Культура

«Смоленский проект»: неподведённые итоги

28 декабря 2011 года в 15:51
Сегодня мы завершаем цикл публикаций, посвящённых очередному международному музыкальному фестивалю «Смоленский проект». В этом году он состоялся в 17-й раз. Наш собеседник – создатель и бессменный организатор «Смоленского проекта» Владимир БЕЛОВ, директор муниципального Центра культуры.
Уже в ходе разговора выяснилось, что у Владимира Ивановича скоро истекает срок контракта, и вполне возможно, что нынешний «Смоленский проект» станет последним, проведённым под его началом. Тем острее наш взгляд на это культурное явление – музыкальный феномен Смоленска на рубеже веков.

– Владимир Иванович, в этом году фестиваль поменял форму работы со зрителями – прийти на концерты можно было совершенно бесплатно, по пригласительному билету. На мой взгляд, изменились и музыкальные приоритеты – самым праздничным, самым многолюдным стал первый концерт фестиваля, то есть вечер открытия, затем яркость пошла на убыль…
– «Смоленский проект» за многие годы приобрёл множество традиций, и этими традициями создана аудитория, которая ходит на концерты. Это фестиваль двух форматов – джазовой и рок-музыки. Причём джазовая музыка, на мой взгляд, относится к пласту фундаментальной культуры и является её важной и неотъемлемой частью. Когда всё начиналось – в 1996-97 годах – рок-музыка была настолько востребована, что эта компонента позволяла окупать все затраты фестиваля. Потом, когда фестиваль был замечен, поддержан, приобрёл авторитет, появилось внимание со стороны городской администрации, а теперь оно стало настолько серьёзным, что нынешний фестиваль впервые прошёл без продажи билетов.
Идея хорошая, но на некоторых концертах в зале оказалось немного народу, хотя пригласительные разошлись все. Оказалось, билеты попали не в те руки. Раньше, когда зрители приходили и целенаправленно приобретали билеты по социально оправданной цене, они шли именно туда, куда хотели попасть, слушали ту музыку, к которой были готовы.
– Если другие фестивали завершаются гала-концертами, то ваш, по сути, гала-концертом открылся…
– За эти годы удалось создать такую позитивную инерцию джазовых вечеров, что они наполнены, возникает ажиотажный спрос на эти билеты.
Какова наша стратегическая задача? Дать высказаться тем коллективам, которые в повседневной жизни достаточно далеки от этой музыки, дать сыграть то, что им хочется, что им кажется интересным, но не является коммерчески успешным. Здесь нельзя не назвать такие стержневые коллективы, как биг-бенд института искусств под руководством Андрея Сычугова, очень успешно выступил на этот раз оркестр Дворца творчества детей и молодёжи под управлением Александра Зуя. Мне очень понравилось, что известный смоленский музыкант Евгений Владимирович Кожеуров, много лет не появлявшийся на этой сцене, вышел и собрал неплохую команду серьёзных взрослых музыкантов, которая смогла составить конкуренцию институту искусств. А когда-то мы с ним начинали вместе – ещё на первом фестивале играли квартетом.
Мы, как клубное учреждение, должны поддерживать и развивать самодеятельное творчество – это наша первейшая задача. Если люди играют классику джаза, а не перепевают Стаса Михайлова, предположим – это нужно только приветствовать. Ведь никто не получает за выступление никаких денег, здесь важно прежде всего проявить себя. Мотивация самореализации – вот что даёт фестиваль.
Хотя основу первого дня составляют самодеятельные коллективы, музыканты филармонии не считают для себя зазорным спуститься с высокой сцены и принять участие в наших концертах. Вот уже два года у нас выступает Смоленский камерный оркестр, ранее выступал оркестр имени Дубровского… Они не имеют прямого отношения к джазовому формату, но подбирают такие произведения, которые созвучны нашему времени и написаны современным музыкальным языком.
Есть коллективы, которые участвуют постоянно, из года в год, появляются и новые составы. Пианист Владислав Богуш планировал выступить с квинтетом, но вынужден был играть соло, а потом они объединились с певицей Тамро Дудуния. На мой взгляд, это было здорово и стильно.
Огромное спасибо тем ребятам, которые приехали из Москвы. Это наш земляк Дмитрий Павлов, саксофонист, который вот уже десять лет не живёт в Смоленске, очень хороший пианист Эльмар Сафармулиев, участник многочисленных фестивалей и конкурсов, – они выступили совершенно бескорыстно.
За эти годы удалось наработать постановочную систему, решить сложные технические вопросы и работать с живым звуком на две сцены, задействуемые поочерёдно. Динамичная замена форм не даёт скучать зрителям, получается музыкальный калейдоскоп. Такое возможно сделать только в зале «Молодость», это удалось наработать, как и атмосферу. Множество зрителей приходят «поболеть» за тех музыкантов, которых они хорошо знают. Я бы сказал, что первый день собирает не только гурманов, в основном это мейнстрим.
– Второй день фестиваля давно получил неофициальный статус «гостевой»…
– На второй день мы стремимся пригласить тех исполнителей, кто показывает уровень, на который нужно равняться. В этом году мы пригласили квинтет Константина Сафьянова и коллектив Apple Tea из Белоруссии.
Apple Tea выступают уже второй раз, они приглянулись тем, что существуют в постоянном составе уже много лет – недавно отметили 15-летие. Немногие джазовые коллективы могут похвастать подобным долголетием, потому что музыканты такого толка не всегда умеют уживаться. Они играют смуф-джаз (smooth jazz), это такая комфортная музыка, но у них есть особенность: их программа очень хорошо отрепетирована, имеет динамику, нюансы и внутреннее развитие – это всё концертно, если так можно выразиться. И когда мы обсуждали программу с Костей Сафьяновым, я сказал ему про то, что будут «Эппл Ти». Он совершенно осознанно пошёл на альтернативное решение своего выступления – собрал «джемовый» состав, причём там потрясающий пианист Яков Окунь, это большая величина в джазовом мире. И сам Костя Сафьянов, безусловно, – явление. Это музыканты высокого полёта. Они осознанно направили свою программу в совершенно другую сторону, играли Колтрейна, Паркера… Они в этом материале глубоко! Ко мне потом подходили многие музыканты – благодарили за этот концерт.
Мне очень радостно за эти дни, потому что когда мы начинали фестиваль, ставили сверхзадачу – создать основы джазового музицирования, и я полагаю, это удалось.
– На этом фоне заметен спад внимания к рок-музыке…
– Спад интереса – это объективный процесс. Лет 10-15 назад андеграунд в Смоленске был ещё настолько свеж – «разве можно так играть? разве можно так выступать?» – а потом попривыкли: «ну и что?». Это стало обыденной формой. Во-вторых, сейчас в городе появился «А-клуб». Он постоянно занимается рок-концертами, и публика потихоньку перебралась туда. «Молодость» перестала быть рок-площадкой. А раньше была системной – здесь проводились и «Смоленские проекты», и концерты серии «Проекция»…
– Я вам очень признателен за концерт Насти Полевой. До сих пор я нахожусь под впечатлением от этого концерта, несу в душе свет, подаренный Настей…
– К сожалению, группа «Настя» не отстроилась как следует – солистка задержалась на интервью, и потом по ходу техники фактически полконцерта отстраивали голос. Но то, что она делала на концерте, – это по-музыкантски честно! Отпеть сольный концерт продолжительностью больше двух часов – это дорогого стоит! Я потом высказал музыкантам огромную признательность за то, что они сделали. Знаете, я встречался со многими, но Настя Полева и Егор Белкин настолько просты в общении, лишены какой-то спеси, заносчивости, ложных амбиций… Они – другие. Это люди, у которых есть культура. Я давно заметил: чем больше у человека развит внутренний мир, тем меньше у него желания казаться кем-то... Я к музыкантам «Насти» испытываю очень тёплые чувства!
– Кого ещё отметите из рок-исполнителей?
– Мне очень понравились голландцы Holy Water. Очень жалею, что мы их поздновато поставили в программе – надо было раньше. Это уровень! Они играют свою музыку очень органично. Они выросли в этой культуре, впитали её в себя, им присуще чувство рок-н-ролльного свинга и даже без барабанщика через них идёт такая пульсация, они такое шоу делают на сцене!.. Очень здорово!
Понравились смоленские ребята «Шёпот каури». Они играют инструментальную музыку, но эти композиции имеют место быть как художественные явления! В их музыке есть нюансы, есть динамика, у них серьёзное отношение к своему делу.
Мне кажется, поиски всегда хороши, меня привлекает тяга к новым формам. У нас поначалу вообще был замысел сделать для ищущих коллективов специальный концерт «Смоленского проекта» не в «Молодости», а в том же «А-клубе»: день экспериментальной музыки. Думаю, туда же можно было отнести и совместный проект наших известных музыкантов Михаила Давыдова и Василия Гарапко, который назывался «S.O.S.».
Знаете, давно можно было всё превратить в большой джазовый фестиваль. В нём, помимо местных артистов, участвовали бы приглашённые «звёзды», проводился конкурс молодых исполнителей – такое могло быть, но мы на это не пошли.
- Как вы оцениваете эксперимент с бесплатными пригласительными?
- Если появляется что-то бесплатное, то оно теряет значимость и ценность как культурный, как художественный продукт, который что-то значит. Мне кажется, бесплатным рок-концерт может быть, если ОН НЕСЁТ просветительскую функцию, и происходящее на сцене приобщает к вещам духовным, не сиюминутным.
– Владимир Иванович, каким будет следующий «Смоленский проект»?
– У меня истёк срок контракта с городской администрацией, сейчас он продлён только на три месяца. Это не позволяет заглядывать далеко в будущее. Думаю, фестиваль состоится, но какие он примет формы, судить сейчас трудно. Я бы предложил закрывать «Смоленский проект» серьёзным рок-концертом, с сидячими местами, как на «Насте», пригласить коллектив, который нёс бы смысловую и эстетическую составляющую, которая была бы адекватна серьёзной аудитории. А «тусовочный» концерт перенести в «А-клуб», для той площадки он более органичен.
– Наша газета неоднократно писала о состоянии зала «Молодость». Не секрет, он выработал свой ресурс. Эта площадка неразрывно связана со «Смоленским проектом». Каким вам видится необходимое решение?
– Я убеждён, что на этом месте, где сейчас расположена «Молодость», должен быть большой многофункциональный культурно-досуговый центр. Он должен соответствовать сегодняшним технологиям и должен иметь актуальность как объект культуры на несколько десятков лет вперёд. А сейчас речь идёт о чём: денег нет – давайте его просто кирпичом обложим, потому что остекление пришло в полную негодность и в помещении невозможно сохранить тепло!
«Молодость» не раз включалась в инвестиционные программы по реконструкции – и в 2003-м, и в 2008-м, и в список «юбилейных» объектов… Сегодня говорят: давайте делать хоть что-то постепенно. Но такая постепенность не приведёт к радикальному решению вопроса. Танцевальный зал как объект культурного назначения не актуален. Нужно смотреть вперёд стратегически, на перспективу. Объект должен быть архитектурно адаптирован к виду крепостной стены и её башен, исторической части города. Требовалось расширять его. Вместо этого имеющееся пространство в сторону бассейна «Днепр» было передано под точку общепита… А ведь проект шестидесятых годов совершенно не предусматривал того, что нам нужно сегодня. Перманентные меры не дадут качественного прорыва в решении этого вопроса, шага к другому состоянию.
– Ваши пожелания собственному детищу, фестивалю?
– Хотелось бы, чтобы «Смоленский проект» жил, был актуален запросам участников и зрителей. Понимаю, что без новаций, без изменений ни одно дело жить не может. Семнадцать лет, которые нынче исполнились фестивалю, – это немалый срок!
Верю, что фестиваль будет продолжаться, вбирать в себя что-то новое. Если он будет аккумулировать свежие силы, творческих людей, новые таланты и дарования, то это будет основой его существования и основой для привлечения зрителей.
– Спасибо!

Много-много лет олицетворением поздней осени в Смоленске был фестиваль «Смоленский проект». По сути, это было главное музыкальное событие года. Даже больше: «Молодость» и «Проект» были осью, вокруг которого вертелся провинциальный мир. Увлечение музыкой стало определяющим в жизни многих молодых смолян. Хочу от всей души поблагодарить организаторов этих фестивалей и концертов – Владимира Ивановича Белова, Валерия Николаевича Розова, Артура Савицкого, Александра Ивановича Кухаркова! Поклон вам! И особая признательность за поддержку – Смоленскому Дому молодёжи.
Спасибо, город, что стал судьбой!
Бизнес творчеству помогает

Другие новости по теме