ЛОМОграфия: через призму объектива и времени
Если речь заходит о фотографе, то художественная ценность его произведений, как правило, во многом соизмеряется со стоимостью его фотоаппарата. Каждый фотограф желает иметь в наличии «зеркалку» за 50.000 рублей, да заполучить объектив тысяч за 10… Однако, для истинных фотохудожников цена прибора не имеет такое уж значение: и с помощью старого советского «Зенита» можно творить настоящее искусство. На данный момент в Смоленске существует порядка десяти фотографов, целенаправленно занимающихся ретро-фотографиями. Наш репортер встретился и поговорил с одним из них.- У многих людей старшего поколения сохранились старые пленочные фотоаппараты. Они уже давно потеряли техническую ценность и, как правило, пылятся в комоде или продаются за копейки или даже раздариваются, - рассказывает студент художественно-графического факультета СмолГУ, более известный как фотограф, Александр Ком. Он отснял уже порядка сотни пленок, а теперь согласился отснять еще одну «здесь и сейчас», а также рассказать о моде на ретро-фотографии, самом процессе и способах фотографирования.
- Александр, как тебе пришла идея заняться фотографированием на старые аппараты?
- Во-первых, я давно уже хотел заняться фотоискусством, но при этом чем-то необычным. И как-то наткнулся на сайт в интернете, рассказывающий про движение «ломография». Если вкратце, то история самой моды началась лет десять назад, когда два австрийских студента приехали в Питер и, разумеется, желали заполучить пару снимков на память. У них были с собой фотоаппараты, но их они потеряли, поэтому пришлось купить в Питере. И достался им прибор под названием «ЛОМО Компакт-Автомат». Покупали они его на раз, чтобы сделать пару снимков и выкинуть. Однако студенты очень удивились, когда приехали домой и проявили пленку. Цветовые искажения и различные неточности в изображении, вызванные низким качеством фотоаппарата, оказали на австрийцев огромное впечатление. И как-то, значит, на завод, где собирали «ЛОМО», 1 апреля приходит письмо с просьбой выслать фотоаппараты в количестве 1000 шт. Сначала это восприняли за шутку, но вскоре разобрались и выслали. Такова история движения «ломография». Девиз ломографов – «любовь в движении». Ломографы могут делать хаотичные фотографии, не глядя на то, что снимают, их больше интересует цветовая гамма. Есть даже фото-стены, где рядом располагают фотографии в маленьком формате таким образом, что издалека это смотрится как разноцветная мозаика или узор.
- Александр, так ты ломограф?
- Нет. Ломография дала лишь моду на старые фотоаппараты. А то, чем занимаюсь я, называться ломографией не может хотя бы по следующей причине: ломографы не признают зеркальные фотоаппараты, а я, как и большинство, снимаю на «Зенит» - зеркальный фотоаппарат. И второе главное отличие – ломографов, как уже было сказано, интересует больше цветовая гамма и искажения, а я пытаюсь запечатлеть приятные эпизоды из своей жизни.
- То есть, фотографировать ты начал «для себя»?
- Именно. Первые мои работы – это стандартные портреты знакомых. Но потом я стал погружаться с головой в дело, пробовать применять различные эффекты и разнообразить выбор объектов для съемки.
- Александр, расскажи о тех самых различных эффектах, которые ты используешь? Пользуешься ли ты редакторами вроде «фотошопа» для обработки фотографий?
- Насчет «фотошопа». Я сразу поставил себе условие не пользоваться никакими программами. Именно для того, чтобы научиться делать фотографии максимум качественно, фотографии, не нуждающиеся ни в какой дополнительной обработке. Таким образом, из 36 кадров на пленке первое время удачных получалось штук 5, а сейчас всегда выходит больше половины.
- Может, продемонстрируешь работу в действии и покажешь несколько приемов фотографирования?
Тут наш репортер и фотограф пошли по случайному маршруту с целью сделать несколько снимков, а потом проявили и оцифровали пленку, чтобы фотографии можно было посмотреть на компьютере. На первых двух снимках Александр продемонстрировал эффект легкого засвета: «Сила засвета зависит от яркости освещения и от длительности выдержки – времени, на которое будет открыт затвор, позволяя свету попадать на пленку. Маленькая выдержка длится порядка 1/500 секунды. На этой (1) фотографии я позволил засветить пленку на 1/30 секунды - получился слабый засвет, имеющий естественный белый оттенок. При более длительной выдержке оттенок засвета голубеет, синеет, при еще большем времени имеет желтый окрас, как на фотографии (2), далее оранжевый». На следующей фотографии (3) был очевиден чересчур сильный засвет, т.к. Александр случайно превысил выдержку. Однако в данном искусстве каноны немного другие, нежели в реалистическом, поэтому подобные световые и цветовые искажения назвать недочетом никак нельзя. «Вот фотография, которую я сделал зимней ночью (4), на тот самый «ЛОМО Компакт-Автомат».
1
3
Падающий свет сквозь ветки деревьев, похоже на паутину. И здесь с выдержкой пришлось повозиться. Из-за слабого освещения ночью делать снимки очень сложно. На данной фотографии выдержка около десяти секунд. И чтобы фотография не получилась смазанной, мне пришлось застыть на это время в неподвижной позе. Если бы у меня хоть немного дрогнула рука, фотография бы не вышла. Зимой еще одной проблемой является снег, который отражается очень ярко и с синим оттенком. Поэтому при фотографировании снежного пейзажа зимним днем необходимо знать «золотую середину» выдержки, чтоб фотография получилась не темной и не засвеченной ». Кстати, Александр взял с собой три фотоаппарата и еще несколько дополнительных приспособлений. Большинство фотографий было сделано на «Зенит» - его любимый фотоаппарат, немного на «ЛОМО», а о третьем… чуть позже. Далее Александр рассказал про мелкую пыль, садящуюся на пленку, и от которой не избавится: «Вот редко получается фотография без этих белых точек и полос, как здесь (5). Это мелкая пыль, попадающая на пленку. На самой пленке ее даже не видно, только на полученной фотографии.
5
7
Вот, на этом зимнем снимке (6) можно увидеть подобное явление». Теперь о размытии. «У старых пленочных фотоаппаратов очень интересные эффекты размытия. Пожалуй, самый простой из них – размытие фона. Задние цветки и трава на фотографии (7) кажутся акварельными, словно кистью нарисованными, чего не добьешься с помощью простого фотоаппарата без использования дополнительной обработки. Это один их тех эффектов, за что и любят старые пленочные фотоаппараты, в данном случае – «Зенит». Есть и другие примеры размытия. Мне кажется привлекательным боковое размытие. Достигается оно с помощью специального объектива типа «тилт-шифт». С его помощью фокусируется только центр изображения. Объектива такого у меня не имеется, но схожего действие я добился, открутив свой объектив, а затем приставив его под кривым углом - не закручивая, а придерживая рукой. Внимание на фотографию (8) - здесь можно оценить эффект «тилт-шифта». Создается впечатление игрушечности объектов». Дополняя Александра, можно сказать, что фотография сделана будто бы через стекло. Полноценного объектива «тилт-шифт» у фотографа нет, однако у него есть объектив «рыбий глаз». Несколько фотографий в присутствии репортера Александром Комом было сделано в районе вокзала и Колхозной площади. И одна из них (9) демонстрирует эффект данного объектива.
9
11
13
«Конкретно на моем «Зените» объектив типа «рыбий глаз» называется «Пеленг». Он искажает пространство, делая его выпуклым, но при этом охватывает большую его часть. У меня много подобных фотографий. Ну вот, например, одна из них (10) – недавно сделал. Тут, кроме Рыбьего Глаза, еще можно наблюдать желтый фильтр и белые точки от пыли. Кстати, еще о засветах: после уже сделанных фотографий можно засветить пленку в определенных местах. И часто получается так, что засвечивается, например, левая часть одной фотографии, и кусок справа другой. Здесь (11) я засветил левую часть. Сначала я сделал темную фотографию, потом отмотал пленку немного назад и на какое-то время открыл затвор. Соответственно, свет упал также на правую часть предыдущей фотографии» - объясняет фотограф. Подобным образом он сделал фотографию в переходе на Колхозной площади (12), находясь вместе с репортером. Александр Ком, вспомнив о перематывании пленки, рассказал об эффектах наложения одной фотографии на другую и предоставил один образец их архивов: «У питерских и московских ломографов и просто любителей пленочных аппаратов есть такое пристрастие: сначала питерские фотографы расходуют пленку у себя в городе, а затем высылают ее приятелям из Москвы. Те, в свою очередь, вставляют эту же пленку в фотоаппарат, отматывают назад и делают новые фотографии поверх старых кадров. В итоге – на одной фотографии два города. Представьте себе – башни Кремля, всплывающие из Невы-реки посреди разведенного моста. Вот на этой фотографии (13) подобный эффект не так очевиден, но плавность перехода придает еще больше шарма. В общем, сфотографировав березы издалека, я отмотал пленку назад, подошел к деревьям вплотную и снял снизу вверх. Вот и все». Фотографии у Александра распределены по альбомам в порядке использованной на снимках модели фотоаппарата. Таким образом, есть альбомы «-122в», «-18к», «-лка», «-5в», «-10», «-ет», «-е», «-8 пинхолл». Было уместным спросить фотографа о его любимых игрушках…
- Александр, сколько у тебя было пленочных фотоаппаратов, и с каким из них ты впервой вступил в отношения?
- Началось все с Зенита-е, который я нашел дома. Это фотоаппарат моей матери. Потом знакомый отца подарил мне два фотоаппарата – "Зенит-10" и "Зенит-122в". Как оказалось, "Зенит-10" – немалая редкость. Если выпуск "Зенита-Е" исчисляется миллионами, то "Зенит-10" представлен в количестве 19 тыс. штук – словом, раритет, и еще какой! Следующий прибор я взял у подруги. Это был "ФЭД-5в" – дальномерный фотоаппарат с механизмом измерения расстояния. Кроме этого нюанса – ничего примечательного в аппарате нет. Потом я купил «ЛОМО Компакт-Автомат». До этого посмотрел интервью с человеком, который всю жизнь собирает эти штуковины на питерском заводе. И он искренне не понимал, как такое барахло покупают люди, да еще за приличные деньги. Всякие искажения и неточности в изображении (виньетирование – затемнение углов, искажения пропорций, неправильная цветопередача) - есть следствие некачественной сборки, а скорей ошибок в проектировании. Но ломографы в свое время нашли в этом привлекательную и необычную сторону. Сейчас цена этого аппарата – тысяч шесть. Разумеется, лишь из-за странноватой моды. Но не многие знают цену «ЛОМО» и продают его по дешевке. Я купил его у подобного непонимающего знакомого за тысячу рублей. Далее – у меня были фотоаппараты «Вилия-Авто», «Киев», «Агат-18к», «Смена-8м»… Последний занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый массово производимый фотоаппарат в мире. Так, какие у меня еще фотоаппараты были? В общем, достаточно много …
- Александр, расскажи немного о пленках? Какой пользуешься ты?
- Бывают позитивные, негативные и черно-белые пленки. С черно-белыми все ясно, а разницу между позитивными и негативными популярно не объяснишь – там по-разному расположены светочувствительные слои, по-разному отражается свет, и есть, скажем, некоторые нюансы в способах обработки. Пользуясь услугами в Смоленске, можно проявить только негативную пленку. Также пленки бывают на 12, 24 и 36 кадров. Выгодней всего покупать на 36, что я и делаю. Но можно сэкономить в два раза больше кадров, если использовать фотоаппарат «Агат-18к». Сегодня мы сделали на него два снимка, но в итоге имеем один – сейчас объясню. «Агат-18к» - это советский фотоаппарат, ориентированный в основном на школьников, а также на туристов. Недорогой, имеет маленькие габариты, сделан из легкой пластмассы, и главное, о чем надо сказать – полуформатный: на пленке с 36 кадрами он вмещает в два раза больше - 72 кадра. Современные машинки рассчитаны на обработку определенного стандартного участка пленки как отдельного кадра, по крайней мере в Смоленске только такие есть.
В итоге, после того как проявили и оцифровали, на одной фотографии мы видим два кадра, а по середине черную разделительную полосу. Фотография (14) это демонстрирует. На ней, в частности, присутствует и сам фотограф.
14
- Расскажи про дополнительные способы фотографирования? Интересует конкретно пинхолл. Что это такое?
- Пинхолл – это вовсе экзотическая штука. Его можно смастерить из жестяной банки, коробки, или путем совмещения фотоаппарата и металлической пластины, заменяющей объектив. В моем случае – это последний из перечисленных вариантов. Я открутил объектив, и на его место приставил пластину с дыркой посередине размером 0,3мм. Это не фотоаппарат, а самоделка из фотоаппарата и дополнительных приспособлений. Преимущество – можно добиться одинаковой резкости изображения, как на переднем, так и на заднем плане. Вообще, пинхолл – понятие очень широкое, и это даже отдельное направление. С помощью пинхолла делают круговые снимки, превращают камешек в полуметре в скалу размером со здание, находящееся метров за триста. Но здесь уже идет чистая физика и математика, я пока до этого не дошел. Но пример использования пинхолла есть, хоть и не столь очевидный (15).
15
- Александр, скажи, а много ли людей занимаются тем же, чем и ты?
- Творчество, вообще – вещь индивидуальная… А старых пленочных фотоаппаратов сохранилось, думаю, предостаточно – всех пользователей не сосчитать. Думаю, верным будет сказать, что порядка десяти человек в Смоленске используют пленочные фотоаппараты более-менее постоянно и на полупрофессиональном и профессиональном уровне. Стоит сказать, что в современном мире мода на старые пленочные фотоаппараты тесно связана в принципе с ретро-модой, которая отражается как в одежде, так и в музыке, в слэнге. Некоторые любители пленочных фотоаппаратов любят погулять вместе, пощелкать разные места и друг друга – в естественно-непринужденной форме. Для меня и фотографов моего круга это хобби порой превращается в командное – как для кого-то футбол. Это культура, объединяющая нас.
- Соответственно, есть ли какие-нибудь каноны? Что изображать, кого изображать, в каком виде?
- Каноны и правила, я считаю, вещь нехорошая. Однако есть определенные тенденции. Могу сказать про свои фотографии. В портрете человека главную роль играет не точность изображения, а запечатление его эмоционального состояния, в соответствии с применяемыми эффектами и освещением. Не так важен сам человек на фотографии и его внешность, как важна его способность правильно вписаться в нужную ситуацию, оказаться кстати. Можно издалека сфотографировать стену с граффити, возле которой будет стоять человек: лица человека может быть и не видно, возможен даже силуэт. Главное, чтобы по цветовой гамме и стилю он вписывался в фотографию. Если стена с граффити – значит должен быть представитель хип-хоп-культуры; задворки и некое подобие пост-апокалипсиса – панк в жилетке и с ирокезом; если добрый детский пейзаж – пусть будет девочка на качелях, пусть даже спиной по отношению к камере.
- Ты сказал, что у вас целая компания друзей-единомышленников. Вы пробовали устроить выставку?
- На самом деле можно было бы давно все организовать. Но большинство фотографов, которые делают искусство ради искусства, а не ради денег – люди очень щепетильные. Мои знакомые, создающие фотографии в ретро-стиле считают, что необходимо снять нечто грандиозное, а по их словам «что-нибудь нормальное», чтобы это смогло стать достоянием выставки. В общем, многие из них преуменьшают свои способности и художественную ценность своих работ, вот такая вот творческая скромность.
- Скажи, устраиваешь ли ты фотосессии и берешь ли ты деньги за эти услуги?
- Я снимаю, как правило, то, что мне нравится. И тех, кто мне нравится. Например, своего младшего брата - (16) и (17) снимки, своих друзей, себя любимого, а в основном какие-то предметы в необычном их виде. Например, вечерний трамвай мне напомнил некое нью-йоркское метро. Вот он, собственной персоной - (18) и (19). Снимал процесс стрижки друга в парикмахерской - (20), (21) фотографии. А насчет денег – разумеется, ни с кого не беру, ибо фотографирую в первую очередь для себя.
Фотографии Александра Кома имеют свою ауру, пропитаны запахом того времени, на которое ориентирован конкретный снимок. Люди или предметы в них – не центральные объекты, а элементы цельной законченной композиции, участники произведения с началом и концом.
16
18
20
21
- Александр, попробуй выразить главную для тебя ценность твоих фотографий?- Как-то смотрел свои детские фотографии, сделанные «Зенитом». Вот я в парке с родителями - катаюсь на аттракционе, ем мороженое, а вот сижу дома на ковре с резиновым утенком… И внезапно накатили слезы. Тогда я это подавил, но четко понял, насколько в сознании нашего и старшего поколений закрепились ассоциации между такого рода ретро-снимками и чем-то теплым, нежным, радужным… Ностальгия так и витает вокруг подобных фотографий. Вот так и через лет двадцать - буду я смотреть на своих друзей, на свою семью, на себя самого молодого. И уверен, так же накатят слезы.