В каждом рисунке – крепость
Культура

В каждом рисунке – крепость

9 августа 2021 года в 11:00

В КВЦ имени Тенишевых открыли выставку работ смоленских художников – участников пленэра, посвящённого 425-летию начала строительства Смоленской крепостной стены. В экспозиции представлены произведения, в которых не просто необычный ракурс или оригинальный взгляд на места, знакомые с детства, но и моменты реставрации…

Другой взгляд

Крепостная стена в строительных лесах привлекает внимание не только обычных прохожих – художники увидели в этом возможность запечатлеть не только сам исторический объект, но и реставрационные работы.

– Я часто вижу в городе интересные объекты, куда есть большое желание попасть, – признаётся идейный вдохновитель арт-проекта, заместитель председателя регионального отделения Союза художников России Владимир Петьков. – Так, очень хотелось побывать на крепостной стене во время реставрации: она в таком виде просто завораживает, притягивает к себе.

Найдя поддержку у руководства музея «Смоленская крепость» и Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры, Владимир Владимирович организовал коллег-единомышленников на участие в серии пленэров на башне Громовой и одном из прясел стены в районе улицы Соболева. В течение четырёх дней двенадцать художников рисовали и писали этюды в самых невероятных местах: на строительных лесах, открытых площадках и внутри башни. В итоге получилось около пятидесяти живописных и графических работ, большинство из которых и представлено на выставке в КВЦ.

– Реставраторы делают всё очень грамотно, поэтому дух старины и ощущение героического сооружения не утрачены, – продолжает Владимир Петьков. – Да, есть какой-то рабочий антураж – леса и прочее, но сама стена как исторический объект у всех художников очень хорошо просматривается. И что ещё интересно: одна тема, но видение её у каждого своё. Отсюда разные ракурсы, в том числе очень необычные. Вообще, рядом с крепостью ты ощущаешь её огромность, как будто перед тобой великан. А там, внутри, ты буквально трогаешь этого великана и можешь даже фрагментарно показать какие-то элементы, на которые снизу просто не обращаешь внимания.

С высоты

Конечно, графика в экспозиции преобладает, поскольку с холстами и красками взбираться на леса всё-таки тяжело. Впрочем, дополнительные трудности живописцев не остановили, и зрители могут увидеть работы Алёны Дроздовой, Александра Комарова и Геннадия Русецкого.

– Всегда интересно побывать там, где до этого ни разу не был, – считает Алёна Дроздова. – Например, на стену в районе улицы Соболева я никогда не поднималась – это было впервые. А значит, сразу необычный ракурс, город с необычной точки. Конечно, высота для меня – большая проблема. Но я всегда лезу – пусть со страхом и трудом. А тут ещё надо весь свой скарб занести: этюдник, холст, рюкзак с материалами. Но я давно заметила: чем сложнее условия, тем интереснее работы. Видимо, где-то в мозгу открываются какие-то возможности, и ты буквально вопреки всему делаешь необычные вещи.

– Мне атмосфера пленэра напомнила те дни, когда я работал на росписи храма в Санкт-Петербурге, – замечает Александр Комаров. – Строительные леса, рабочий кавардак, который тоже является объектом для творчества. И многие художники отразили это в своих работах. Меня же всегда больше привлекают люди, поэтому я сделал несколько портретов строителей, которые согласились попозировать мне в свой обеденный перерыв. Интересный объект, интересная обстановка, интересные люди, интересное общение

– Крепостная стена знакома многим из нас с самого детства, – говорит Геннадий Русецкий. – И лазили по ней, и прыгали, и рисовали потом. И вдруг – совсем другой взгляд, другая точка зрения. Всё выглядит иначе, необычно. Даже в некоторых привычных пейзажах появляется изюминка. Жаль только, времени было маловато, не всё задуманное удалось воплотить.

Продолжение следует

Графические работы выполнены в разных техниках, но преобладает пастель. Впрочем, у каждого автора она своей плотности – и это тоже интересно увидеть в сравнении.

– Пастель – довольно сложная техника для такого жанра, как архитектурный пейзаж, невыигрышная для него, – объясняет заслуженный художник России Нина Агеева. – Но некоторым художникам удалось найти свою плотность, и такие работы сразу привлекают внимание. Хорошо, если кого-то тема зацепит глубже и пленэрные этюды смогут вырасти в более многоплановые произведения.

Впрочем, в некой репортажности этюдных работ есть своя изюминка. Реставрационные работы закончатся, леса уберут, крепость снова предстанет в своём обычном виде. И только на холстах и бумаге останутся отпечатками прошедших мгновений пейзажи, увиденные художниками этим летом.

– Этот проект, который мы затеяли с местным арт-сообществом, не закончен, – уверяет директор музея «Смоленская крепость» Сергей Пиляк. – В наших замыслах – продолжение серии пленэров на различных участках крепости. Кроме того, эта выставка – лишь первая ласточка в череде подобных мероприятий. Мы планируем показать эти работы в разных регионах России и, возможно, за рубежом. По-моему, нет ничего более ценного, чем слово художника, сказанное о родном крае, о любимом памятнике архитектурного наследия…

Для справки

15 декабря 1595 года царь Фёдор Иоаннович издал указ, повелевающий «делати государеву вотчину город Смоленск каменной». И уже в следующем году началось строительство самого мощного фортификационного сооружения в Европе XVII века.

Закладка крепости проходила торжественно, при большом стечении народа. Причём первый камень в основание будущей постройки заложил сам Борис Годунов, руководивший проектом.

Строительство было поручено выдающемуся русскому зодчему Фёдору Савельевичу Коню – автору Белого города в Москве. Используя классические приёмы, применявшиеся при возведении Московского кремля, мастер внёс и много нового. Так, Смоленская крепость получилась гораздо выше, поскольку в ней решено было сделать трёхъярусную систему боя.

Материалы готовили и собирали всем миром. Причём на время возведения Смоленской крепости всем жителям Московии было строжайше запрещено вести какое бы то ни было каменное строительство. В итоге грандиозное сооружение было практически готово уже через четыре года, хотя ещё два года ушло на мелкие работы.

В 1602 году крепость освятили. И Смоленск получил не только надёжное оборонительное укрепление, но и великолепный памятник архитектуры, который, по словам Бориса Годунова, стал «ожерельем всея Руси православной на зависть врагам и на гордость Московского государства».

Фото: Елена БЕЛЫХ и КВЦ имени Тенишевых

Ольга Суркова

В Смоленске состоится праздник «Давай наполним сказку былью»
Музей «Смоленская крепость» и «Культура.РФ» выпустили виртуальный путеводитель