Культура

Дневник фестиваля "Золотой Феникс": Александр Миндадзе и Сергей Юрский

1 сентября 2011 года в 12:30
Вторник на кинофестивале ознаменовался двумя событиями, не связанными с конкурсной программой. Днём состоялся премьерный показ фильма-катастрофы Александра Миндадзе «В субботу», вечером в «Современнике» прошёл творческий вечер (вот уж действительно творческий!..) народного артиста России Сергея Юрского.

Фильм Миндадзе, выдающегося сценариста, взявшегося на склоне лет за режиссуру, не только демонстрировался на престижных европейских фестивалях, но даже показывался по телевизору – в «Закрытом показе» Александра Гордона, ставшего оазисом авторского кино на помертвевшем от масс-культуры «Первом» телеканале. Тем не менее, в зал пришло множество людей – нашумевшее кино «про Чернобыль» можно было посмотреть на большом экране.
Встречи режиссёра со зрителями не получилось – даже приветственное слово скомкали, ссылаясь на цейтнот, хотя, в общем-то, ради встречи со зрителями сценарист-режиссёр и приехал в наш город. Как оказалось потом, скомкали напрасно – времени хватило бы с избытком…
Сюжет: 1986 год, 26-27 апреля, Чернобыль. Главный герой, молодой человек, пошедший по «партийной линии», одним из первых узнаёт о взрыве реактора и о смертельной опасности, нависшей над ничего не подозревающим городом. Проклятые партократы запрещают говорить правду, как и было в действительности. Герой пытается поскорее вырваться, уехать, захватив с собой любимую женщину, однако череда случайностей сначала не даёт возможности сесть на поезд, затем сталкивает с бывшими друзьями, «калымящими» в местном ресторане. Ресторан оказывается братской могилой – все, кто в нём безудержно веселится, а также кормит и развлекает погибельную свадьбу в эту субботу, обречены. Пьяные гомо советикусы приступают к выяснениям личных отношений вместо того, чтобы бежать, спасаться. Пир во время чумы.
Единственный вопрос, который я хотел бы задать создателю «В субботу» – почему он снял сейчас именно такой фильм? Формальный повод есть – четверть века Чернобыльской катастрофе, но почему он выбрал таких героев и именно такую ситуацию – кабацкую свадьбу? Ведь помимо свадьбы в этот день много чего происходило. Люди рожали, лечили, строили, хоронили, наводили порядок, работали на дачах, занимались собственными детьми, пекли хлеб, доили коров, ловили преступников, сидели в тюрьме, наконец…
Видимо, чтобы не так критиковали, Миндадзе всё повторяет, что фильм не про аварию – про людей, но почему тогда выбраны именно эти люди – кучка недалёких юнцов, живущих квази-богемными интересами? Почему люди показаны такими приземлёнными – разве сейчас не время для героя? Неужели автор «В субботу» не чувствует нынешнее время и зрительский посыл – сейчас нужен герой спасающий, а не убегающий!..
В какой-то момент фильма мне показалось, что этот фильм – предупреждение, сигнал тревоги, призыв к мобилизации на давно давшем течь «Титанике», но – нет, только показалось: привычная антисоветская чернуха – и только. Казалось бы, сломанный каблук стоил главным героям жизни. На самом деле, по воле автора они давно мертвы, ибо они – не люди, а как бы пародии на людей, заготовки, буратины. (Скажите, кто в фильме «В субботу» нормальный, полноценный человек? Похоже, творческая интеллигенция испытывает чудовищный комплекс неполноценности, причём в отношении собственного народа, а не себя.)
Впрочем, возможно, я не прав – катарсис через захлёбывание возможен: когда закончился фильм, в зале прозвучали аплодисменты. Их было немного, но кому-то картина понравилась, и нельзя не уважать чужое мнение.

Дневник фестиваля quot;Золотой Фениксquot;: Александр Миндадзе и Сергей Юрский

Однако в этот день аудитории «Золотого Феникса» был явлен и другой взгляд в прошлое. На мой взгляд, принципиально другой.
Выступление Сергея Юрского имело подзаголовок «Классика и современность», и первое слово оказалось в этой связке более значимым.
Мэтр не стал размениваться на рассказы о себе и ответы на наивные вопросы из записочек – это не передача «Линия жизни». Большой человек спешил рассказать публике о времени, о себе и о ней, публике. Рассказать о том, что любит, что важно, что думает о жизни, что открылось ему, но, возможно, сокрыто от многих…
«Все двигаются так быстро, что перестали замечать друг друга – это особенность сегодняшнего времени. А уж оборачиваться – тем более некогда! Надо смотреть вперёд и говорить: «Вот, это ещё не настоящее, вот, вот – будет, будет настоящее!» Но если бы мы обернулись, мы бы увидели, что позади нас перелом времени, страны, века, тысячелетия – его все пережили, это такая горка, за которую уже и не заглядываем. А там… там тоже была жизнь. И там были люди, очень похожие на нас, с очень похожими проблемами, ошибками, грехами, прозрениями… Мало того, там были вершины – такие вершины, которые сейчас трудно представить. Они были разными, но этими вершинами в частности была классика! То, что мы сейчас называем классикой – литературы, живописи, музыки… Я бы сказал, и классика мысли! Всё было там. И на этих вершинах были пророчества – те вещи, которые навсегда, – и на сейчас, на сегодня. Этот спектакль – поклон Классике. Я вам очень благодарен: на афише объявили, что будет концерт классики, и это вас не отпугнуло», - такими словами начал своё выступление Сергей Юрьевич.
Он читал своего любимого Пушкина, «Весёлых нищих» Роберта Бёрнса, читал собственное стихотворение о времени – превосходное, собственный рассказ об актёрских нравах, которые застал, «Лес» Островского – об актёрских нравах прошлого: пронзительно, с мастерским перевоплощением. Маэстро явно был настроен читать больше, в том числе и Зощенко, но организаторы заторопились открывать звезду. Если учесть, что концерт начался с получасовой задержкой, то у нас отняли полчаса общения с гением.
Боль за человека, любовь и сострадание к так называемому маленькому человеку – мне кажется, это кредо Юрского, его творческое и гражданское завещание той самой современности, упомянутой в афише. Его выступление в этот вечер – это гимн человечности.
В общем порыве зал встал, аплодируя, и это был прекрасный момент единения артиста и зрителей, художника – и толпы, которую он силой своего искусства превратил в сообщество людей. Такое не забывается… Спасибо, фестиваль!
Звёздные встречи фестиваля \"Золотой Феникс\"
Дневник фестиваля. Пётр Зайченко представил в Смоленске фильм «Сибирь. Монамур»

Другие новости по теме