«Мотылёк». Перед лицом вечности
Премьера в Смоленском камерном театре. Пётр Гладилин «Мотылёк», фантасмагория в пяти картинах.Часто ли мы размышляем о своём предназначении? Скажете, очередная патетика, нравоучение вместо рецензии? Нет, не только. Это простой вопрос, который время от времени должен возникать у любого нормального человека. И его решают для себя герои новой постановки Смоленского камерного театра.
Автор пьесы Пётр Гладилин использует фантасмагорический приём, чтобы выявить черты главных героев. Но – кто здесь главный герой? Новобранец, сверхъестественным образом превратившийся в девушку? Нет, хотя это существо произносит очень горькие слова, которые должны жечь честь российских военнослужащих, не желающих (а может, и не могущих) навести порядок в собственных рядах.
Нет, главный герой – не чудак, превратившийся в чудачку. Главный герой – его визави, здесь используется приём, как в фильмах «Человек дождя» или «Такси-блюз»: встреча служит катализатором перемен в главном герое. И именно главный герой, бравый вояка полковник Кинчин, задаётся вопросом о собственном предназначении. Вопрос, который он, казалось, давно для себя решил.
Режиссёр Роман Родницкий решил спектакль как трагикомедию. Как известно, сочетание смешного и страшного многократно усиливает воздействие на зрителя.
В камерном театре есть большой актёр, способный вести зал. Это заслуженный артист России Николай Парасич. В десантнике открываются такие глубины, у него за плечами оказывается такой опыт, что дух захватывает – и у зрителей, и у Коли Лебёдушкина (актрисы Валентина Родницкая, Мария Вилюнова).
Увы, толпа человеческая недалеко ушла от стада, затаптывающего слабых и неприспособленных. От этого стада прячет полковник новоявленную девушку, над которой толпа способна только надругаться. Спрятал, но не спас.
Надо признать, выбор пьесы и новая постановка – это удача камерного театра, создавшего спектакль, способный заинтересовать самую широкую зрительскую аудиторию. Практически идеальное музыкальное сопровождение подготовил Влад Макаров, очень интересно решена сцена с Отелло и Дездемоной…
Мне повезло. Возле меня сидели какие-то студенты, ребята и девушки, которые составляют ту самую жестокую, недалёкую толпу. Нося в своих головах в основном пошлые, примитивные мысли, они буквально улюлюкали вскрывшейся метаморфозе. Везение моё как зрителя заключалось в том, что я вблизи увидел реакцию естественных представителей мира, что ежедневно губит таких, как Коля Лебёдушкин, кто принимает дедовщину и все другие формы издевательства над личностью как должное. Кто презирает слабость, кто трактует интеллигентность как слабость, принимает искусство и философию за блажь, «попсу» – за разновидность плотского удовлетворения, и чьей спасительной идеологией является «быть как все», то есть не выделяться из стада.
Подействовал ли на них спектакль? Задумались ли они о неких высоких материях? Вряд ли. Диалог невозможен. Но когда полковник – Парасич произнёс свой финальный монолог, больше похожий на молитву, они как-то притихли. Как говорится, и на том спасибо.
Все исполняют своё предназначение: толпа глумится, адъютант пресмыкается, новобранец становится поэтом, капитан Багаев – убийцей, а кем становится главный герой?
Так чего мы стОим в глазах вечности? Ведь она совсем рядом – нельзя всё время этот вопрос откладывать на потом, ведь рано или поздно замечаешь, что жизнь – это мгновение, спустя которое мы сгораем. Как мотылёк.