Культура

Поэт Нина Лавренова: Без творчества в России можно было сойти с ума

17 августа 2011 года в 15:40
Нина Лавренова – автор трёх поэтических сборников: «Любовь была молитвой», «Грех одиночества», «Мои песочные часы». Последняя книга вышла в свет совсем недавно, к 70-летию поэтессы. Стихи она начала писать в 58 лет. Если бы ей сказали, что когда-то настанет момент и «стихи свободно потекут», то не поверила бы. Но вот смотрю я на портрет, выполненный её мужем, заслуженным художником России Владимиром Лавреновым, и думаю: а он это предвидел. Портрет жены художника удивительный – она загадочна, романтична, и творческое начало не могло не пробиться.
Лунный свет тревожит душу…
Август – за окном.
Всё прекраснее и глуше
Память о былом.
Всё быстрее мчится лето
В осень и туман.
Снится мне всё чаще
Детства радостный обман…

– Я пишу о том, что пережила в детстве, юности, – говорит Нина Васильевна. – Мне хочется выплеснуть свои воспоминания на бумагу, поделиться с другими. Пишу о первой любви, ностальгии по детству, маме…
Мама, Анна Сергеевна, окончила два института. Работала учительницей, но большую часть жизни посвятила защите растений. Отец – Василий Алексеевич Ермаков – бухгалтер. Его призвали в конце июня 1941 года из Рославля, жена была беременной, на восьмом месяце. Нина родилась в Рославле, в оккупации. Немцы сожгли всю улицу, их дом в том числе. Мать – хрупкая, маленькая – вырыла землянку, сложила печь. Выжили, дождались освобождения Смоленщины. Отец закончил войну в Австрии, был награждён многими медалями, но вернулся домой в декабре 1945 года, потому что воевал ещё и с Японией. Пришёл домой совершенно больным – без зубов, потому что переболел цингой, а малярия его била ещё долго. Ермаковы взяли ссуду на 25 лет, в лесу им выделили делянку. Мужики, вернувшиеся с войны, помогали друг другу в строительстве. А вот Василий Алексеевич, насмотревшись на дома за границей, хотел крышу дома такую, как, например, видел в Австрии. Единственная крыша в Рославле на заграничный манер была у них. И следующий Новый год праздновали в новом доме. Одна беда – мама болела, и дочь, подрастая, очень переживала.
Школу Нина закончила с золотой медалью в 1958 году, стала студенткой историко-филологического факультета.
– У нас в рославльской школе №3 литературу преподавала Серафима Владимировна Козлова, учитель от Бога! – рассказывает Нина Васильевна. – Она привила и мне, и другим ученикам любовь к русскому слову. Мы зачитывались классикой. Спасибо Серафиме Владимировне: любовь к книгам мне помогала в жизни.
С Владимиром Лавреновым она познакомилась в институте. Он учился на худграфе, год встречались, потом была студенческая свадьба в общежитии, народу много – с двух факультетов студенты, а еда – винегрет, селёдка, картошка. Зато веселья сколько! В будущем году 50 лет, как они вместе!
– Мы всегда были духовно близки, сходились в оценке ситуаций, людей, – говорит Нина Васильевна. – А ещё меня всегда подкупало в нём то, что он настоящий защитник семьи. На протяжении всей жизни я чувствовала, что живу как за каменной стеной, знала, что Володя разрешит любую проблему, защитит меня и дочь.
Когда она окончила институт, ему ещё надо было два года доучиваться. Получила распределение в деревню Коски Рославльского района, что в 30 километрах от Рославля, где жила мама. Поселилась у неё, вставала в пять утра, чтобы к восьми быть в школе на занятиях. Преподавала историю.
Владимир Лавренов закончил худграф в 1965 году – это был первый выпуск нового для института факультета. Распределили его в город Бельцы Молдавской ССР, туда и отправилась Нина. В 1966 году у них родилась дочь Елена. Муж много работал, он хотел писать. Вскоре перешёл трудиться в художественно-производственные мастерские, был принят в члены Союза художников СССР. Состоялись выставки его работ в редакции журнала «Юность» в Москве, на «Экспо-67» в Канаде.
Маму Нины забрали к себе, в Молдавию, но прожила она недолго, в 1968 году умерла и похоронена в Бельцах.
Из Молдавии переехали в город Винницу на Украине. Надеялись, что осядут там, но не судьба, видно.
– Национализм был страшный, – рассказывает Нина Васильевна. – Открыто говорили: езжайте туда, где учились. Устроиться на работу я не могла. У Володи снимали картины с выставок. Помочь-то нам материально было некому. Володя – из села Пречистое Духовщинского района, из многодетной семьи, где было пятеро детей, он старший. Надо было выживать самостоятельно.
Они вновь вернулись в Молдавию, в город Тирасполь на берегу Днестра.
Через шесть лет в результате тройного обмена перебрались в Смоленск, вот с 1980 года они и живут здесь. В прошлом году Владимиру Лавренову присвоено звание заслуженного художника России.
Так, может, она родилась, чтобы быть женой художника, помогать ему на творческом пути? Нет. Каждый человек уникален, неповторим, у каждого своё имя. И она, преподавая в Смоленском музыкальном училище эстетику и философию, искала свой творческий путь. И теперь можно сказать, что Владимир Лавренов – муж поэтессы Нины Лавреновой. Однако и это будет неправильно. Это уникальный союз любви и творчества, где каждый – личность.
– Мы из поколения шестидесятников, – говорит Нина Васильевна, – у нас свои идеалы. Их удалось сохранить, несмотря на все изменения, которые происходили в России. Без творчества можно было бы сойти с ума!
Она точно помнит день, когда родились первые строчки. Это было 7 октября 1999 года.
– Муж смотрел телевизор, я читала газету, и вдруг возникли в голове строки: «Мысль раскачивает маятник моей души, остановись, пространство и число. Я знаю, это не пришло и не придёт. В начале я пути. И мне к Тебе ещё идти, идти».
– К кому идти – к мужу, Богу? – спрашиваю я.
– К Богу.
Хочу процитировать несколько строчек из стихотворения Лавреновой:
Старая Деревня топит свои печки
И под воскресенье ждёт приезд родни.
Мчится электричка, окнами расцвечена,
Кто-то там на санках ей взмахнул рукой.
Старая Деревня, теплишься, как свечка,
Посреди России долгою зимой.

Она такая энергичная, радуется жизни, как ребёнок. Трудно поверить, что когда Нине Васильевне было 50, часто вызывали скорую помощь. И у мужа со здоровьем были нелады. Но хранительница очага не из тех, кто не будет искать выхода из ситуации. Сейчас себя и мужа она считает здоровее, чем 20 лет назад. Владимир Лавренов всё лето живёт в деревне, Нина Васильевна тоже работает на грядках, но из Смоленска надолго не уезжает. В Днепре они начинают купаться с апреля, а потом ежедневно до конца лета. Ещё занялась бегом – два раза в неделю по часу, физзарядка в обязательном порядке!
И ещё она стала кормилицей семьи. Занимается сетевым маркетингом, причём серьёзно. Вот и появились деньги на издание книг, иначе бы не узнали люди о её негромких стихах.
А за речкой незнакомой
Голубые льны.
Всё белее год от года
Первый снег зимой.
Всё роднее и милее
Край Смоленский мой.
Актёр Олег Кожемякин: Душа велит – празднику быть!
«Хёндай» представляет живопись

Другие новости по теме