Анна Зимина: «Это творчество честное»
– Анна, даже беглого взгляда на выставку достаточно, чтобы понять основательность вашего подхода к теме современного искусства…
– Наш проект направлен на то, чтобы познакомить зрителя с историей становления современного искусства в Смоленске. Хотя для многих до сих пор остаётся проблемой само понятие современного искусства, потому что оно часто встречается в разных трактовках. Кто-то понимает этот термин как то, что делается автором непосредственно сейчас. Другие наделяют его обязанностью присутствия какого-то злободневного концептуального смысла. Мы же старались показать такой подход, который демонстрирует и искусствоведческое понимание современного искусства, и возможность серьёзно познакомить с ним зрителей.
– Можно узнать предысторию проекта?
– Идея проекта возникла у нас года два назад. А полтора года назад мы зарегистрировали Смоленское региональное отделение «Творческого союза художников России». И этот проект – наша первая коллективная работа, которой мы хотим заявить о себе и начать писать историю современного искусства в Смоленске.
Интерес к теме возник по ряду причин. И одна из них – то, что костяк нашего союза составляют люди, которые активно работали в то время. Хотя здесь можно увидеть не только творчество их, но и тех, кто до сих пор считаются некими отщепенцами – творческими единицами с твёрдой художественной позицией и иногда жёстким взглядом.
– Насколько представленная здесь информация будет интересна для обычного зрителя, не искушённого тонкостями концепций современного искусства?
– Сначала, возможно, будет трудновато. Здесь много текстов – что необычно, поскольку зритель всё-таки хочет картинки и сразу понять, а мы заставляем почитать, поразмышлять, вспомнить и составить своё мнение.
Ещё нам хотелось передать аромат той эпохи. Ту жажду самовыражения, которая вдруг открылась и была связана с ощущением свободы, ставшей доступной для художника. Это было очень вдохновляющее время.
Сейчас тоже хорошее время – своеобразное. Но оно спокойное. Поэтому и зрители, и художники сейчас успокоенные. А нам хотелось их немого растормошить, завлечь в сторону беспокойства, размышления, осмысления. Словом, отвлечь от равнодушия и показать, как раньше художники были активно вовлечены в жизнь и творчество.
– Время, о котором идёт речь, ещё доцифровое, когда не было принято фиксировать каждое мгновение. Да и возможности такой часто не было. Как проходили ваши исследования? Откуда материал для них?
– Много материалов из частных архивов непосредственных участников тех событий. Владимир Марков, Олег Разумовский, Влад Макаров, Эдуард Кулёмин сохранили какие-то афиши, фотографии, статьи из газет того времени.
Кроме того, мы сами исследовали эти материалы, записывали интервью с авторами. Огромная боль – то, что из Смоленска уехал Всеволод Лисинов. Поэтому в экспозиции нет его работ, хотя очень хотелось.
Вообще, команде нашего проекта удалось собрать и систематизировать информацию о тридцати авторах и восьми самоорганизованных инициативах и масштабных событиях, происходивших в Смоленске с начала восьмидесятых до конца нулевых.
Смоленск – небольшой город. Художников, которые работали в поле современного искусства – единицы. И каждый со своим индивидуальным лицом. То есть это были личные вторжения на территорию искусства. И у нас сейчас очень амбициозная задача – сделать наших авторов более известными. Потому что то творчество, которое здесь представлено, – честное. Это такой чистый нонконформизм…
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова