Культура

Яблочный вкус танго

2 марта 2012 года в 11:05
Чудом достижения полной гармонии можно назвать программу Concertango всемирно известных московских виртуозов, лауреатов международных конкурсов Айдара Гайнуллина (баян, бандонеон, аккордина), Артёма Дервоеда (гитара) и Смоленского камерного оркестра под управлением Юрия Соболева. В февральском концерте, который с супераншлагом прошёл в большом зале Смоленской областной филармонии, участвовали Яна Харумова (арфа), Игорь Аронов (фортепиано), Сергей Шамов (кахон, ударные) и Константин Черкасов (ударные).

В XXI веке исполняемые на концертных площадках всего мира произведения аргентинского музыканта, дирижёра и композитора Астора Пьяццоллы (1921-1992) обрели необыкновенную популярность. Именно они и стали музыкальной основой представленной смолянам программы Concertango. Вёл концерт художественный руководитель филармонии Игорь Аронов. Его вступительное слово создало в зале доверительную, демократичную атмосферу.
Совместный проект прославленных солистов и Смоленского камерного оркестра был обречён на успех. Исполнители смогли проникнуть в самую суть музыки великого Астора, передать органичное соединение классики и джаза с чувственностью аргентинского танго. Смоляне приняли программу Concertango на ура – восторженные овации не смолкали даже между частями произведений, а это, кстати, нежелательно. Трактовка музыки А. Пьяццоллы дирижёра Ю. Соболева и творческого дуэта солистов А. Гайнуллина и А. Дервоеда настолько совпала, что исполнение концерта для гитары и бандонеона с оркестром и сюиты «История танго» для аккордины, гитары и оркестра можно уподобить идеальному соединению двух половинок яблока. Московская гостья Яна Харумова легко и изящно исполнила партию арфы. Её серебристые звуки «летели как пух из уст Эола». Благодаря ударной секции (кахон, перкуссия) музыка великого аргентинца, отца нового танго (tango nuevo), обрела особую выразительность. Заинтересовал публику экзотический перуанский ударный инструмент кахон, сидя на котором Сергей Шамов просто ладонями рук извлекал замысловатые ритмические последовательности. Эффектно прозвучала Tangata de agosto для гитары с оркестром М.Д. Пухоля.

По достоинству оценили слушатели и особый настрой, с которым играли артисты оркестра под управлением Ю. Соболева.
После окончания концерта любители танго, журналисты собрались за кулисами, чтобы пообщаться с исполнителями.

Первый вопрос корреспондента «СГ» был адресован Юрию Соболеву.

– Маэстро, вы, как художественный руководитель Смоленского камерного оркестра, довольны его выступлением?

– Мы серьёзно готовились к концерту и, судя по тёплой реакции зала, оправдали надежды смолян.
Айдар Гайнуллин тоже высказал своё мнение:

– У меня есть определённый опыт игры с региональными оркестрами, иногда приезжаешь, а партию арфы, к примеру, играют на синтезаторе. Но на репетиции со Смоленским оркестром мы практически все произведения сделали с первого раза. Видна была тщательная предварительная подготовка дирижёра и артистов, поэтому никаких проблем не возникло. Когда мы находились на сцене, звук буквально летел в зал.

– Где вы познакомились с Анной Нетребко? С Мирей Матье?

– На гастролях в Одессе. По погодным условиям наш обратный вылет отменили. Мы сидели в ресторане за соседними столами, меня попросили сыграть посвящение оперной диве. Я взял баян, сыграл, после чего Нетребко пригласила меня выступить на концерте в Кремле, а сейчас мы планируем совместную концертную поездку с Анной и её мужем – уругвайским баритоном Эрвином Шроттом – в Германию. Именно там пересеклись и наши с Мирей Матье пути. Она услышала, как я на берлинской церемонии вручения творческих премий сыграл «Польку» Шнитке, подошла, сказала, что любит Россию и песню «Подмосковные вечера», и мы с ней вместе спели. Я занимаюсь вокалом, хочу стать мультиинструменталистом, изучаю этнические инструменты: китайские, тувинские. Играю на французской аккордине и аргентинском бандонеоне не так давно.

– Вы играли на престижных сценах мира, а легко ли согласились дать концерт в Смоленской филармонии?

– Когда мой друг Артём Дервоед, с которым я учился в Гнесинке, предложил сыграть эту программу не только в Москве в сопровождении Президентского оркестра России, но и в Смоленске, я сразу согласился. К тому же я и раньше знал по общим московским мероприятиям Игоря Аронова как дельного организатора. С ним приятно общаться, он нас тепло встретил и всячески помогал.

Следующий вопрос «СГ» адресован Артёму Дервоеду:

– Артём, вам понравилась смоленская публика?

– Да, конечно. Очень тёплая и доброжелательная. Хотел бы вернуться в Смоленск, в уютный зал филармонии с великолепной акустикой.

– Как вы оценили свой дебют на сцене Карнеги Холла? Я с удовольствием прочла в англоязычной блогосфере Нью¬Йорка положительные отклики на ваш концерт.

– Критически. Я волновался, а вообще я всегда строг к себе, стараюсь анализировать, что прошло хорошо, а что можно было сделать лучше.

– Расскажите, пожалуйста, про вашу гитару.

– Это гитара работы известного австралийского мастера Збигнева Гнатека.

– Вы, как преподаватель двух московских вузов, не собираетесь дать мастер¬класс в Смоленске?

– Как преподаватель, я не авторитарен, мы просто вместе работаем со студентами, как правило, над произведениями, которые я сам не играю. В следующий визит сюда можно подумать о мастер¬классе. Здесь есть кого послушать и с кем поработать.

– Спасибо вам за яркую программу и за интервью.

А 4 марта Детский музыкальный лекторий филармонии приглашает смолян на смоленскую премьеру мюзикла композитора Якова Дубравина «Истории кота Филофея». Спектакль по пьесе Валерия Зимина в постановке режиссёра Романа Родницкого будет интересен и детям, и взрослым. Это отличный повод посетить филармонию всей семьёй.
Загадки Айвазовского
Людмила Лисюкова. Окрылённая профессией

Другие новости по теме