Культура

Премьера в Смоленском камерном: "Бешеные деньги"

3 ноября 2011 года в 13:34
Смоленский камерный театр взялся за самую серьёзную проблему сегодняшней нашей жизни.
Проблему нравственную, то есть как бы невидимую, но разъедающую сами основы существования, развращающую и снедающую целые поколения. Поэтому для начала – цитата. Патриарх отечественной литературы Даниил Гранин – об идее новой постановки Смоленского камерного театра:
«Больше всего меня сейчас тревожит нравственное состояние общества, тенденции развития нашей жизни. Мы стали жить, руководствуясь идеологией барыша. Барышом определяются все области бытия – от рождения до смерти. Медицина – барыш, наука – барыш, образование – барыш, правоохранительные органы – барыш, содержание квартиры – барыш… Судебные органы – барыш, театр – барыш, кино – барыш… И так далее до надгробного камня. Всё у нас сегодня связано с барышом. Не с оплатой услуг, а именно с барышом, с его философией – побольше сорвать с человека. Барыш проник всюду, исказил нашу жизнь до невозможности.
Но идеология барыша никогда не определяла жизнь нашего человека. Она за скобками российских традиций, потому что расходится с ментальностью нашего человека. Эта идеология навязана современной экономикой и отчасти нашей предыдущей бедностью.
…Честному человеку становится всё труднее сохранять свою душу и ум. Трудно нынче быть честным!»
(цитируем по «Литературной газете»)
Премьера в Смоленском камерном: quot;Бешеные деньгиquot;

А теперь к самому спектаклю.
Это – успех. Театр ненавязчиво, смешно донёс до зрителей свою точку зрения на происходящее. В спектакле нет морализаторства, нет дистанции, нет толщи времени. Напомним, режиссёром выступил художественный руководитель театра заслуженный артист России Николай Парасич.
Строго говоря, театру предстояло сделать спектакль из дворянской жизни: все главные герои – дворяне, ищущие счастья в купеческой Москве. Задача непростая, но режиссёр Роман Родницкий несколько лет назад с ней блестяще справился, когда выпустил здесь же «…Кречинского!»
Пожалуй, в этом спектакле дворянство – это условность. Чопорен здесь по-настоящему разве что Андрей, слуга Чебоксаровых (Николай Леонов). Некоторые наряды и убранство сцены вызывают в памяти футбольный «Спартак». Впрочем, зритель в театре настолько разночинный, что ему не до соблюдения условностей. Зато любовная тема идёт «на ура» – в зале много молодёжи… Камерный театр стойко удерживается от пошлости и скабрезностей, и это немаловажно, особенно на фоне «исканий» других театральных коллективов города.
Я бы не согласился, что текст Островского звучит архисовременно. Как раз нет. Нынешние злодеи куда ужаснее оперетточных, и сегодня долго не проживёшь, без конца одалживая деньги. При этом герои «Бешеных денег» так глупы, что впору счесть пьесу едва ли не русофобской. Примиряет с противоречием та мысль, что главное назначение искусства – дать зрителю задуматься о каких-то важных вещах. Ну, например, об особенностях поэтики Островского или о том, что такое долговая яма…
Премьера в Смоленском камерном: quot;Бешеные деньгиquot;

Блистательна на сцене заслуженная артистка России Татьяна Курилова (Чебоксарова – старшая), во втором действии расцветает комический талант Дениса Кулешова (Телятев).
В одной из прошлых публикаций, посвящённых искусству театра, мы прямо утверждали, что однажды родившийся спектакль в дальнейшем только портится, выцветает, изнашивается. Художественный руководитель камерного театра Николай Парасич в беседе с корреспондентом «СГ» заверил, что это не так. В частности, и в этой постановке гайки будут довинчены, ремни подтянуты. Мы обменялись мнениями о премьере, и будет интересно посмотреть, как изменится спектакль в дальнейшем.
Любителям логически мыслить можно предложить такую задачу. Почему актёр Сергей Зезюлькин, исполняя главную роль, сначала использует нотки князя Мышкина (зрители видели эти краски в «Чуде святого Антония»), потом Пьеро, а к концу спектакля превращается в этакого рассудочного скрягу – Штольца из Обломова? Пожалуй, его персонаж – единственный, кто претерпевает столь серьёзные изменения по ходу спектакля. Другие герои ближе к маскам. Можно поспорить, насколько характерно это для Островского…. В общем, на страницах «Смоленской газеты» нам хотелось бы вернуться к теме «Бешеных денег» – и философской, и театральной. Будем рады узнать ваше мнение, уважаемые читатели!
Премьера в Смоленском камерном: quot;Бешеные деньгиquot;
Другой Сергей. Пенкин, которого мы не знаем
Книжная полка. «Ангел мой, меня храни»

Другие новости по теме