Инесса и Рашид Азбухановы: игра в четыре руки
«Игра в четыре руки» – своеобразный автопортрет художников, чьё творчество рождается из постоянного диалога. Диалога глубокого, эмоционального, порой даже жёсткого, в результате чего и появляются на свет загадочные работы-послания, в которых авторы говорят со зрителем языком символов…
Современное искусство
Выставка «Живое дерево Инессы и Рашида Азбухановых» открылась в Художественной галерее Смоленского музея-заповедника. В экспозиции представлены два направления творчества художников: резная икона и рельефные панно в стиле метасимволизма.
– Художественная галерея всегда держит планку и показывает только то, что действительно достойно остаться в истории, – подчеркнула на открытии выставки и. о. директора Смоленского музея-заповедника Тамара ОРЛОВА. – И творчество Инессы и Рашида Азбухановых как раз вписывается в эти рамки. Их произведения – это свой взгляд на реалии современности, творческое переосмысление отношения к материалу, цвету, технике, в которой они работают. Думаю, для многих будет приятным открытием, как органично работы художников вписались в многовековую историю, которую мы храним и показываем в зале древнерусского искусства, хотя мы имеем дело с сегодняшним прочтением святых образов.
Заслуженные художники России Инесса и Рашид АЗБУХАНОВЫ живут в подмосковном Дмитрове. Оба выпускники Абрамцевского художественно-промышленного училища имени В.М. Васнецова, почётные члены Российской академии художеств. В 2013 году стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации в области культуры за проект «Возрождение резной иконы».
Собственно, с иконы всё и началось. Более тридцати лет авторы занимаются рельефной иконой на дереве, взяв за основу традиции византийского искусства.
– Это необычное искусство, информацию о котором мы собирали по крупицам в различных музеях, – поясняет Инесса Азбуханова. – Икону ведь нельзя сделать, просто захотев, – она должна сложиться. Это ведь целая энциклопедия, открывающаяся только при определённом настрое. Работа с иконой очень дисциплинирует, поскольку даёт тебе ограничение и свободу одновременно. Тем более что мы как художники двадцать первого века должны показать современные образы, не копируя произведения прошлых веков.
Языком символов
Экспозиция выставки «Живое дерево Инессы и Рашида Азбухановых» начинается с зала древнерусского искусства, где работы художников гармонично соседствуют с экспонатами музея.
– Здесь двенадцать икон, которые дают представление о нашем творчестве, – говорит Инесса Азбуханова. – Мы не знали, как музей примет наши работы, потому что создание экспозиции в заданном пространстве – живой процесс. Но произошло настоящее чудо! Ведь очень важно – здесь уже мистика включается, – когда работам нравится место, где они находятся.
А дальше – резные панно в стиле, который искусствоведы назвали метасимволизмом. Он тоже родился из иконы, которая априори не обходится без символов.
– В наших иконах, взяв за основу византийское искусство, мы дополнили его народным творчеством, – объясняет Рашид Азбуханов. – А потом решили пойти дальше и, используя только символы, воплощать свои идеи в простой геометрической резьбе. Так родился метасимволизм – философия элементарных символов, из которых состоит всё во Вселенной.
– Рашид говорит, что ему стало тесно в иконе, – дополняет Инесса Азбуханова. – Но именно она позволила нам выйти на новый уровень – работать с символами. И это символы с духовной высотой. Здесь нет абстракции, которая предполагает красоту ради красоты, – всё очень чётко и конкретно.
Темы, которые поднимают художники в своём творчестве, из разряда вечных: природные явления, сотворение мира, смена времён года, трудности выбора. Много работ связано с впечатлениями от путешествий в разные города и страны. Сабантуй в Казани, танец дервишей в Турции, мираж в Египте, ярмарки в Москве…
– Любой человек привозит из путешествий свои впечатления, – говорит Инесса Азбуханова. – Просто мы показываем их в виде символов и ассоциаций. Убирая конкретные образы, оставляем собственные эмоции, ощущения и мысли. Наша палитра – геометрия: линия, круг, квадрат, треугольник… Интересно, что такой зашифрованный набор элементов оказался даже понятнее зрителю, чем икона. У нас был опыт, когда незрячие люди читали наши работы руками, и одна женщина вдруг воскликнула: «Я нашла зелёного бога в дереве!»
Живое дерево
По признанию самих художников, дерево для них – как холст для живописца. Первым с ним начинает работать Рашид: обрабатывает и сушит по особой технологии, которую применяли иконописцы прошлого. Он же вырезает рельеф, а Инесса расписывает, используя исключительно природные пигменты. Эскизы же для своих работ художники делают вместе.
– Дерево – особый материал, оно живое, – считает Инесса Азбуханова. – И это ощущение от работы с ним не сравнить ни с чем. Поэтому мы относимся к нему с некоторым пиететом.
– У каждой породы свой цвет, плотность, вибрация, – дополняет Рашид Азбуханов. – Я люблю работать с липой. Она плотная, вязкая, как пластилин, – из неё можно вылепить всё что угодно. Но самый лучший материал – кедр. Он примерно такой же по пластике, но настолько душевный, такой эластичный, так хорошо пахнет. И, что для меня очень важно, не даёт мне зарываться в мелочах.
Часто сама работа диктует выбор дерева. Но бывает и так, что образ рождается из материала – как будто уже был там, и художнику оставалось только почувствовать и сделать его осязаемым…
Кстати, выставка «Живое дерево Инессы и Рашида Азбухановых» – двадцатая из устроенных в музеях. И Художественная галерея в Смоленске – в одном ряду с ведущими музеями Москвы, Санкт-Петербурга, Швейцарии, Франции, Германии и даже Ватикана.
– Наша выставка в Смоленске – часть большого проекта, посвящённого российским меценатам, – говорит Инесса Азбуханова. – Это наш пиетет в адрес княгини Тенишевой. Мы невероятно счастливы, что приехали в Смоленск и можем выразить нашу благодарность Марии Клавдиевне, которая много сделала для возрождения народного творчества и работала с выдающимися художниками.
Выставка «Живое дерево Инессы и Рашида Азбухановых» будет работать в Художественной галерее до конца февраля.
Личное мнение
Валерий РЯБОКОНЬ, руководитель отдела культуры Смоленской митрополии:
– Икона, как её определяют практически все иконописцы и отцы Церкви, есть окно в духовный мир. И настоящие мастера иконописи, которые были в основном монахами, действительно смогли показать то, что выходит за рамки материального, за пределы доски и красок. Продолжать их дело, да ещё в таком сложном направлении, – очень непросто. Однако работы Азбухановых вызвали у меня именно те чувства и эмоции, которые возникают при взгляде на икону.
Что же касается второго направления творчества авторов, то это высокодуховные и философские изображения. Их можно долго рассматривать, что действительно доставляет внутреннюю духовную радость и наслаждение. Мне кажется, что художники здесь как со-Творцы, на правильном пути, потому что настоящее искусство должно раскрывать замысел Бога, доносить до людей многообразие красоты мира, который Он создал…
Анисия АЗБУХАНОВА, архитектор, дочь художников:
– Я родилась и выросла в этом искусстве. И чуть ли не до школы думала, что в мире есть только три профессии: воспитатель (потому что ходила в детский сад), врач (потому что бабушка – врач) и художник (потому что все вокруг были художниками). И это было настолько органично, что я выбрала профессию архитектора, которая тоже связана с искусством. Благодаря родителям я всегда жила внутри этой эстетики, неизменными составляющими которой были красота, энергия, гармония и вкус.
Конечно, быть дочерью художников сложно, потому что произведения – те же дети, и они рождаются в спорах, в эмоциональном всплеске. За этим всегда очень интересно наблюдать. Во время пандемии мне довелось четыре месяца пробыть дома и ещё раз взглянуть на творческое взаимодействие родителей, рождение их произведений. Честно говоря, это был такой искренне приятный шок. Потому что в детстве всё воспринимаешь как данность, не раскладывая и не анализируя. А сейчас я понимаю, что мне действительно повезло: у меня очень крутые родители, просто потрясающие художники…
Фото: Смоленский музей-заповедник
Ольга Суркова