Режиссёр Виктор Зимин: В театре главное – отзвук зрительного зала
Завтра исполняется 65 лет известному на Смоленщине театральному режиссёру и педагогу, создателю молодёжного театра-студии «Диалог», заслуженному деятелю искусств России Виктору ЗИМИНУ. Да, Зимин родился и вырос в профессионально далёкой от театральной деятельности семье, но театр вошёл в его жизнь очень рано. «Когда мне было лет семь, – вспоминает режиссёр, – старший брат включил меня в список чтецов-декламаторов на одном из клубных концертов. Предстояло выступить со стихотворением – тогдашним «шлягером» – «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора…». Закончив читать и переведя дух, я испытал удивительное чувство: казалось, словно бы я лечу над залом и в то же время как бы прирос к полу… Но тут в прорезь занавеса высунулась рука брата, чтобы убрать меня со сцены, и наваждение исчезло. Осталось ощущение: как здорово! Мне хотелось снова и снова выступать! К счастью, такая возможность представилась в школе».Получив аттестат зрелости, будущий режиссёр попытался поступить в Школу-студию МХАТ, но не прошёл по конкурсу. Вернулся домой, работал в Тумановской школе Вяземского района, выпускником которой он является. А на следующий год поступил на худ¬граф Смоленского пединститута, поскольку вторым его увлечением было рисование.
Однако страсть к театру не отпускала. На первом же курсе института записался в театральную студию, возглавлял которую актёр Смоленского театра драмы Георгий Банников, впоследствии художественный руководитель Саратовской областной оперетты, заслуженный деятель искусств России.
Будучи второкурсником, Зимин поставил в 28-й смоленской школе свой первый спектакль – «Звёздный мальчик» (1968) по сказке Оскара Уайльда. Эта школа появилась в его творческой биографии в общем-то случайно. Летом на конкурсе детского рисунка, который проводили худграфовцы, он разговорился с восьмиклассниками этой школы. Условились, что после летних каникул он придёт к ним. И действительно пришёл. Так образовался ШКЮТ – Школьный юношеский театр.
«Звёздный мальчик», а также спектакль по пьесе Л. Устинова «Остров пополам» – очень важная часть жизни Виктора Зимина. Именно тогда он впервые прошёл весь путь – от замысла до его воплощения на сцене. Всё было придумано им самим и сделано вместе с ребятами: декорации, музыка, костюмы, свет.
А в качестве дипломной работы на худграфе Зимин представил эскизы к спектаклю «Любовь к трём апельсинам» М. Светлова, который он поставил в 1972 году уже в студии Дворца пионеров. «Этот спектакль, – рассказывает Виктор Дмитриевич, – моя «Принцесса Турандот». Ставил я его несколько раз. Учился на этой пьесе сам и учил других».
Окончив худграф, Зимин получил направление в Рязань. Преподавал изобразительное искусство в школе и руководил театральной студией Дворца пионеров. За два года поставил в Рязани пять спектаклей. Был приглашён актёром на профессиональную сцену – в Рязанский театр драмы. В 2008 году, во время первого театрального фестиваля «Смоленский ковчег», в котором принимал участие и Рязанский государственный ордена «Знак Почёта» областной драматический театр, Виктор Дмитриевич встретился со своими коллегами тех лет: народной артисткой РФ Зоей Беловой и заслуженным артистом РФ Леонидом Митником.
Однажды кто-то из журналистов спросил Зимина о хобби, мол, есть ли оно у него и какое… Вот как он ответил: «Если сказать красиво, то моя профессия и есть моё хобби. Но если конкретнее, то мое хобби – всё делать своими руками. Я вырос в крестьянской семье. Детей было семеро: две сестры и пятеро братьев. Отец очень многому нас научил. Я горжусь этим, и если говорю, что могу построить дом своими собственными руками, то это значит, что я действительно могу его построить!»
Дома у Зимина пока нет. А вот созданному его руками театру уже более 35 лет. Все эти годы он ставил спектакли, продумывал мизансцены, рисовал декорации, создавал реквизит, писал инсценировки. Накопленный с годами опыт закрепил в Щукинском театральном училище, где получил профессиональное режиссёрское образование. А в 2005 году защитил диссертацию на степень кандидата искусствоведения.
«Может быть, с самого начала направление нашей деятельности совпало с запросами общества, – как бы размышляя вслух, говорит режиссёр. – Уже первые годы работы во Дворце пионеров и ДК профсоюзов показали, что рождается не просто место для организованного досуга, но и художественная идея».
– Вы часто говорите о профессионализме. Что вкладывается в это понятие в применении к любительскому театру? – спросила я Зимина в одну из наших с ним встреч.
– Действительно, казалось бы, о каком профессионализме может идти речь? Мои актёры – это ведь в большинстве своём дети, любители. Иногда они приходят, чтобы что-то понять в искусстве, а в основном – провести время в хорошей компании, что тоже немало!
Но под профессионализмом я понимаю возможность и необходимость говорить детям о профессиональной стороне дела, которым они занимаются. Чтобы осталось для жизни главное – навык, вкус к своему делу, знания о профессии. А то ведь как бывает? Пришла новая девочка в студию, интересуюсь, занималась ли чем-нибудь раньше. Отвечает, что три года ходила на танцы. Однако ни по осанке, ни по блеску в глазах этого незаметно… Спрашивается, для чего она потратила целых три года? Разумеется, вопрос не к девочке, а к руководителю той школы или студии, где она училась. Последние годы часто вспоминаю своего отца, который говорил: если берёшься за что-то, сначала надо узнать, как это нужно делать правильно, а то получится артель «Напрасный труд»…
– А гастроли, участие в фестивалях? Это помогает овладеть профессией? Или здесь важнее воспитание взаимовыручки, чувства коллективизма?
– И это тоже. Но главное – гастроли формируют ответственность. Актёр должен уметь в любых условиях, в непривычной обстановке сохранить смысл и идею спектакля. На гастроли мы стали ездить уже с 1979 года. Первые выезды были в Гагарин, потом в Минск. Цель была не просто себя показать. Ведь был риск оказаться раскритикованным в пух и прах.
То, что «Диалог» не исчез в годы безвременья, как ушло в небытие немалое число благих начинаний советских лет, а стал тем, чем он сегодня является, есть результат по-настоящему серьёзного отношения к делу, которое, без преувеличения, стало делом жизни Виктора Зимина. И здесь не последнюю роль играет его талант находить взаимопонимание с руководством облсовпрофа и ДК профсоюзов. Хочется надеяться, что всё это и впредь сохранится, а также что наступит время, когда культуру перестанут делить на областную, городскую и профсоюзную.
Впрочем, как говорят, в иных пределах «Диалог» известен просто как интересный театральный коллектив из Смоленска. В 2007 году за спектакль «Большая Меховая Папа» (по пьесе Ксении Драгунской) он получил первое место в номинации «Драматический спектакль на I национальном фестивале детского и юношеского творчества «Волшебный мир кулис» в Санкт-Петербурге, где участвовали коллективы из 15 регионов России.
Эта пьеса Драгунской была поставлена Зиминым ещё в 2001 году. Надо сказать, что до Смоленска её ещё никто не ставил. Выступая в день премьеры перед смоленскими зрителями, Ксения Викторовна тогда сказала, что «Диалог» – один из немногих театров России, где происходящее на сцене наиболее точно совпадает с тем, что имеет в виду она сама как автор. И добавила, что очень высоко оценивает работу с детьми, которая ведётся в театре-студии Виктора Зимина.
Детская студия при театре постоянно действует с начала 90-х годов. Тогда же впервые был поставлен спектакль с участием ребят младшего и среднего школьного возраста и взрослых актёров. Это притча Г. Полонского «Никто не поверит», в основе которой сказки Яна Экхольма о дружбе лисёнка Людвига XIV (Ваня Якушев) и цыплёнка Тутты Карлссон (Катя Капицына).
Две сценические редакции пережил «Питер Пэн» по одноимённой сказке Д. Барри. Главная тема этого спектакля – тема дома, то есть что значит для каждого человека семья, любовь и забота близких. И как это трудно – жить домом. Не случайно в 2000 году, во время праздника в честь 25-летнего юбилея «Диалога», который отмечался в театре драмы (так много съехалось народу), в концертную программу были включены главные сцены именно из «Питера Пэна». А «Песня о доме» на стихи Раисы Ипатовой воспринималась как гимн театра Виктора Зимина.
«Что я получил в Смоленске? – словно бы спрашивает сам себя Зимин. И сам себе отвечает: – Самое главное – доверие и любовь зрителей. У меня определённая просветительская задача. У меня есть ученики, и я сегодня занимаюсь тем, что предопределил мне Бог. В основе всех спектаклей – познание человека и любовь.
Помню, как, подрастая, я вдруг стал замечать на земле храмы. А ведь чтобы построить храм, нужно научиться замечать и любить друг друга».
Тема любви – главная во всех спектаклях Зимина, в том числе и тех, где заняты только дети, как, например, «Все мыши любят сыр» (по пьесе венгерского драматурга Дюлы Урбана). В основе пьесы-сказки история о том, как из-за вражды родителей едва не погибли юные влюблённые, словом, вечно живой сюжет о Ромео и Джульетте, в данном конкретном случае – его детская версия.
С ребятами из молодёжной студии Зимин ставит современные отечественные и зарубежные пьесы: «Игра в фанты» Николая Коляды (1988), «Премьера состоится» Феликса Демьянченко (1989), «Капля страха» Веры Трофимовой (1993), «Рыжая пьеса» Ксении Драгунской (2000), «Иллюзион» белорусского драматурга Андрея Курейчика (2004), «Милый Эп» (2011).
А основной состав театра играет преимущественно классику: «О любви, или Руководство для желающих жениться» (по чеховским водевилям «Предложение» и «Медведь»), «Урок дочкам» И. Крылова, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Полоумный Журден» М.А. Булгакова.
По поводу классики хотелось бы сказать особо. Взять, к примеру, «Женитьбу». Эта гоголевская пьеса как нельзя более точно вписывается в круг тем, которые интересуют театр и к которым «Диалог» постоянно возвращается. Спектакль красивый, динамичный и очень современный по режиссёрской трактовке и актёрскому существованию. Не случайно весной прошлого года на V международном фестивале молодёжных театров «Балтийский берег-2011» в Таллине «Женитьба» была с живым интересом воспринята зрителями и отмечена дипломом «За современное прочтение классики», а исполнительница роли Агафьи Тихоновны актриса Юлия Степанова – призом «За лучшую женскую роль».
Нелишне напомнить, что в таллинском театральном форуме «Диалог» участвовал и раньше. Впервые на фестивале «Балтийский берег» смоляне побывали в мае 2007 года, вскоре после взволновавших россиян событий с Бронзовым солдатом. Возили тогда «Полоумного Журдена» (по одноимённой пьесе М.А. Булгакова). Яркий, выстроенный по принципу «театр в театре» спектакль, увлекая зрителя атмосферой игры, актёрства, затрагивает и темы любви, положения в обществе, того, что важнее для каждого из нас: быть или казаться? В 2007 году театр-студия «Диалог» был отмечен призом «За лучший актёрский ансамбль», а его руководитель – специальным призом жюри «За верность традициям».
К своему 35-летию, которое отмечалось два года назад, «Диалог» приурочил постановку пьесы Ксении Драгунской «Пробка» – остро публицистичный спектакль, затрагивающий животрепещущие проблемы сегодняшней действительности.
А весной прошлого года, когда вышла книга «Театр, который выбрал нас», состоялась премьера спектакля «Милый Эп» по повести сибирского писателя Геннадия Михасенко. Дело в том, что театр взялся за постановку этого произведения уже во второй раз. И в день премьеры состоялась встреча диалоговцев, которые играли в этом спектакле в 1979 году, с нынешними молодыми артистами. Ради такой встречи стоило вновь поставить «Милого Эпа». И хотя первые исполнители – ныне взрослые заслуженные люди (у многих из них уже даже более взрослые дети, чем были они сами в пору «Милого Эпа-1») – и говорили, что новый спектакль совершенно другой, что он современный, сегодняшний, а не ретро и не ремейк, все были взволнованы во многом именно нахлынувшими воспоминаниями.
Сегодня Виктор Зимин отмечает свой личный юбилей. Накануне мы сидели в его кабинете во Дворце культуры профсоюзов, где не однажды встречались. Я зашла расспросить о подготовительной работе к задуманному в следующем году театральному фестивалю. Знакомы мы не первый год, и творчество Зимина мне известно не понаслышке. Как водится в преддверии юбилейной даты, мэтр задумчив, перебирает в памяти события, словно перелистывает календарь.
– Изменились ли вы сами за эти годы как руководитель театра, педагог?
Зимин отвечает обдуманно и со всей серьёзностью:
– Больше всего изменений в отношении к актёрам, может, потому что времени мало осталось. В жизни мы сегодня теряем умение слышать другого, перестаём нуждаться в собеседнике. А в театре ведь главное – это отзвук зрительного зала. Поэтому и сам подход к набору в студию меняется. Меня интересуют люди думающие, глубокие, с развитой эмоциональной системой, обладающие детской реакцией. Они ближе к искусству. Хочется посвятить остаток жизни людям талантливым, а также тем, кто нуждается в театральном искусстве. Сегодня я не трачу сил на их привлечение. Это делает сам театр. К нам приходят, так сказать, по наследству, дети тех, кто сам когда-то занимался в «Диалоге», и их друзья.
В течение более 35 лет театр-студия «Диалог» ДК профсоюзов компенсирует отсутствие в Смоленске профессионального театра юного зрителя. Взыскательный подход к репертуару, своя тема, ни на кого не похожее художественное лицо – всё это помогло любительскому театру не потеряться в наше, скажем прямо, не щедрое на сантименты время. Разумеется, ничего бы этого не было, если бы не основатель и бессменный творческий лидер «Диалога» Виктор Дмитриевич Зимин, режиссёр, художник и педагог, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ. Это он уже более трёх десятков лет в нашем городе ведёт диалог не только со зрителями, но и со своими актёрами, большая часть которых – дети.
Сейчас Виктор Зимин готовится к новому театральному событию – молодёжному театральному фестивалю, который впервые состоится в 2013 году и будет проводиться раз в два года. Предполагается участие театров из Франции, Польши, Германии, Латвии, Эстонии, Литвы. Все они принимали у себя «Диалог», теперь пришло время пригласить их к нам, в Смоленск.