Культура

Памяти Сергея Говорухина. Падая, не пожертвуйте лицом

2 ноября 2011 года в 15:38
27 октября не стало Сергея Говорухина, одного из самых ярких и неординарных режиссёров в современном российском кино. А ведь ещё совсем недавно, на рубеже лета и осени, он побывал в Смоленске, чтобы представить свою новую картину "Земля людей" на кинофестивале «Золотой Феникс», общался с публикой, отвечал на вопросы, рассказывал о своей жизни...
Сергей Станиславович принципиально не пошёл по проверенному пути коммерческого кино, не стал снимать фильмы с юмором ниже пояса, ориентируясь на линию, что «пипл хавает», всегда был своеобразной персоной нон грата в киноиндустрии. Это и понятно: кому будет угоден человек со столь твёрдыми принципами и убеждениями, честный, неподкупный и бескомпромиссный? Только таким же, как он сам. Но их, естественно, меньшинство.

Сергей Говорухин выбрал путь борьбы и боролся до самого конца. Он начал свою режиссёрскую карьеру давно, в 1994 году, в первую чеченскую кампанию. Туда, несмотря на реальную угрозу жизни, он отправился, чтобы собрать материалы для первой своей художественно-публицистической картины «Прокляты и забыты». Фильм достался начинающему режиссёру очень дорого – во время одного из артиллерийских обстрелов он был ранен и потерял ногу. Казалось бы, после такого грустного опыта человек должен отступить от выбранного им пути, остерегаться опасности. Да, многие бы так и сделали, но только не Сергей Станиславович.
Инвалидность не остановила его, а кажется, наоборот, подстегнула, дала стимул к дальнейшему творчеству на поприще режиссуры. Чечня стала лишь отправной, точкой. Дальше были Афганистан, Югославия, Таджикистан. Режиссёр принял участие в 20 боевых и трёх специальных операциях, за что получил впоследствии орден Мужества. Согласитесь, далеко не каждый гражданский удостаивается столь высокой награды.

Три года Сергей Говорухин работал над своей первой картиной. «Прокляты и забыты» увидели свет в 1997 году как прямой упрёк тем, кто послал на верную смерть тысячи молодых ребят. Эта грустная мысль была режиссёром продолжена через 11 лет в автобиографичной картине 2008 года «Никто, кроме нас». Фильм посвящён современному потерянному поколению, для которого, как и для персонажей повестей Ремарка, война стала единственной реальностью, и жить нормальной мирной жизнью они уже практически не способны.

В 1998 году по инициативе режиссёра в общественной жизни новой России появляется одна из немногих действительно полезных организаций. Не будучи в силах забыть увиденное на войне (а это было только начало), Сергей Говорухин создаёт фонд помощи ветеранам и инвалидам горячих точек «Рокада».
Многим ветеранам вечера памяти, проводимые фондом, помогли начать новую жизнь, найти друзей, не отчаиваться в суровой реальности от осознания, что ты теперь никому не нужен. Вечера посещали именитые гости: Иосиф Кобзон, Тамара Гвердцители, Гарик Сукачёв, Юрий Шевчук, Андрей Макаревич и многие другие.

Жизнь Сергея Говорухина проходила в постоянной борьбе. Он боролся за людей, был нелюбим за прямоту и честность, отстаивал свою точку зрения в кинофильмах и документальных лентах. Да, его творчество не было ознаменовано ажиотажем в зрительных залах и бешеными кассовыми сборами. СМИ и Интернет не пестрели рекламой его новых фильмов. Но, несмотря на всевозможные трудности, в том числе и материальные, режиссёр снимал картины о людях и для людей.

Последняя лента Сергея Станиславовича «Земля людей» в середине октября вышла в прокат. Смоленский зритель имел уникальную возможность увидеть её намного раньше, на «Золотом Фениксе». История молодого писателя, приехавшего с Крайнего Севера в Москву в надежде пробиться со своим сценарием в столичный кинобизнес, собрала в Смоленске полный зал – люди аплодировали стоя.
Во многом история героя «Земли людей» похожа на жизненный путь самого режиссёра. Его тоже пытаются прогнуть под систему, поставить в рамки, а кругом столько соблазнов, гламура, пафоса и той красивой жизни, которая где-то далеко светит, но не греет. Богатые продюсеры денег дадут, но с условием – будешь делать так, как хотят они. Герой не приемлет этого. Непримиримый и упрямый романтик, изгой в современном мире идёт на жертву ради высокой, чистой, настоящей любви.

Сам режиссёр, отвечая на вопросы смолян, прокомментировал своё произведение так:
– Мою картину на фестивале представили как достаточно простую по сравнению с «Еленой» Звягинцева. Вынужден вас разочаровать: не такая уж она и простая. Сценарий ленты был написан ещё давно, в конце 80-х. Но пролежал он до недавнего времени в ящике, и теперь мы с коллегами решили, что темы, поднимающиеся в нём, более актуальны для нынешнего времени. А темы эти вечны – любовь, одиночество и хроническая невостребованность настоящего художника.

На вопрос о том, есть ли вообще счастье, режиссёр ответил так:
– Есть, конечно, вне всякого сомнения. Каждый из нас знает, что такое счастье, только нужно подгадать время, чтобы спросить об этом. А если честно, то всё, что происходит сейчас на географической территории Российской Федерации, с настоящим счастьем мало сочетается. Добиться его становится всё сложнее и сложнее.


Комментируя вопрос по поводу проката фильма, Сергей Говорухин ошибся. Он был уверен, что в прокат лента не пойдёт, но она пошла. На фоне многочисленных «трансформеров», «погонь» и фильмов о несчастных американских подростках, которые до выпускного бала во что бы то ни стало должны лишиться девственности, фильм смотрится белой вороной. Но если он кого-то заставляет задуматься, значит, режиссёр свою миссию более чем выполнил.

«Падая, не пожертвуйте лицом» – такая фраза проходит красной нитью через всю «Землю людей». То же можно сказать и о режиссёре. Он не хотел снимать то, что будет угодно шоу-бизнесу, хотя, безусловно, мог. Пробудить в человеке человеческое – вот его основная задача, и он с ней справился.
Создательница частного музея Юрия Никулина Наталья Желнорова: Души и средств затрачено немало
Проект «Смоленской газеты»: в Смоленске открывают памятник Григорию Потёмкину

Другие новости по теме