Культура

Па-де-де Ирины Джавровой

4 сентября 2009 года в 15:25
В августе исполнилось 90 лет со дня рождения заслуженного работника культуры РСФСР Ирины Джавровой. Ирина Константиновна родилась 10 августа 1919 года в Петрограде в семье служащих. В 1927 году восьмилетняя Ирина поступила в детскую балетную школу при Ленинградском хореографическом училище на ул. Зодчего Росси, руководила которым легендарная Агриппина Ваганова. Это учебное заведение было основано ещё в 1738 году императрицей Анной Иоанновной как танцевальная школа Ланде (по имени первого педагога – французского танцмейстера Жана Батиста Ланде). Впоследствии танцевальная школа переросла в Императорское петербургское хореографическое училище. В своё время здесь преподавали Петипа, Иогансон, Фокин и другие выдающиеся деятели балета. Среди выпускников училища такие знаменитости, как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Джордж Баланчин, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Юрий Григорович, Вахтанг Чабукиани, Касьян Голейзовский, Алла Шелест, Рудольф Нуреев, Ирина Колпакова, Михаил Барышников и многие-многие другие. Об уровне Ленинградского хореографического училища (ныне это Санкт-Петербургская хореографическая академия им. А.Я. Вагановой. – Прим. авт.) свидетельствует и тот факт, что с 1995 года оно входит в Государственный свод объектов особо ценного культурного наследия.
Вот в такое учебное заведение, преодолев серьёзный конкурс, поступила первоклассница Джаврова. Как спустя многие годы она вспоминала, порядки в училище были суровые: строжайшая дисциплина, французский язык и другие предметы общеобразовательного цикла, а также этикет, диета и бесконечные – с утра до вечера – экзерсисы в танцевальном классе.
В балетной школе Ирина Джаврова познакомилась с будущей блистательной солисткой Мариинки (Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова) Аллой Шелест. Алла Яковлевна - первая советская балерина, приглашённая с концертной программой в Лондон. Она была непревзойдённой исполнительницей многих ролей классического репертуара.
Джаврова и Шелест занимались в одном классе и были неразлучны. По окончании школы обе были приняты в училище. Однако Ирине окончить полный курс не пришлось. Её отец был репрессирован, и семья вынуждена была из Ленинграда переехать в Воронеж. Балетная школа и училище, занятия искусством классического танца под руководством Вагановой остались в прошлом. Ирина поступила в Воронежский мединститут, окончив который во время войны (в 1943 г.), работала в военном госпитале.
Однако дружбе с Аллой Шелест не помешали ни разлука, ни война, ни разного рода неожиданности, которые часто происходят в жизни. Летом 1993 года Алла Яковлевна с мужем навестила любимую подругу в Смоленске. К слову, знаменитая балерина родилась в Смоленске, правда, вскоре после рождения в совсем ещё младенческом возрасте родители увезли её в Питер. А Ирина Джаврова сразу после войны переезжает в Смоленск, куда получил направление её муж, военный хирург. Работы нет. К тому же у неё крошечная дочь. Но надо знать неуёмную натуру Ирины Константиновны! Основное её жизненное призвание – заражать людей «червячком» искусства. Лишь только в послевоенном Смоленске начал работать Дом пионеров, Джаврова предложила открыть там кружок балета. Как вспоминает нынешний художественный руководитель Театра народного балета областного Дома работников просвещения Эмма Посредникова, в 1947 году мама привела её в этот кружок. Располагался Дом пионеров там же, где и сейчас находится его правопреемник – Дом творчества детей и юношества, в одном из немногих сохранившихся довоенных зданий по ул. Коммунистической, известном как дом купца Будникова. Несмотря на окружающую разруху и бедность, в буквальном смысле слова расчистив небольшую площадку, юные грации и их увлечённый руководитель разучивали изящные балетные движения.
Не случайно Агриппина Яковлевна Ваганова когда-то предсказывала Джавровой будущее балетного педагога! Даже получив должность ассистента кафедры микробиологии в Смоленском мединституте, Ирина Константиновна не оставила балет. Это не помешало ей в 1958 году защитить кандидатскую диссертацию, затем стать доцентом кафедры, опубликовать более 60 научных трудов, внести, как утверждают специалисты, значительный вклад в профилактику детских инфекционных заболеваний.
Она многое успевала. Организовала для преподавателей и студентов института кружок классического танца. А в том же 1958 году директор Дома учителя Вера Семёновна Троицкая пригласила Ирину Константиновну к себе. Так было положено начало сегодняшнему народному театру балета Дома работников просвещения, который в прошлом году отпраздновал свой полувековой юбилей.
К 30-летию Великой Победы, широко отмечавшемуся по всей стране, в театре балета был поставлен спектакль «Орлы Отчизны». Музыка смоленского композитора Ивана Трушкина, хореография и либретто Ирины Джавровой. Тема балета – воинский подвиг, преемственность героических традиций народа. Почему орлы? Помните памятник с орлиным гнездом в сквере Памяти героев в Смоленске? А чуть раньше в народном театре был поставлен также оригинальный балет Джавровой на музыку композитора Агабабова «Буревестник». Кроме того, Джавровой как балетмейстеру принадлежат хореографические версии романса Рахманинова «Ночь» и «Лунной сонаты» Бетховена.
В 1968 году Ирина Джаврова была удостоена почётного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР», а к названию возглавляемого ею коллектива добавлено слово «народный». Огромная честь по тем временам! В 1975 году журнал «Театральная жизнь» посвятил Смоленскому народному театру целый разворот. 1 апреля 1984 года в Народной филармонии в Москве состоялся вечер Смоленского народного театра балета. Во время нашей встречи с Ириной Константиновной она с гордостью показывала мне программку того вечера, а также том энциклопедии «Балет» (М., 1981), где в статье «Балетная самодеятельность» названо среди энтузиастов продвижения балета в народ её имя.
Скончалась Ирина Константиновна Джаврова 24 июля 1994 года, не дожив трёх недель до 75-летнего юбилея. Она прожила яркую, красивую жизнь. И умерла красиво – в одночасье. В этом последнем для неё 1994 году она успела побывать на творческих вечерах своих учениц, руководителей коллективов, которые по традиции проводятся в середине мая. Как обычно, выходила на сцену, кланялась, принимала цветы.
Буквально за четыре дня до смерти она продиктовала мне своё мнение по поводу одноактного балета «Белоснежка и семь гномов» - последней на тот момент постановки балетмейстера Елены Егоровой, любимой своей ученицы. Будучи балетмейстером Смоленского драматического театра, Елена Егорова является художественным руководителем театра «Молодой балет» Дворца творчества детей и юношества, где педагогами-репетиторами с ней работают ученица Ирины Константиновны Инна Ефимова и её собственные ученики, где до последнего часа работал безвременно ушедший из жизни Виктор Смольяков. Совсем недавно на
V Всероссийском фестивале детских любительских музыкальных театров «Синяя птица» в Москве, собравшем десять балетных и восемь оперных детских коллективов страны, смоленский театр «Молодой балет» получил гран-при за спектакль «Гадкий утёнок».
Смоляне благодарны Джавровой не только за то, что ей удалось сделать массовым изысканное и строгое искусство классического танца, приобщить к балету не только коллектив медицинского института, где она долгие годы проработала доцентом кафедры микробиологии, но практически весь город.
«Кем была для нас Ирина Константиновна Джаврова? – вспоминает её ученица Зоя Смольянинова. – Учителем, другом, человеком, к которому приходишь поделиться творческим замыслом, радостью или болью, обсудить новую книгу, телепередачу о балете, просто услышать голос, перебрать (в который раз!) ворох фотографий – огромный архив, ведь только смоленскому любительскому балету посвятила она почти пятьдесят лет жизни… Ирина Константиновна воспитала множество учеников, навсегда заразив их любовью к российскому балету, русской культуре в целом. Многие её воспитанники стали профессионалами – танцовщиками, балетмейстерами, педагогами-хореографами, другие выбрали иную жизненную дорогу, но всем, кто соприкасался с ней, она щедро дарила сокровища своей души и таланта. Это была её миссия. Она выполнила её до конца. Как у Цветаевой: «Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь! С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!..»
«40 квадратов»: искусство без границ
Солнечный талант

Другие новости по теме