Сергей Жилин: Я буду ещё и петь!
Пианист, дирижёр, композитор и руководитель джазовых коллективов «Фонограф», заслуженный артист России Сергей Жилин выступил с программой Winter JAZZ на сцене Смоленской областной филармонии. Вокальные хиты и классические джазовые стандарты прозвучали в исполнении Светланы Артемьевой и «Фонографджазквартета». Концерт прошёл в рамках организованного Департаментом по культуре и филармонией масштабного музыкального фестиваля «Рождественские встречи в Смоленске».Джаз всегда вызывает колоссальный интерес среди слушателей и музыкантов малой родины М.И. Глинки. На вечере джазовой музыки большой концертный зал филармонии был переполнен. Смоляне спрашивали лишний билет не только у входа в филармонию, но и на близлежащих улицах. Выступление Сергея Жилина восторженно принимали как юные студенты, так и убелённые сединами меломаны классического толка. Маэстро Жилин вёл концерт легко и непринуждённо, щедро делился своим пониманием главных стилей – ответвлений общего древа джазовых традиций.
В программе первого отделения – сольном концерте С. Жилина – прозвучали фортепианные шедевры: от регтаймов и блюзов до пьес Дейва Брубека и Антонио Жобина. Современные джазологи часто пишут о чрезвычайной гармонической сложности, полифонии и полиритмии музыки Брубека. Жилин, на мой взгляд, сыграл его композиции «с античной ясностью духа», воздав должное стилистике позднего Брубека. При великолепном чувстве гармонии и невероятной технике Сергей Жилин отличается потрясающей индивидуальностью стиля. Смоляне по достоинству оценили обольстительные ритмы композиций в стиле боссановы (или бразильского джаза) Антонио Жобина, сыгранных Жилиным с недюжинным темпераментом.
Во втором отделении вокальные хиты и классические джазовые стандарты прозвучали в выразительном исполнении молодой певицы Светланы Артемьевой и «Фонографджаз¬квартета». Смоляне услышали вокальные шлягеры, среди которых «Девушка из Ипанемы», I love you, baby, и джазовую версию зимнего хита «Звените, колокольчики» (Jingle, bells), без которого не обходится ни один рождественский праздник. Песню One Horse Open Sleigh, более известную как Jingle Bells, американец Джеймс Пьерпонт написал в 1857 году. Интересно, что этот хит одним из первых прозвучал из космоса, когда в 1965 году американские астронавты Т. Стэффорд и У. Ширра спели его во время сеанса связи с Землёй. В России большой популярностью пользуется авторизованный перевод песни на русский язык, выполненный А. Дольским.
Публика получила удовольствие от истинно джазового диалога С. Артемьевой и «Фонографджаз¬квартета», обрамлённого гипнотически завораживающим звучанием саксофона Сергея Васильева.
После концерта Сергей Жилин ответил на вопросы «СГ».
– Сергей Сергеевич, в чём ваш секрет? Вы с огромным успехом гастролировали не только в России, Германии, Италии, Швейцарии, Турции, но и на родине джаза – в США. Как удалось так глубоко и творчески овладеть джазовой стилистикой, что в своё время даже президент США Билл Клинтон, в дуэте с которым вы сыграли Summer Time – «Колыбельную Клары» из оперы «Порги и Бесс» Гершвина, назвал вас лучшим джазовым пианистом России?
– Наверное, помогли долгие часы работы за инструментом, моя любовь к джазу, большое стремление играть классику жанра.
– А чем сейчас наполнена ваша жизнь?
– Радости и работы хватает, а это главное. Редкие свободные часы трачу на занятия плаванием и спортом. Хорошо выспаться для меня тоже важно.
– Вы известны всей стране по телевизионным шоу «Две звезды» и «Достояние Республики». Для многомиллионной аудитории телезрителей «Первого канала» это шанс послушать живую музыку в исполнении «Фонографджазбэнда». Пожалуйста, расскажите о его составе.
– Это симфоджаз, в котором играют 34 музыканта. Работать с хорошей командой профессионалов всегда интересно. Мне особенно понравились программы, посвящённые творчеству Александры Пахмутовой, Александра Зацепина, Владимира Высоцкого. В конце января пройдёт запись нового февральского выпуска шоу «Две звезды», где я, наверное, буду петь в дуэте с Анжеликой Варум. А уже завтра мы с «Фонографджазбэндом» начнём записывать альбом Ларисы Голубкиной «Романсы».
– Вы довольны тем, как вас принимают в Смоленске? У вас ведь вчера была ещё и творческая встреча – мастер¬класс для студентов Смоленского государственного института искусств. Не думаете, что здесь следует учредить джазовый фестиваль?
– Я с удовольствием приезжаю в Смоленск. Мне очень нравится зал филармонии. А два с половиной часа общения со студентами пролетели так быстро, что даже и не заметил. Насчёт фестиваля пока нет конкретных планов. Но почему бы нет? Джаза слишком много не бывает.
– Спасибо за интервью. Вы и ваш «Фонограф» – всегда желанные гости на Смоленщине.