Культура

Потёмкин и Пётр I скульптора Русецкой

18 января 2012 года в 13:29
Невысокого роста худенькая женщина держит в руках маленькую модель – вылепленную из глины и пластилина фигуру Петра I. А встанет он во всей красе и величии памятником на берегу реки Гжать летом этого года в городе Гагарине.

В 1714 году по величайшему указу Петра I поселению, расположенному у Гжатской пристани, был присвоен статус города. Предложили сделать этот памятник известному на Смоленщине скульптору Александре Русецкой. Каким она увидела Петра?


– Не побоялись принять заказ на изготовление памятника самому Петру I? – спрашиваю у Александры Никитичны.

– Нет! Обрадовалась! Это же такая интересная работа! Хотелось показать всю мощь и величие человека, так много сделавшего для России, с другой стороны – это жёсткий правитель, погубивший немало людей. Я знала, что памятник будет установлен на берегу реки, поэтому шарф развевается на ветру, волосы Петра как бы взъерошены. Но в этом ещё и аллегория – Пётр всегда шёл навстречу ветру. Памятник в высоту чуть больше натуры – два метра 25 сантиметров, скульптура уже выполнена мною в мягком материале, с неё снята форма для отливки в бронзе. В художественной мастерской группы компаний «ОЛАКС» в Катыни к весне его отольют, потом начнутся подготовительные работы к установке на берегу Гжати. Пётр крепко будет стоять на ногах, одной рукой указывая на город, в другой сжимая указ.

Александра Никитична Русецкая в последнее время как скульптор специализируется на изготовлении памятников великим россиянам. До Петра I она работала над памятником Григорию Потёмкину, который по инициативе партии «Единая Россия» в конце 2010 года установлен в центре Духовщины. Не думала, не гадала Русецкая, что на её долю выпадет счастье ваять таких известных личностей. Год она работала над Потёмкиным. Каким он получился – судить людям. Но на мой взгляд, великим удачником, красавцем! Он как бы возвратился на родину, возможно, после присоединения Крыма, и такой говорящий жест руки – одновременно дарующий и требующий.

– Это жест людей, находящихся на вершине власти, так принято в истории искусств, – говорит Александра Никитична. – Я хотела показать его удачливым, сильным, иначе бы он не смог так много сделать для России.

Если скажут, что Русецкая везучая, то я соглашусь с таким мнением. За два года сделать два таких памятника – это уже дорогого стоит. Но расскажу ещё один случай про удачу и везение. В 2007 году во Франции, в местечке Марк-ля-Тур, недалеко от нашего города-побратима Тюль, должно было проходить биеннале по камню. Туда съезжаются скульпторы со всего мира. Только одному из смоленских мастеров могло выпасть счастье поехать на это замечательное мероприятие. Начальство не взяло на себя ответственность действовать путём назначения, мог разыграться нешуточный скандал в творческой среде. Решили поступить самым демократичным путём: тянуть из шапки счастливый билетик. И Александра Никитична вытянула бумажку, на которой было написано: «Франция». Разве не удача?

– Две недели во Франции скульпторы из разных стран мира создавали свои произведения, – говорит Русецкая. – Из розового мрамора я сделала берёзовый лист – символ России.

– Простой берёзовый лист?

– Не совсем так, сквозь него проглядывали купол церкви и пламя свечи. И установлен мой лист, как и работы других скульпторов, участников биеннале, в Марк-ля-Туре.

Русецкая – смолянка, родилась в 1950 году в Смоленске. Отец Никита Петрович был тринадцатым ребёнком в большой крестьянской семье, он единственный, кто сумел получить высшее образование – окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта.

– Отец был необыкновенно творческой личностью, – вспоминает Александра Никитична. – Всё умел делать своими руками, пел, играл на гитаре, писал стихи, рисовал. Я пошла в отца, и моя сестра Нина тоже. Она окончила МЭИ, но стала поэтессой, а я – скульптором. Брат Виктор и сестра Лариса окончили медицинский институт. Всем четверым детям родители дали высшее образование. Хотя жили мы небогато, в семье царил культ образования.

Александра-то родилась после войны, как и её сестра Нина, а Виктор и Лариса – до войны. Отца на фронт не взяли, у железнодорожников была бронь. Семью эвакуировали на Урал.

– Мама рассказывала, как голодали. Папа даже опухал от голода, потому что лишний кусок хлеба отдавал детям, – рассказывает Русецкая. – Немного легче стало жить, когда мама устроилась на хлебопекарню. Там она могла краюшку хлеба съесть. Но вынести не могла – обыскивали, если бы нашли хлеб, в лагере оказалась бы в лучшем случае, а могли и расстрелять.

После освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков семья вернулась домой. Конечно, дома не было, город лежал в руинах. Жили в разбомбленном здании. Позже отцу выделили полдомика с участком. Он очень любил работать на земле, посадил яблони, груши, ухаживал за садом и радовался. Детей никогда не заставляли работать, они сами вслед за родителями возились в огороде.

– Всё ребёнок получает от семьи, – считает Русецкая, – что в него заложат родители, то и будет. У нас никогда никто не ругался, спокойствие было в семье, уют. Мама шила, вышивала, папа найдёт на свалке тумбочку разваленную или диван – в дом принесёт, починит, покрасит, и вроде обстановка не хуже, чем у всех. Огород, конечно, кормил. Мне от родителей передались какая-то устойчивость к жизни, спокойствие, трудолюбие и желание всё делать с любовью. Очень дружно жили. В те времена часто выключали электричество. Так мы вечерами уместимся все на диване, папа начнёт играть на гитаре, и все вместе поём песни. Как хороши были эти вечера!

– Любимая песня была?

– «Орлёнок», до сих пор ком к горлу подступает, когда вспоминаю, как мы её пели.

В средней школе №2, где училась Александра, учителя отмечали, что девочка хорошо рисует. В 1963 году, когда после долгого перерыва открылась детская художественная школа, мама отвела дочь туда. Саша училась с упоением, но больше всего её привлекала лепка. Она легко поступила на худграф Смоленского пединститута. И ей повезло – скульптуру, рисунок преподавал в то время ещё заслуженный, а потом народный художник РФ, знаменитый смоленский скульптор Альберт Георгиевич Сергеев.

– Он делился своей силой, преподавал так, что заряжал энергией, любовью к скульптуре, – вспоминает Русецкая. – Альберт Георгиевич никогда не поучал, он воодушевлял, не давил на ученика, а создавал условия для свободы творчества, чтобы тот мог раскрыться. Помня его уроки, я так же поступаю со своими учениками. Сергеев стал руководителем моей дипломной работы – скульптуры «Девочка со скрипкой». Я пыталась передать вдохновение озарённого человека.

– Как это оценили?

– Диплом защитила на «отлично».

На пятом курсе она вышла замуж за своего однокурсника Геннадия Русецкого. По окончании вуза молодожёны поехали по распределению в город Касимов Рязанской области, преподавали в местном педучилище на художественном отделении. Через четыре года вернулись в Смоленск, с тех пор Александра Никитична и преподаёт скульптуру в детской художественной школе. А её муж Геннадий Борисович в этой же школе учит ребят живописи, рисунку, композиции. По стопам родителей пошли и сыновья Антон и Андрей. Они тоже художники и преподают в этой школе. У Русецких пять внуков, старшей Лизе пять лет, и она уже хочет учиться в этой же художественной школе.

– Почему занялись именно скульптурой?

– Из-за Альберта Георгиевича Сергеева, он показал всю красоту этого искусства. Я получаю такое удовлетворение от работы, что ни с чем нельзя сравнить!

– Трудно совмещать преподавание и создание скульптур?

– Конечно, но мне нравится и то, и другое. Ведь если заниматься только скульптурой, то не выживешь. Сколько в мастерской эскизов, которые не воплощены в жизнь… Но необходим заказчик, чтобы эскиз превратился в памятник.

– Здесь вам тоже повезло: немало ваших замечательных эскизов превратились в памятники и украшают Смоленск, районы области.

– Это правда. Вера в себя пришла не сразу. В 1982 году меня приняли в Союз художников России, я уже была участником областных, всероссийских выставок. При Союзе художников имелись Дома творчества. В течение двух месяцев там можно было работать. Приезжали группы примерно из 15 художников, и известные мастера давали нам свои уроки. Это замечательное время, мне три раза удалось побывать в Доме творчества, я приобрела колоссальный опыт, уверенность в себе. Полюбила белый камень. Выполнила в нём такие работы, как «Ева», муж¬ской портрет «Размышление», «Материнство» и другие.

– Это, наверное, и вывело на создание памятника афганцам?

– Да, администрация города Смоленска объявила конкурс на создание мемориального памятника воинам-интернационалистам, и мой проект победил. Место около Дома офицеров в Смоленске выбрано удачно. А теперь там и часовня построена, ансамблевость получается. Скоро начнётся реконструкция этого сквера, и он станет ещё лучше. Хотелось бы, чтобы таких уголков было больше, но что-то в моду вошли высокие заборы. По всему городу появились. Мне такое не по душе. Или взять место около магазина «Кругозор», где размещены работы, выполненные на российских симпозиумах по скульптуре, которые дважды проходили в Смоленске, там есть и моя работа «Дети в лодке». Это был 1998 год, времена трудные. Лодка наклонилась, и каждый ведёт себя по-разному – кто-то боится, кто-то смотрит вперёд, верит в спасение. Но есть там скульптура «Летящее крыло», её делала группа скульпторов, которые раньше всех закончили свои работы на симпозиуме. И рядом, в два раза выше этого летящего крыла размещается... реклама нижнего женского белья. Разве такое возможно в городе, где относятся к культуре по-настоящему?

У входа в ОАО «ПО «Кристалл» установлена стела памяти Александра Шкадова – это тоже работа скульптора Русецкой. Но и это не всё. Бюст генерала Неверовского в сквере Памяти героев, мемориальная доска, посвящённая молодому А.Т. Твардовскому в областной библиотеке, семифигурная композиция минёрам у деревни Микулино Руднянского района, погибшим в годы Великой Отечественной войны, – это её работы, каждая по-своему прекрасна и говорит о том, что скульптора волнует прошлое и настоящее нашей страны.
Она считает себя счастливой, хотя после перестройки совсем не могла работать: правда, ложь – всё перепуталось. Но понимала, что из депрессии может вывести только работа. Вот только не могла никак изображать человека. Лепила зверей, птиц. Выйти из творческого и человеческого кризиса помогли вечные ценности и сила духа. Совсем скоро над Гжатью встанет её памятник Петру I. И это тоже своеобразный символ возрождения великой России.
Ко дню рождения М.В. Исаковского. \"Где ж ты, девушка милая…\"
Царь. Просто царь. Неизвестные Романовы

Другие новости по теме