже с куполами. Правда, вскоре после завершения строительства вышел указ, по которому купола могли иметь только православные храмы, так что на всех остальных фотографиях синагога уже без них.
– Вот замечательная фотография – я её просто обожаю, – признаётся Игорь Трапезников. – На ней много интересного можно найти – например, несколько улиц, которых уже нет. Но прежде всего возникает несколько вопросов, касающихся синагоги. Очевидно, что эта фотография была сделана ещё до 1910 года, поскольку на месте археологического института, который был открыт в этом году, ещё стоит дом Святополк-Четвертинской. И при этом синагога почти достроена. А между тем автором её проекта считается архитектор Николай Запутряев, который приехал в Смоленск опять же только в 1910 году. То есть непонятно: или Запутряев занимался этим проектом задолго до своего приезда сюда, или автор проекта кто-то другой.
После Октябрьской революции религиозные учреждения национализируют и перепрофилируют. Не миновала эта участь и хоральную синагогу в Смоленске. В год пятнадцатой годовщины революции в этом здании открывают кинотеатр, который в таком же качестве работал и во время оккупации – только фильмы там крутились уже другие. Например, мюзикл «Фрау Луна», как видно на фотографии, представленной на выставке.
Во время войны здание было сильно разрушено, и то, что было построено позже, мавританский стиль утратило полностью. Сейчас в этом здании – Смоленский колледж телекоммуникаций…
Выставка «Смоленск сквозь столетия» будет работать до 27 февраля.
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова