«Смоленску быть за каменной стеной…»
В Смоленской областной филармонии состоялась премьера новой литературно-музыкальной программы «Город над рекою». Проект во всех отношениях получился смоленским…
Город-герой
То, что в вечер премьеры происходило в концертном зале имени М.И. Глинки, было просто невероятным по силе эмоций. В этом проекте совпало всё: тема, близкая каждому смолянину, яркие образы и невероятная мелодичность текста поэмы Дмитрия Петроченкова, берущая за душу музыка Владимира Сухорукова и великолепное исполнительское мастерство Евгения Самоедова и русского народного оркестра имени В.П. Дубровского под управлением Игоря Каждана. В результате – полное ощущение, что на наших глазах родилось что-то большое по значимости и в то же время очень доступное по восприятию.
– Я сегодня испытала настоящее потрясение, которое бывает на большом концерте с великими музыкантами и великой музыкой, – признаётся музыковед Татьяна ВАСИЛЬЕВА. – Сам эмоциональный посыл артистов: оркестра, дирижёра, чтеца – был настолько сильным, что захватывал зал полностью. По крайней мере, я на эту эмоцию поддалась. Затрагивает уже сама тема – тема героической истории Смоленска, которая является частью истории Великой Руси. И это заставляет нас всех подумать: где мы сейчас находимся, куда идём, о каком будущем мечтаем. А когда произведение искусства рождает такие мысли, оно настоящее.
Сопричастные этой подлинности слушатели восприняли новое произведение с нескрываемым восторгом. Несмолкающие аплодисменты привели к тому, что финальная часть программы была исполнена на бис. И снова зал замер, зачарованный гармонией музыки и слов, пока не прозвучало заключительное «и верится, что будет так всегда: река и город – город над рекою!».
– Я впервые слышал свои стихи со стороны и с музыкальным наполнением, – говорит автор поэмы «Город над рекою» Дмитрий ПЕТРОЧЕНКОВ. – Это было необычно. Я как сжатая пружина сидел – будто на экзамене. С ощущением, что за спиной люди, и непонятно, что они чувствуют, как воспримут то, что получилось. Сейчас эмоции захлестнули – это надо пережить. Возможно, послушать ещё раз – уже спокойно, в записи…
Вначале было слово
У этого проекта – довольно интересная предыстория. И, как водится, вначале было слово. В данном случае – поэма Дмитрия Петроченкова, вдохновлённого историей строительства Смоленской крепости и героизмом смолян, вставших на защиту города, осаждённого поляками.
– Когда живёшь в Смоленске, трудно не думать о событиях того времени, – поясняет Дмитрий Петроченков. – Мы с детства знаем, какую огромную роль сыграл наш город в сохранении Российского государства. И идея написать об этом зрела в моей голове много лет. К тому же такие вещи не пишутся в один момент – у меня на это ушло около двух лет. И даже мысли не было, что когда-нибудь моё произведение прозвучит со сцены и станет частью такого масштабного проекта.
Идея добавить к стихам музыку и сделать это по-настоящему смоленским проектом принадлежит журналисту Евгению САМОЕДОВУ, который, прочитав поэму, был искренне восхищён. Он же и попытался, читая эти стихи знакомым, найти единомышленников для её воплощения.
– Мы с Дмитрием познакомились лет десять назад, и он подарил мне свою книгу, – рассказывает Евгений Самоедов. – Поэма поразила меня своей мелодичностью – там буквально в каждом слове музыка. А патриотизм, которым она проникнута, вообще отдельная история. Я смолянин в четвёртом поколении, и для меня этот город – не просто название, я его искренне люблю. Мы ходим по его улочкам, даже не задумываясь, насколько масштабные исторические события происходили здесь. Город буквально наполнен историей и питает ею всех своих жителей. И этот дух, который звучит в поэме, в нас тоже есть.
Первоначально музыка представлялась как иллюстрация к тексту. И рассматривался вариант использования ранее написанного материала, который уже есть в репертуаре оркестра. Однако Владимира Сухорукова поэма вдохновила на написание абсолютно нового произведения – «созвучного той великой цели, которая заложена в самой поэме».
– Музыка Владимира Сухорукова не самая лёгкая для восприятия, но я люблю этого композитора, – продолжает Евгений Самоедов. – Я считаю его одним из ярких современных мастеров, пишущих серьёзную музыку. У него много интересных произведений, среди которых и музыкальные иллюстрации – например, к французскому кино. Поэтому я и показал ему поэму, которая так его вдохновила.
– Владимир Сухоруков отказывался работать на заказ, если тема не была ему близка, – дополняет Татьяна Васильева. – И его практически невозможно было уговорить, даже если это сулило какой-то материальный доход. Если тема не находила отклика в его душе, он не писал ни музыку, ни картины. Но если творческий импульс, предложенный кем-то, оказывался близок его внутреннему миру, то вспыхивала та самая искра, которую называют божественным вдохновением.
Работа над музыкой не была быстрой – порой свои коррективы в график вносили какие-то жизненные обстоятельства. Первоначальные наброски были сделаны в 2017 году, но вплотную к работе над партитурой композитор приступил только через два года. В 2020-м произведение было закончено, но из-за пандемии премьера была назначена только на декабрь 2021-го.
– Он очень радовался, приехав после отпуска на первую репетицию оркестра, – вспоминает Татьяна Васильева. – Был воодушевлён тем, что произведение уже в руках музыкантов и они прекрасно его исполняют. Он буквально летал на крыльях. Кто ж знал, что жить ему оставалось меньше десяти дней…
Духовное завещание
Владимир Сухоруков ушёл из жизни 10 сентября, когда до премьеры его последнего законченного произведения оставалось всего несколько месяцев. Поэтому для вдовы композитора Татьяны Васильевой всё происходящее в тот вечер в концертном зале имени Глинки – глубоко личная история.
– Для меня радость от премьеры произведения, посвящённого родному городу, дополнена оттенком глубокой скорби и печали, – признаётся Татьяна Васильева. – Наверное, трудно представить, что человек, который очень хотел жить и радовался в предвкушении премьеры, создал в этом произведении и реквием самому себе. Что молитва о тех, кто ушёл из жизни, защищая Смоленск, может восприниматься ещё более широко и более предметно. Вообще, два последних номера – «Молитва» и «Город-герой» – это просто какое-то духовное завещание. Они настолько сильны с музыкальной и человеческой точки зрения, что их можно исполнять как отдельные произведения, но обязательно с текстом, чтобы было понятно, о чём это.
Владимир Сухоруков в Смоленске в особом представлении не нуждается – любители музыки прекрасно знакомы с его творчеством. Он родился здесь, окончил музыкальную школу имени М.И. Глинки по классу баяна, потом с отличием музыкальное училище. И снова вернулся сюда после учёбы в Петрозаводской консерватории и службы в армии. Так что большая часть его творческой жизни связана именно со Смоленском.
– Он был очень скромным: в манере общения, немногословности, даже во внешнем облике, в одежде, – вспоминает Татьяна Васильева. – И порой было трудно представить, что этот застенчивый человек носит в себе такой огромный творческий потенциал. А ведь он автор восемнадцати симфоний, двух кантат, двух симфониетт. Им написаны пятнадцать сюит для различных инструментов и ансамблей, десять инструментальных сонат, целый ряд концертов для виолончели, скрипки, альта, фортепиано. И это только произведения крупных форм. А есть ещё огромное количество сочинений самых разных жанров. И за всем этим разнообразием стоит непреклонность его творческой натуры.
Не все произведения Владимира Сухорукова звучали в родном Смоленске. Но когда это случалось, композитор, по словам Татьяны Васильевой, с особым трепетом относился к их исполнителям и активно приветствовал то, что называется сотворчеством. Ему нравилось, когда музыканты работали с партитурой, чтобы музыка звучала ярче.
Премьерное исполнение «Города над рекою» – пример такого талантливого сотворчества. Художественный руководитель и главный дирижёр Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского Игорь КАЖДАН сделал свой вариант партитуры.
– Я ничего принципиально не менял, – замечает Игорь Каждан. – Тематика, полифония – всё авторское. Я просто немного украсил партитуру тембрами. Добавил гусли, гобой. Словом, сделал так, чтобы это было интереснее по звуку. Я доволен тем, что получилось. Более того – уверен, что мы должны записать это произведение в студии. И популяризировать его. Это же своеобразная визитная карточка Смоленска – такого больше ни у кого нет.
Литературно-музыкальная программа «Город над рекою» звучит как объяснение в любви Смоленску. Любви, которой наполнены каждая строчка поэмы, каждая музыкальная тема. Любви, с которой это произведение звучало в исполнении чтеца Евгения Самоедова и оркестра Дубровского под управлением Игоря Каждана. Любви, которая так необходима этому городу…
Личное мнение
Татьяна ВАСИЛЬЕВА, музыковед Московской государственной академической филармонии:
– Я хорошо знаю любимых композиторов своего мужа – тех, кто был для него ориентиром в современной музыке. И то, что в последнем номере так ярко прозвучала свиридовская нотка, – эта эпичность, восхищение родным краем, очень русская по своему духу музыка меня просто захватила. Потому что порой у современных композиторов сложная технология уводит от ясности мысли, из-за чего бывает трудно добраться до сложной идеи. А здесь всё понятно, несмотря на то что музыка ярко, остро современная. Но она настолько сильно пронзает, что не важно, какого уровня подготовка у слушателя, – она идёт сразу от сердца к сердцу…
Фото: с картины Анатолия Булдакова «Смоленск Великокняжеский»
Ольга Суркова